Автор: Т. Обухова
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 11/2016
В случае невыполнения учреждением задания учредителя остаток сумм субсидии должен быть возращен в доход бюджета. В статье изложен порядок отражения данной операции в учете.
Правовое основание для возврата в бюджет сумм субсидий.
Частью 17 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ[1] установлено, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания. Аналогичная норма в отношении автономных учреждений установлена п. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях).
Требование о возврате остатков целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениями содержится в ч. 18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, п. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях. Из них следует, что не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения.
В 2016 году федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля должны обеспечить возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений (п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»).
В отношении учреждений субъектов РФ и муниципальных образований такие правила устанавливаются нормативными актами субъектов РФ.
В качестве примера такого нормативного акта можно привести Закон Амурской области от 31.08.2007 № 368-ОЗ «О бюджетном процессе в Амурской области», которым установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных областным бюджетным и автономным учреждениям из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения ими государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), в очередном финансовом году подлежат возврату в областной бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания.
Таким образом, требование о возврате остатка субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя, выдвигается только в случае недостижения учреждением показателей, установленных учредителем в рамках государственного задания. При этом, если учреждение израсходовало суммы субсидий полностью, а показатели, установленные учредителем, не достигнуты, возврат остатка субсидии производится за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг.
К сведению
По мнению Минфина, изложенному в Письме № 02-06-07/19436, возврат в федеральный бюджет остатков сумм субсидий на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ и на иные цели.
Заметим, что в отношении возврата остатков сумм субсидий, выделенных из бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов, Минфин придерживается аналогичного мнения. Так, в Письме от 11.04.2016 № 02-04-09/20394 на вопрос о возврате остатков субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям Амурской области на выполнение государственного задания, при недостижении показателей объема услуг (работ) финансовое ведомство ответило: областное бюджетное или автономное учреждение Амурской области должно вернуть в бюджет указанного субъекта РФ средства в размере, соответствующем недостигнутым показателям объема оказанных государственных услуг, установленным в государственном задании, либо за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, либо (в случае отсутствия таких средств) за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности.
Основания для возврата сумм субсидий.
В Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436 выделено несколько оснований для возврата сумм субсидий в доход бюджета:
- возврат остатков сумм субсидий, предоставленных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
- возврат остатка неизрасходованных сумм целевых субсидий;
- возврат остатка сумм целевой субсидии в случае выявления в ходе проверки нарушений в части расходования средств целевой субсидии.
В бухгалтерском учете операции по возврату остатков сумм субсидий отражаются с применением счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (Письмо Минфина РФ № 02-06-07/19436).
Если учреждение перечислило в 2016 году в доход бюджета остатки сумм субсидий без использования счета 0 303 05 000, по нашему мнению, принимая во внимание положения п. 18 Инструкции № 157н, следует произвести исправительные операции и отразить в учете перечисление суммы субсидии в порядке, рекомендуемом Минфином.
Примеры отражения на счетах бухгалтерского учета операций по возврату сумм субсидий в доход бюджета.
Порядок отражения в учете операций по перечислению сумм субсидий в доход бюджета зависит от основания для их возврата (корреспонденции счетов приведены в соответствии с информацией, изложенной в Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436).
Невыполнение задания учредителя.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Начислен доход в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя |
130 4 205 31 560 |
130 4 401 10 130 |
Поступили денежные средства в форме субсидий (операция совершается на каждое перечисление денежных средств) |
510 4 201 11 000 |
130 4 205 31 000 |
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий |
130 4 401 10 130 130 2 401 10 130 |
130 4 303 05 000 130 2 303 05 000 |
Перечислены остатки сумм субсидий в доход бюджета |
130 4 303 05 000 130 2 303 05 000 |
610 4 201 11 000 310 2 201 11 000 |
Пример 1
Между медицинским учреждением и учредителем на 2015 год заключено соглашение о выделении учреждению субсидии в размере 700 000 руб. Учреждение израсходовало субсидию полностью, однако в ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году был выявлен факт неполного выполнения учреждением задания учредителя. Учредитель потребовал вернуть в бюджет средства в размере 50 000 руб. Поскольку сумма субсидии была потрачена в полном объеме, учреждение исполнило требование учредителя о возврате в бюджет денежных средств за счет средств, полученных им от осуществления приносящей доход деятельности.
В бухгалтерском учете операции по возврату в доход бюджета неизрасходованного остатка субсидии будут отражены следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
2015 год |
|||
Начислен доход в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя |
4 205 31 560 |
4 401 10 130 |
700 000 |
Поступили денежные средства в форме субсидии (операция совершается на каждое перечисление денежных средств) |
4 201 11 560 |
4 205 31 660 |
700 000 |
2016 год |
|||
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания |
2 401 10 130 |
2 303 05 730 |
50 000 |
Перечислены остатки суммы субсидии в доход бюджета |
2 303 05 830 |
2 201 11 610 |
50 000 |
Возврат неизрасходованного остатка сумм целевых субсидий
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Поступили денежные средства в форме целевой субсидии |
510 5 201 11 000 |
130 5 205 81 000 |
Начислен доход, поступивший от суммы целевой субсидии, на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем |
180 5 205 81 000 |
180 5 401 10 180 |
Отражена сумма задолженности по возврату неиспользованного остатка целевой субсидии |
180 5 205 81 000 |
180 5 303 05 000 |
Перечислен учредителю остаток неиспользованных целевых сумм |
180 5 303 05 000 |
610 5 201 11 000 |
Пример 2
У медицинского учреждения по состоянию на 1 января 2016 года имеется остаток средств целевой субсидии в сумме 5 000 руб. В феврале учреждение перечислило их в доход бюджета, сделав при этом следующую бухгалтерскую запись:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Возвращен неиспользованный остаток целевой субсидии |
5 205 81 560 |
5 201 11 610 |
5 000 |
В связи с выходом Письма Минфина РФ № 02-06-07/19436 учреждение оформило бухгалтерскую справку (ф. 0503833) и сделало исправительные записи, отразив в учете возврат суммы субсидии с применением счета 5 303 05 000:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Методом «красное сторно» произведено сторнирование записи, отражающей возврат остатка суммы целевой субсидии |
5 205 81 560 |
5 201 11 610 |
5 000 |
Отражена сумма задолженности по возврату неиспользованного остатка суммы целевой субсидии |
5 205 81 560 |
5 303 05 730 |
5 000 |
Перечислен учредителю остаток неиспользованных целевых сумм |
5 303 05 660 |
5 201 11 610 |
5 000 |
Возврат остатка сумм целевой субсидии в случае нарушения их расходования
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Поступили денежные средства в форме целевой субсидии |
510 5 201 11 000 |
130 5 205 31 000 |
Начислен доход, поступивший от сумм целевых субсидий, на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем (операция совершается на полный объем израсходованных и отраженных в отчете сумм субсидий) |
180 5 205 81 000 |
180 5 401 10 180 |
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков сумм неиспользованных субсидий, при расходовании которых были допущены нарушения |
130 2 401 10 130 |
180 2 303 05 730 |
Перечислены в доход бюджета суммы остатков средств |
130 2 303 05 000 |
610 5 201 11 610 |
Пример 3
В автономном медицинском учреждении проведена проверка целевого расходования средств целевой субсидии в 2014 – 2016 годах. По итогам проверки было выявлено нецелевое использование средств субсидии, выделенной учреждению в 2015 году, в размере 150 000 руб. Расходы, не принятые к зачету, были восстановлены и возвращены в доход бюджета. Поскольку средства субсидии были израсходованы полностью, восстановление расходов происходило за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг.
В бухгалтерском учете ситуация, описанная в примере, будет отражена так:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Сторнированы операции по расходам, не принятым к зачету (операции совершаются методом «красное сторно»): |
|
|
|
– по сумме начисленных расходов |
5 401 20 ххх |
5 302 хх 730 |
(150 000) |
– по сумме оплаченных расходов |
5 302 хх 830 |
5 201 11 610 |
(150 000) |
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков сумм неиспользованных субсидий, при расходовании которых были допущены нарушения |
2 401 10 130 |
2 303 05 730 |
150 000 |
Расходы, произведенные учреждением за счет средств целевых субсидий, отнесены на расходы, совершаемые им в рамках приносящей доход деятельности |
2 401 20 ххх 2 302 хх830 |
2 302 хх 730 2 304 06 730 |
150 000 150 000 |
Перечислены в доход бюджета суммы, подлежащие восстановлению |
2 303 05 830 |
2 201 11 610 |
150 000 |
* * *
В заключение отметим, что бюджетные и автономные учреждения в случаях, установленных ч. 17 и 18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, п. 3.17 и 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, перечисляют в доход бюджета остатки средств субсидий. Возвращаются остатки не только сумм неизрасходованных целевых субсидий, но и сумм субсидий:
- предоставленных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
- в случае выявления в ходе проверки нарушений в части расходования средств целевых субсидий.
Операции по возврату средств в доход бюджета отражаются с помощью счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Бухгалтерские записи по отражению таких операций приведены в Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436.
[1] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».