Автор: Г. Г. Зайцева

Журнал "Руководитель автономного учреждения" № 6/2017

На федеральном уровне предельные размеры авансовых платежей по договорам устанавливаются для АУ второй год подряд, а регионы и муниципальные образования перенимают данную инициативу. В каких случаях необходимо соблюдать ограничения?

На федеральном уровне предельные размеры авансовых платежей по договорам устанавливаются для автономных учреждений второй год подряд, а регионы и муниципальные образования перенимают эту инициативу. В каких именно случаях АУ надо соблюдать ограничения по размеру авансов? Давайте разбираться.

Необходимость соблюдать предельные размеры авансовых платежей при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для федеральных автономных учреждений установлена п. 43 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551[1]. Согласно ему органы-учредители должны обеспечить выполнение подведомственными АУ названного условия. То есть в этой части новое требование приравнивает ФАУ к получателям средств федерального бюджета.

Аналогичные нормы предусматриваются при исполнении бюджетов нижестоящих уровней. Например, так поступили в Республике Чувашия[2], Ростовской[3], Пензенской[4] областях. А вот в Челябинской области[5] пошли дальше: здесь не просто указали, что органы-учредители «должны обеспечить», а законодательно прописали механизм, позволяющий сделать это. В силу п. 7 Постановления № 732-П органы-учредители устанавливают обязательство подведомственного АУ (БУ) по ограничению авансов в соглашении о предоставлении субсидии на выполнение госзадания и на иные цели – в качестве одного из условий предоставления той или иной субсидии.

Как видим, требование об ограничении авансовых платежей сегодня распространяется на достаточно большое число автономных учреждений разных уровней подчинения. Хотя в отдельных случаях (например, в Нижегородской области[6]) аналогичная норма, адресованная уже не органам-учредителям, а самим АУ и БУ, носит рекомендательный характер.

Но в отношении каких закупок автономные учреждения должны применять установленные учредителем ограничения? Минэкономразвития в прошлом году разъяснило: автономные учреждения обязаны соблюдать требования к авансовым платежам при закупках на основании Закона № 223-ФЗ[7] (см. письма от 05.07.2016 № Д28и-1765, от 20.09.2016 № Д28и-2454).

Не так давно ведомство выпустило еще одно письмо, посвященное авансовым платежам (от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3105). Документ адресован федеральным бюджетным учреждениям и в нем говорится следующее: предельные размеры авансов, установленные п. 42 и 43 Постановления № 1551, применяются ФБУ при заключении договоров (контрактов) в рамках Закона № 44-ФЗ[8] и не распространяются на случаи заключения ими договоров по Закону № 223-ФЗ. Так, может быть, позиция федеральных чиновников изменилась – этот вывод затрагивает и автономные учреждения? Может, им необходимо ограничивать авансовые платежи только при работе по Закону № 44-ФЗ (в частности, при расходовании субсидии на капитальные вложения), а в отношении остальных закупок, проводимых на основании Закона № 223-ФЗ, ограничения не действуют?

Нет, логика законодателя здесь другая. Основной критерий, по которому определяется необходимость соблюдения предельного размера авансов, – расходование средств бюджета соответствующего уровня. Все бюджетные ассигнования, предоставляемые автономному учреждению в виде субсидий (на выполнение задания, иные цели, осуществление капвложений), должны тратиться с соблюдением рассматриваемых ограничений – вне зависимости от того, какой закон (№ 223-ФЗ или 44-ФЗ) при этом применяется. А вот закупки за счет средств от приносящей доход деятельности можно проводить, не соблюдая данное требование.

Таким образом, для АУ выстраивается следующая схема действий:

Субсидия

на капвложения, бюджетные инвестиции

Субсидия

на выполнение задания

Субсидия

на иные цели

Средства
от приносящей доход деятельности

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Соблюдение предельных размеров авансовых платежей, установленных учредителем

Отсутствие ограничений по размеру авансов

Кстати, в будущем обязанность соблюдать предельные размеры авансовых платежей может быть закреплена в ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ ‎«Об автономных учреждениях». Такую поправку содержит законопроект, размещенный для общественного обсуждения на федеральном портале regulation.gov.ru (ID проекта 01/05/02-16/00045822).


[1] О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Постановление № 1551).

[2] Постановление Кабинета министров Чувашской Республики № 536 от 14.12.2016 «О мерах по реализации Закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

[3] Постановление правительства Ростовской области от 27.01.2017 № 46 «О мерах по реализации Областного закона от 26.12.2016 № 836-ЗС «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

[4] Постановление правительства Пензенской области от 30.12.2016 № 663-пП «О мерах по реализации Закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

[5] Постановление правительства Челябинской области от 26.12.2016 № 732-П «О мерах по реализации Закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Постановление № 732-П).

[6] Постановление правительства Нижегородской области от 30.03.2017 № 187 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 23 декабря 2016 года № 178-З «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

[7] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[8] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».