Автор: Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Как известно, отчет о результатах деятельности и использовании имущества входит в число документов, которые автономные учреждения должны составлять по итогам года. Общие требования к отчету установлены на федеральном уровне, а конкретную форму и сроки представления утверждают органы-учредители. Каковы основные этапы работы над отчетом? Что изменилось в этой процедуре за последнее время?
Обязанность ежегодно составлять и публиковать отчеты о деятельности первоначально была предусмотрена только для автономных учреждений (ч. 10 ст. 2 Закона № 174-ФЗ), но впоследствии распространилась на учреждения других типов (ч. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ). Согласно п. 10 приведенной нормы отчет о результатах деятельности учреждения должны публиковать на официальном сайте bus.gov.ru вместе с другими регулирующими документами. При этом отчет должен составляться и утверждаться в порядке, установленном органом-учредителем, и с соблюдением общих требований, разработанных Минфином.
Содержание отчета
Для автономных учреждений особенность заполнения отчета заключается в том, что им нужно руководствоваться двумя нормативными актами федерального уровня – Требованиями № 114н и выпущенными ранее Правилами № 684 (об этом сказано в п. 3 Требований № 114н). По сути, положения обоих документов должны быть отражены в утвержденном органом-учредителем правовом акте (см., например, приказы Минобрнауки РФ от 27.07.2016 № 904 и Минспорта РФ от 03.09.2013 № 709 (далее – Приказ № 709)) – на него в итоге и следует ориентироваться подведомственным автономным учреждениям.
Есть и другая особенность. Согласно п. 4 Требований № 114н отчет составляется в валюте РФ (в части показателей в денежном выражении) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. То есть в качестве отчетного периода выступает год. Однако п. 3 Правил № 684 определено, что отчет о деятельности должен включать сведения за каждый из двух предшествующих его опубликованию лет. Следовательно, автономные учреждения должны отражать в отчете сведения за 2 года – отчетный и предшествующий ему.
Органы-учредители, как правило, учитывают эту особенность при разработке соответствующих форм. Например, в форме отчета для государственного автономного учреждения, утвержденной Приказом Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 27.05.2011 № 1084, за 2 года приводятся информация о сотрудниках и сведения, характеризующие результат деятельности (количество потребителей, воспользовавшихся услугами АУ, сумма дохода от оказания платных услуг, объем финансового обеспечения, общая сумма прибыли). А в форме отчета, установленной Постановлением Правительства г. Санкт-Петербурга от 30.12.2009 № 1601 (далее – Приказ № 1601), за отчетный и предшествующий годы указываются все числовые данные – и по результатам деятельности, и по использованию имущества.
Согласно п. 5 Требований № 114н автономные учреждения включают в отчет три раздела – общие сведения об учреждении, информация о результатах его деятельности и об использовании имущества. Представим в таблице основные сведения, которые нужно раскрывать.
Наименование раздела |
Содержание раздела на основании Требований № 114н и Правил № 684 |
Общие сведения об учреждении |
|
Результат деятельности учреждения |
|
Об использовании имущества, закрепленного за учреждением |
|
По решению органа-учредителя все три раздела отчета могут содержать дополнительную информацию, которую должно отразить автономное учреждение (п. 6, 8, 9 Требований № 114н). Например, в Санкт-Петербурге результаты деятельности автономных учреждений характеризуются еще и такими сведениями, как средняя стоимость получения платных и частично платных услуг (работ) для потребителей по видам предоставленных услуг (см. Приказ № 1601). А при заполнении формы отчета, утвержденной Приказом Минобразования Республики Коми от 25.11.2011 № 349 (далее – Приказ № 349), сведения о жалобах потребителей нужно дифференцировать в зависимости от того, на платной или бесплатной основе предоставляются услуги.
Особенности утверждения отчета
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ и п. 10 Требований № 114н руководитель автономного учреждения должен представить отчет о результатах деятельности АУ на рассмотрение наблюдательному совету. Важно, что в процедуре утверждения произошли изменения – соответствующие поправки в Закон № 174-ФЗ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 347-ФЗ.
Прежние правила предполагали, что наблюдательный совет утверждает данный отчет, после чего его копия направляется учредителю автономного учреждения. Однако ч. 4 ст. 11 Закона № 174-ФЗ теперь утратила силу и совет лишился полномочия утверждать отчетные документы АУ. В силу ч. 2 ст. 11 Закона № 174-ФЗ наблюдательный совет, рассмотрев отчет о результатах деятельности, должен дать рекомендации, а решение относительно отчета АУ должен принимать орган-учредитель – после изучения рекомендаций наблюдательного совета АУ. Получается, что непосредственно утверждает отчет о деятельности руководитель АУ, а вышестоящие органы управления должны согласовать (либо не согласовать) документ, одобрив (или нет) работу учреждения.
В то же время правила утверждения отчета, предоставленного обособленным подразделением, осуществляющим полномочия по ведению бухгалтерского учета, не изменились. Как сказано в п. 10 Требований № 114н, этот отчет утверждается руководителем указанного подразделения, а затем представляется головному учреждению на согласование. Автономное учреждение должно рассмотреть отчет, поступивший от обособленного подразделения, в течение 10 рабочих дней, следующих за днем поступления отчетного документа, и согласовать его либо отправить на доработку, указав причины возврата.
Конкретный срок и процедуру утверждения устанавливает орган-учредитель в своем нормативном акте. В частности, Минспорт в Приказе № 709 определил, что после утверждения отчет направляется в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, на согласование в министерство. Оно рассматривает документ в течение 10 рабочих дней и согласовывает его либо возвращает на доработку.
В свою очередь, Министерство образования Республики Коми разработало еще более детальный порядок. Согласно Приказу № 349 руководитель АУ подает в наблюдательный совет отчет (на бумажном носителе и в электронном виде в формате Excel) в срок до 1 апреля. Совет проверяет наличие на документе всех необходимых подписей должностных лиц учреждения и сверяет данные «бумажного» отчета с данными в электронном виде на предмет их идентичности. Порядок проверки показателей, содержащихся в отчете, совет определяет самостоятельно.
Способы опубликования отчета
Отчет о результатах деятельности необходимо публиковать несколькими способами.
1. На официальном сайте. Согласно п. 11 Требований № 114н автономное учреждение обязано выкладывать данный отчет (среди прочих документов) на сайте bus.gov.ru. Процедура размещения регламентируется Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н, а срок составляет 5 рабочих дней после утверждения документа (Пункт 2.9 Требований к порядку формирования структурированной информации о государственном (муниципальном) учреждении, информации, указанной в абзаце первом пункта 15.1 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 № 86н, утв. Федеральным казначейством 26.12.2016). То есть если отчет утвержден, например, 15 марта, опубликовать его на официальном сайте нужно до 22 марта.
Отметим, что отчет вместе с другими документами автономного учреждения, подлежащими размещению на сайте bus.gov.ru, должен публиковать орган-учредитель. Об этом сказано в ч. 3.5 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, которая с начала 2018 года тоже действует в новой редакции. Однако орган-учредитель может передать право по размещению информации и документов на официальном сайте самому учреждению. Для этого учредитель должен издать соответствующий правовой акт. А потому учреждению целесообразно уточнить, существует ли такой акт и кому именно предоставлено полномочие по размещению сведений.
2. На собственном сайте автономного учреждения и (или) сайте органа-учредителя. В силу п. 6 Правил № 684 и п. 12 Требований № 114н учреждение по решению учредителя может дополнительно разместить отчет о результатах на сайте органа власти, учреждения либо ином интернет-ресурсе.
3. В средствах массовой информации. Обязанность автономного учреждения ежегодно публиковать отчет о деятельности в СМИ, определенных органом-учредителем, установлена в ч. 10 ст. 2 Закона № 174-ФЗ. Согласно п. 5 Правил № 684 выбранные СМИ должны быть доступны для потребителей услуг АУ, а сам отчет необходимо опубликовать не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Кстати, п. 7 Правил № 684 предусматривает еще одну форму информирования получателей услуг автономного учреждения. В его помещении в доступном для потребителей месте должна быть представлена информация о дате опубликования и СМИ, в которых опубликован отчет о результатах деятельности, а также о сайтах, где выложен этот отчет.
* * *
Процедуры подготовки, утверждения и опубликования отчета о результатах деятельности регулируются сразу несколькими федеральными актами – законами № 174-ФЗ и 7-ФЗ, Правилами № 684 и Требованиями № 114н. Органы-учредители должны обобщить эти требования в своих нормативных актах, адресованных подведомственным учреждениям. Именно здесь должны быть установлены точные правила работы с документом, форма и сроки его утверждения.
Впрочем, данный отчет автономные учреждения составляют не первый год. Новыми для них окажутся только правила утверждения документа. Полномочия наблюдательных советов в этой части изменились, на что нужно обратить отдельное внимание.