Автор: А. Тончин

Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 11/2017

Вступил в силу Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н, согласно которому внесены изменения в Инструкцию № 157н. В Едином плане счетов скорректированы названия отдельных счетов, некоторые счета исключены, дополнены общие положения порядка ведения бухгалтерского учета, правила формирования первоначальной стоимости нематериальных активов и др. В статье ознакомимся с новшествами.

29.10.2017 вступил в силу Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н, согласно которому внесены изменения в Инструкцию № 157н. В частности, в Едином плане счетов скорректированы названия отдельных счетов, некоторые счета исключены, дополнены общие положения порядка ведения бухгалтерского учета, правила формирования первоначальной стоимости нематериальных активов и др. В статье ознакомимся с новшествами, актуальными для автономных учреждений.

План счетов.

Из Единого плана счетов исключены следующие счета:

  • 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях»;

  • 206 61 000 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;

  • 215 51 000 «Вложения в управляющие компании».

Отдельные счета Единого плана переименованы:

  • 204 32 000 «Участие в государственных (муниципальных) предприятиях» (прежнее название – «Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий»);

  • 206 63 000 «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления» (прежнее название – «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»).

Таким образом, если в учреждении применялись вышеуказанные счета, необходимо внести соответствующие изменения в рабочий план счетов.

Согласно дополнениям, введенным в п. 21 Инструкции № 157н, уточняется, что формирование номера рабочего плана счетов автономного учреждения (в 1 – 17-м разрядах соответствующих кодов бюджетной классификации РФ (их составных частей), в 24 – 26-м разрядах – КОСГУ) осуществляется с учетом положений, предусмотренных Инструкцией 183н.

Напомним, что в силу п. 3, 4 Инструкции № 183н номер счета рабочего плана счетов автономного учреждения содержит:

  • в разрядах 1 – 4 – аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;

  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;

  • в разрядах 15 – 17 – аналитический код вида поступлений – доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения), или аналитический код вида выбытий – расходов, иных выплат, в частности по погашению заимствований, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации РФ (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);

  • в 24 – 26 разрядах номера счета – коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

При этом установлено, что в разрядах 5 – 17 номера счета необходимо отражать нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества, по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг») и по корреспондирующим с ним счетам 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270).

При формировании остатков на начало текущего финансового года по счетам 0 100 00 000, за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000, 0 107 00 000, в разрядах 5 – 17 номеров счетов отражаются нули.

Также в разрядах 15 – 17 отражаются нули по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» (в том числе 0 201 35 000 «Денежные документы»).

В разрядах 1 – 17 номера счета отражаются нули у следующих счетов:

  • 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

  • 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

В разрядах 1 – 14 отражаются нули у счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения».

По счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающим сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 – 17-м разрядах номера счета отражается аналитический код поступления.

По счетам аналитического учета счета 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающим сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 – 17-м разрядах номера счета отражается аналитический код выбытия.

Кроме этого, в целях получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а также согласно требованиям учредителя, финансового органа, из бюджета которого автономному учреждению предоставляются субсидии, в целях управленческого учета автономное учреждение в разрядах 1 – 17 номера счета, в котором Инструкцией № 183н предусмотрены нули, отражает в порядке, установленном его учетной политикой, соответствующие аналитические коды поступления (выбытия).

Общие требования к ведению бухгалтерского учета.

В пункте 3 Инструкции № 157н содержатся общие требования, которые автономным учреждениям необходимо учитывать при ведении бухгалтерского учета. Этот пункт дополнен следующими положениями:

  • наличие ошибок или искажений по показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности, не влияющих на экономическое решение учредителей учреждения (пользователя информации), принимаемое на основе данных такой отчетности, и не формирующих показатели, необходимые для оценки (определения) исполнения субъектом учета условий получения субсидий бюджетным (автономными) учреждениями, условий получения бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, иных бюджетных ограничений, не влияет на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает приоритетное признание в бухучете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов (принцип осмотрительности).

Исправление ошибок.

В пункте 18 Инструкции № 157н описан порядок исправления ошибок в регистрах бухучета в зависимости от периода их обнаружения.

В этот пункт внесены поправки в отношении ошибок, выявленных после сдачи отчетности учредителю (финансовому органу). Если ошибка обнаружена после принятия бухгалтерской отчетности учредителем (ранее было – до утверждения отчетности учредителем) и требуется внести изменения в регистры бухучета (журналы операций), исправления вносятся следующим образом. В зависимости от характера ошибки по решению учредителя (финансового органа) ее исправление отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью. Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке, представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833), содержащей информацию об обосновании внесения исправлений, наименовании исправляемого журнала операций, его номере (при наличии), периоде, за который он составлен. Согласно дополнениям в справке, кроме того, указывается период, в котором были выявлены ошибки.

Еще одно новшество: бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском учете и отчетности.

Проведение инвентаризации.

Согласно обновленному п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств, а также иных объектов бухучета, в том числе учтенных на забалансовых счетах, проводится в порядке, установленном в учетной политике учреждения.

Как видим, в учетной политике необходимо предусмотреть порядок инвентаризации не только активов и обязательств, но и иных объектов бухгалтерского учета (например, материальных ценностей, находящихся в безвозмездном и возмездном пользовании, на хранении, бланков строгой отчетности, призов, кубков).

Учет нефинансовых активов.

В пункте 22 Инструкции № 157н указано, что счета раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов (соответствующие счета аналитического учета счета 0 100 00 000) предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, относящихся согласно данной инструкции к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг. В силу дополнений, внесенных в этот пункт, уточняется, что счета 0 100 00 000 также применяются для отражения информации об активах, переданных в аренду, безвозмездное пользование, в доверительное управление, об имуществе, являющемся объектом концессионных соглашений, и имуществе, составляющем государственную (муниципальную) казну.

Согласно п. 27 Инструкции № 157н фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта. В этот пункт внесено дополнение о том, что передача вложений осуществляется на основании извещения (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ).

В пункте 62 Инструкции № 157н содержится перечень расходов, которые учитываются при формировании первоначальной стоимости нематериального актива (НМА) при его приобретении за плату, создании. Согласно внесенным в данный пункт изменениям из указанного перечня исключены следующие расходы:

  • регистрационные сборы, государственные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов;

  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;

  • суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов;

  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ.

С учетом изменений при формировании первоначальной стоимости НМА учитываются следующие расходы:

1) суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором (государственным (муниципальным) контрактом) об отчуждении (приобретении) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;

2) расходы на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива или в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;

3) расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, первоначальная стоимость которого формируется;

4) иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

В пункте 62 Инструкции № 157н также уточняется, что в сумму фактических вложений не включаются расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы предшествующих отчетных периодов, выполняемые учреждением по договорам (контрактам).

Учет операций на счетах по санкционированию расходов.

В соответствии с п. 310 Инструкции № 157н операции по санкционированию обязательств, принимаемых, принятых в текущем финансовом году учреждением, формируются с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет. Согласно дополнениям необходимо учитывать также неисполненные отложенные обязательства.

В силу поправок, внесенных в п. 312 Инструкции № 157н, по завершении текущего финансового года подлежат переносу не только остатки, но и обороты по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, на аналитические счета соответственно на текущий, первый год.

* * *

В заключение выделим основные моменты.

Учреждениям, применявшим счета 206 61 000 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения», 206 63 000 «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями», необходимо внести поправки в рабочий план счетов (первый счет исключен, второй переименован).

При ведении бухгалтерского учета необходимо следовать принципу осмотрительности, то есть обеспечивать приоритетное признание в бухучете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов.

Бухгалтерская справка (ф. 0504833), составляемая при исправлении ошибок в учете, должна содержать информацию об обосновании внесения исправлений, наименовании исправляемого журнала операций, его номере (при наличии), периоде, за который он составлен.

Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухучете и отчетности.

В учетной политике необходимо предусмотреть порядок инвентаризации не только активов и обязательств, но и иных объектов бухгалтерского учета, в том числе учтенных на забалансовых счетах.

При формировании вложений в НМА следует учитывать, что расходы на регистрационные сборы, государственные пошлины и т. п. теперь не поименованы в перечне расходов, включаемых при определении первоначальной стоимости НМА. По нашему мнению, исключенные виды расходов все же могут учитываться, если в учетной политике учреждения прописать перечень иных расходов, связанных с приобретением, созданием нематериального актива и учитываемых в учреждении при формировании вложений в НМА, в том числе регистрационные сборы, государственные пошлины и др.

По завершении текущего финансового года по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированным в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу не только остатки, но и обороты.