Автор: Комиссарова Т., эксперт журнала

Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 9/2018

В конце марта 2018 года Правительство РФ скорректировало перечень случаев, когда при заключении контракта в документации о закупке указываются формула расчета цены и максимальное значение цены контракта. В частности, с 11.04.2018 правило твердой цены для контрактов на приобретение ГСМ не действует. Разберемся, что изменилось и как теперь закупать моторное топливо.

Вместо предисловия.

Для начала отметим, что особенности закупок для нужд обороны страны и безопасности государства продлили до 01.01.2019[1]. Это значит, что закупки силовых ведомств – ФСБ, СВР, Минобороны – и подведомственных им учреждений и предприятий остаются закрытыми еще на полгода и они продолжают работать по Постановлению Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства».

Напомним четыре основных правила закупок для данных ведомств (Письмо Минфина РФ № 24-04-06/4970, Казначейства РФ № 14-00-06/1303, ФАС РФ № МО/5562/18 от 29.01.2018):

  • закупки осуществляют закрытыми процедурами (закрытый аукцион проводится на площадке АСТ-ГОЗ) или у единственного поставщика. Запросы котировок и предложений не используют;

  • закупки планируют по форме для сведений, составляющих государственную тайну. Если тайны в сведениях о закупке нет, в приложение к планам такую закупку не вносят;

  • в ЕИС не публикуют планы и планы-графики закупок, документацию, протоколы. Извещение размещают в ЕИС, за исключением случаев, когда закупают товары, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, и их отразили в документации и проекте контракта;

  • контроль по ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе[2] проходит так же, как и для документов, включающих государственную тайну. Учреждения силовых министерств и ведомств представляют документы на бумаге и съемных носителях в контрольные органы: Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Перейдем к особенностям закупки топлива для всех остальных учреждений.

Какое топливо подпадает под новые правила?

Прежде всего разберемся, при закупках какого топлива придется учитывать новые правила. В Постановление Правительства РФ № 19[3] с 11.04.2018 включено топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин. Но распространяется ли данное понятие, например, на дизельное топливо, используемое для целей отопления?

Обратимся к ОКПД 2[4], в котором есть целая группировка с аналогичным названием: 19.20.21 «Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин». В нее входят:

  • моторное топливо;

  • авиационный бензин;

  • автомобильный бензин с различным октановым числом;

  • дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое и т. д.);

  • судовое топливо.

Таким образом, новое правило касается тех заказчиков, которые закупают топливо из данной группировки.

В чем суть новых правил?

Дело в том, что теперь при закупке топлива учреждения силовых министерств и ведомств в проекте контракта вместо твердой цены указывают формулу расчета цены контракта, а также ее максимальное значение.

То есть контракты, заключаемые в рамках Закона о контрактной системе по результатам электронных аукционов и запросов предложений, вместо неизменяемой (твердой) цены контракта на поставку топлива должны предусматривать объем финансирования по контракту (максимальное значение цены контракта) и порядок определения стоимости поставляемого топлива (формулу расчета цены контракта).

К сведению:

Конкретной формулы и правил расчета цены Постановление Правительства РФ № 19 не содержит. Значит, заказчики должны самостоятельно установить формулу расчета цены контракта и ее максимальное значение. На это обратил внимание Минфин в Письме от 11.05.2018 № 24-03-08/31865. Отметим, что реестр контрактов предусматривает возможность не указывать количество и единичную расценку нажатием кнопки «Используется формула цены». В таком случае в реестре контрактов приводится формула расчета цены и ее максимальное значение.

По мнению Правительства РФ, такой подход обеспечит прозрачный расчет цены одного литра (килограмма) топлива, поскольку формульное ценообразование позволит учитывать сезонные колебания цены одного литра (килограмма) топлива, что, в свою очередь, позволит достичь положительного экономического эффекта, в особенности при заключении долгосрочных контрактов.

Важно, что новые правила действуют лишь для способов закупки, где составляется документация о закупке. Соответственно, применительно к закупке топлива такими способами являются электронный аукцион и запрос предложений.

Электронный аукцион является приоритетным способом закупки, поскольку в силу Постановления Правительства РФ № 471-р[5] моторное топливо входит в перечень товаров, работ и услуг, которые заказчик должен закупать через электронный аукцион (подкласс 2 19.2 «Нефтепродукты» ОКПД).

Аукцион можно заменить конкурентным запросом котировок или запросом предложений (ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе). Однако эти способы можно использовать только при определенных условиях (см. таблицу).

Способ закупки

Особенности применения способа закупки

Запрос котировок

Можно провести, если НМЦК не превышает 500 000 руб., а годовой объем закупок, осуществленных таким способом, не превышает 10% среднегодового объема закупок и 100 млн руб.

Запрос предложений

Можно провести, если электронный аукцион признан несостоявшимся

При закупке топлива путем проведения запроса котировок, запроса котировок в электронной форме, а также при закупке у единственного поставщика заказчик по-прежнему должен указать, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Соответственно, у заказчиков есть два способа закупки моторного топлива:

1) осуществить закупку у единственного поставщика (п. 2, 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Отметим, что Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2594-р определены единственные исполнители закупок моторного топлива для служебных транспортных средств системы МВД на 2018 и 2019 годы;

2) провести аукцион с учетом вышеназванных нюансов.

Формула расчета цены контракта.

Повторим, что в нормативных актах формула расчета цены контракта не определена, поэтому ее придется разрабатывать заказчику.

Предлагаем следующую формулу:

 

 

 


ЦК =

n

Σ

1 


Цi


х


Vii, где:

 

 

 

ЦК – цена контракта, которая не может превышать ее максимальное значение;

Цi – стоимость товара, фактически поставленного в течение отчетного периода по контракту;

Vi – объем поставляемого товара в периоде поставки;

n – конечное значение (диапазон суммирования), которое равно значению суммируемых величин (например, если бензин будет поставляться в течение трех месяцев, n = 3).

Приведем пример расчета цены контракта.

Допустим, заказчик заключил контракт на сумму 89 958,00 руб., чтобы приобрести 2 200 л бензина АИ-92. Максимальное значение цены контракта – 40,89 руб. Период поставки бензина – с августа по ноябрь 2018 года. Каждый месяц заказчик выбирал по 550 л. В августе и сентябре бензин стоил 40,89 руб., а в октябре и ноябре – 40,50 руб. По указанной выше формуле посчитаем стоимость бензина по контракту:

ЦК = (Ц1 х V1) + (Ц2 х V2) + (Ц3 х V3) + (Ц4 х V4) = 40,89 руб. х 550 л (август) + 40,89 руб. х 550 л (сентябрь) + 40,50 руб. х 550 л (октябрь) + 40,50 руб. х 550 л (ноябрь) = 89 529,00 руб.

Налицо экономия.

Чтобы соблюсти требования ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ № 19, нужно использовать ценовое предложение поставщика в качестве максимального значения цены контракта.

Кроме того, в документации и проекте контракта необходимо указать, что цена контракта не может превышать максимальное значение, которое прописано в контракте, и уточнить, что максимальное значение определяется как максимальная стоимость товара и включает в себя все расходы поставщика.

Пошаговый алгоритм закупки моторного топлива.

Чтобы закупить моторное топливо, нужно:

1) выбрать способ определения поставщика (электронный аукцион или закупка у единственного поставщика);

2) прописать формулу расчета цены контракта и ее максимальное значение. Например, это можно сделать так.

Максимальное значение цены контракта представляет собой цену контракта, предложенную Поставщиком по результатам электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона от «__» __________ 2018 года), и составляет _________ рублей, в том числе НДС (___%) – _______ рублей (если поставщик не является плательщиком НДС, нужно указать, что сумма не облагается НДС, и привести основание).

Максимальная цена контракта включает все затраты поставщика, в том числе расходы на поставку, отпуск товара, изготовление и выдачу топливных карт, уплату обязательных платежей (налогов, сборов и т. д.).

Цена контракта соответствует стоимости товара, фактически поставленного поставщиком в течение срока, указанного в контракте, и определяется по следующей формуле:

Отметим, что при планировании закупок бензина НМЦК рассчитывается по общему правилу, определенному в ст. 22 Закона о контрактной системе и Методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, – методом сопоставимых рыночных цен;

3) описать объект закупки. Помните, что нужно использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию из стандартов, ГОСТ и иных нормативных актов о техническом регулировании. Отметим, что заказчики обязаны использовать каталог товаров, работ и услуг, размещенный в ЕИС. С 01.01.2018 автомобильный бензин внесен в этот каталог. Причем есть позиции для оптовой и розничной реализации.

Описывать объект закупки нужно, используя информацию из каталога товаров, работ и услуг. Если необходимо дополнить описание, обязательно приводится обоснование;

4) привести существенные условия в проекте контракта. Полагаем, что закупка бензина требует включение в контракт ряд специфичных условий. Например, нужно определить:

  • предмет контракта (каким образом будет закупаться топливо на заправках: по талонам, топливным картам (самый распространенный вариант) или за наличный расчет);

  • место поставки топлива. Минэкономразвития в Письме от 04.05.2016 № Д28и-1197 отметило, что если указать конкретное место поставки топлива, то это ограничит количество участников, что недопустимо. Заказчик вправе лишь территориально определить удаленность места поставки, указав границы административного округа или территориального образования;

  • цену контракта (при закупках моторного топлива заказчик отражает не твердую цену, а формулу расчета цены контракта и ее максимальное значение). При закупках бензина у единственного поставщика цена будет твердой;

  • срок поставки, то есть те периоды, когда у заказчика возникает необходимость в топливе.

* * *

В заключение отметим следующее. Закупки топлива в ФСБ, СВР, Минобороны и подведомственных им учреждениях и предприятиях осуществляются закрытыми способами (закрытый аукцион проводится на площадке АСТ-ГОЗ) или у единственного поставщика. Запросы котировок и предложений не используются. Остальные учреждения силовых министерств и ведомств осуществляют закупки по общим правилам с учетом положений Закона о контрактной системе и Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Если проводится аукцион, необходимо указать формулу расчета цены контракта, а если закупка у единственного поставщика – цена контракта является твердой и не подлежит изменению.


[1] Постановление Правительства РФ от 21.06.2018 № 708 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428».

[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта».

[4] ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

[5] Постановление Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».