Автор: Репин А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Бюджетные учреждения в случаях, предусмотренных ст. 15 Закона о контрактной системе, вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ. 01.07.2018 вступают в силу многочисленные изменения данного закона, внесенные Федеральным законом № 505-ФЗ. Об этих изменениях расскажем далее.
Конкурентные и неконкурентные закупки
Федеральным законом № 505-ФЗ в положения Федерального закона № 223-ФЗ вводятся понятия конкурентной и неконкурентной закупки.
Конкурентные закупки будут проводиться:
-
путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений)). Необходимо отметить, что Федеральным законом № 505-ФЗ даны определения всем видам конкурентных закупок. Так, под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину;
-
иными способами, установленными положением о закупке.
Порядок осуществления конкурентных закупок
Федеральным законом № 505-ФЗ установлены:
-
требования к порядку осуществления конкурентной закупки (ст. 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ);
-
особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме (ст. 3.3, 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ);
-
требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом (ст. 3.5 Федерального закона № 223-ФЗ);
-
требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ст. 3.6 Федерального закона № 223-ФЗ).
Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки или документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик размещает разъяснение в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил данный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять разъяснение в случае, если запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заметим, что учреждение вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Такое решение размещается в ЕИС в день принятия.
Обратите внимание. В силу ч. 8 и 9 ст. 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентных закупок бюджетному учреждению необходимо:
- создать комиссию по осуществлению конкурентной закупки;
- разработать и утвердить документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая должна быть размещена в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки.
Необходимо отметить, что учреждение вправе установить требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках при осуществлении закупок с начальной (максимальной) ценой договора более 5 млн руб. В извещении и документации о закупке должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки из числа предусмотренных заказчиком в извещении и документации о закупке осуществляется участником закупки.
Также отметим, что в ст. 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ установлены сроки размещения извещения о проведении закупки тем или иным способом. Например, в случае конкурса или аукциона документация размещается в ЕИС не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а при запросе котировок – не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие.
Исходя из ч. 11 ст. 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке должны представляться согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным законом и положением о закупке. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок на основании положения о закупке.
Федеральным законом № 505-ФЗ вводится требование о составлении заказчиком:
-
протокола – в ходе осуществления конкурентной закупки;
-
протокола – по итогам конкурентной закупки.
При этом протокол, составляемый в ходе конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
-
количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
-
оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки данных заявок (если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
В свою очередь, протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее – итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой заявки;
3) наименование (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица) участника закупки, с которым планируется заключить договор (если по итогам закупки определен ее победитель), в том числе единственного участника закупки, с которым планируется заключить договор;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. Если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
-
количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
-
оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют названные заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок (если этапом закупки предусмотрена оценка заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Указанные протоколы, а также заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке должны храниться в учреждении не менее трех лет.
Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
Конкурентные закупки должны осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, должны осуществляться исключительно в электронной форме.
Требования к составлению документации о закупке
С 01.07.2018 вводятся требования к описанию в документации о конкурентной закупке предмета закупки. Так, согласно ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ при описании предмета закупки в документации о конкурентной закупке заказчик обязан:
-
отражать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические, качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
-
не включать требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что это влечет за собой необоснованное ограничение количества участников. Исключение – случаи, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
-
использовать слова «(или эквивалент)» при указании в описании предмета закупки на товарный знак.
Использовать слова «(или эквивалент)» при указании в описании предмета закупки на товарный знак не нужно:
-
при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
-
при закупках запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
-
при закупках товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
-
при закупках с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ.
Отметим, что Федеральным законом № 505-ФЗ внесены изменения в перечень сведений, содержащихся в извещении о закупке и документации о закупке.
Типовое положение о закупке
Чтобы воспользоваться правом применения положений Федерального закона № 223-ФЗ, бюджетное учреждение должно разработать и утвердить положение о закупке. Напомним, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения ее процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ). Следовательно, учреждение самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.
Однако мы не советуем торопиться и прямо сейчас вносить в положение о закупке изменения, о которых мы рассказали ранее. Бюджетным учреждениям нужно учесть тот факт, что начиная с 01.07.2018 учредителям бюджетных учреждений предоставлено право утвердить типовые положения о закупках и определить те бюджетные учреждения, для которых применение названного типового положения о закупке является обязательным. Иными словами, стоит подождать утверждения учредителем такого типового положения. Конечно, если ближе к середине июня данное положение не будет утверждено, вносить изменения все равно придется.
Отметим, что типовое положение должно содержать следующие сведения, не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными и автономными учреждениями положения о закупке:
-
порядок подготовки и (или) осуществления закупки;
-
способы закупок и условия их применения. В положении о закупке должны быть предусмотрены конкурентные и неконкурентные закупки, а также установлен порядок их осуществления. В положении о закупке должны быть установлены исчерпывающий перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика и порядок подготовки и осуществления такой закупки (ст. 3.6 Федерального закона № 223-ФЗ). Напомним, что закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры (п. 2 разд. VII Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденного ФАС РФ 21.07.2015);
-
срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ;
-
особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, определяемых Правительством РФ исходя из п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ.
При этом в типовом положении о закупке должна быть определена в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные и автономные учреждения обязаны внести изменения в свое положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке согласно типовому положению. Напомним, что в силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ положение о закупке должно утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Порядок утверждения и согласования положения о закупке устанавливает учредитель.
Федеральным законом № 505-ФЗ определено, что типовое положение о закупке должно быть размещено в ЕИС органом, его утвердившим, в течение 15 дней с даты его утверждения. В тот же срок размещаются изменения, вносимые в типовое положение. В последнем случае указывается срок, в течение которого бюджетные и автономные учреждения, а также унитарные предприятия должны скорректировать свои положения о закупке или утвердить новые. При этом названный срок не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений в типовом положении.
Обратите внимание: начиная с 01.07.2018 если в течение срока, предусмотренного Федеральным законом № 223-ФЗ, заказчик не разместит утвержденное им положение о закупке или принятое им решение о присоединении к положению о закупке, то на такого заказчика до дня размещения им положения о закупке будут распространяться положения Закона о контрактной системе (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона № 223-ФЗ).
Изменения в порядке представления отчетности
Начиная с 01.07.2018 изменяется перечень отчетности, составляемой по результатам закупок. Бюджетное учреждение не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должно будет размещать в ЕИС сведения:
-
о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;
-
о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
-
о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.
Информация, не подлежащая размещению в ЕИС
С 01.07.2018 расширяется перечень сведений, которые не подлежат размещению в ЕИС, к которым будут относиться и сведения:
-
о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
-
о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.
Кроме того, уточнено, что Правительство РФ будет вправе определить:
-
перечень оснований неразмещения в ЕИС информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;
-
перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС.
* * *
Кратко сформулируем основные выводы:
-
вводится понятие конкурентных и неконкурентных закупок;
-
учредителю предоставлено право разрабатывать типовые положения о закупках;
-
уточнен перечень информации, которую не нужно размещать в ЕИС;
-
уточнен порядок составления документации о закупке;
-
изменился состав отчетности, составляемой по результатам закупок.