Автор: Т. Сильвестрова

Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 10/2016

В данной статье на примере рассмотрены операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет и ее отражение в отчете (ф. 0503123) и сведениях (ф. 0503169).

В корреспонденциях счетов бюджетного учета, приведенных в приложении 1 к Инструкции № 162н[1], предложены следующие бухгалтерские записи по списанию сумм дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, на основании подтверждающих документов (по видам задолженности) (п. 168.1, 168.2):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана задолженность по доходам

1 401 10 173

 

1 205 00 660

Списана задолженность по расходам

1 401 20 273

1 206 00 660

1 208 00 660

Согласно нормам п. 47, 78, 80 Инструкции № 162н операции по возврату дебиторской задолженности отражаются на счетах бюджетного учета так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Возвращена дебиторская задолженность с использованием платежной карты через электронный терминал, установленный в учреждении

1 201 23 510

1 206 00 000

1 208 00 000

1 209 00 000

Отражены расчеты по поступлению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет у получателей бюджетных средств (администраторов доходов бюджета), осуществляющих отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

1 304 04 000

1 205 00 000

1 303 05 730

Поступили средства на восстановление авансовых платежей, произведенных в прошлые финансовые годы

1 304 05 000 1 303 05 830 1 210 02 130

1 201 00 000

 

1 206 00 000

1 208 00 000

Рассмотрим на примере порядок отражения на счетах бюджетного учета и в таблицах (ф. 0503123 и ф. 0503169) операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет.

У казенного учреждения на счете 1 206 26 000 числилась дебиторская задолженность в сумме 5 000 руб., образовавшаяся в ноябре 2015 года (по условиям контракта исполнитель в ноябре 2015 года должен был выполнить свои обязательства). В сентябре 2016 года дебитором была погашена задолженность.

На счетах бухгалтерского учета и в сведениях (ф. 0503169) погашение суммы дебиторской задолженности отразится так (корреспонденции счетов приведены в соответствии с разъяснениями Минфина из Письма от 01.07.2016 № 02.06-10/38930):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Зачислена на лицевой счет получателя средств бюджета дебиторская задолженность прошлых лет

1 304 05 226

1 206 26 660

5 000

Перечислена дебиторская задолженность прошлых лет в доход бюджета

1 303 05 830

1 304 05 226

5 000

Поступили средства в бюджет

1 210 02 130

1 303 05 730

5 000

В отчете о движении денежных средств (ф. 0503123), составленном по состоянию на 1 октября 2016 года, сумма перечисленной дебитором задолженности отражается в графе 5 по строке 980 (приводится общая сумма по возврату дебиторской задолженности прошлых лет).

4. Аналитическая информация по выбытиям

Наименование показателя

Код строки

Код по КОСГУ

Код по БК раздела, подраздела

Сумма

1

2

3

4

5

Расходы, всего

900

Х

Х

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет

980

Х

000 1 13 02990 00 0000 130

 

 -5 000

Операции с денежными обеспечениями

990

Х

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в строке 980 формируются данные, отраженные по дебету счета 1 210 02 130 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг» в корреспонденции со счетом 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», со знаком минус.

В сведениях (ф. 0503169), сформированных при составлении форм бюджетной отчетности на 1 октября 2016 года, возврат дебиторской задолженности показывается в графах 2 – 8 раздела 1.

Из разъяснений, содержащихся в Письме Минфина РФ от 01.07.2016 № 02.06-10/38930, следует, что при отсутствии остатков дебиторской (кредиторской) задолженности на начало года и на конец отчетного периода по соответствующим счетам бюджетного учета, но при наличии оборотов по ним за отчетный период указанные обороты отражаются в графах 5 – 8 раздела 1 сведений (ф. 0503169).

Поскольку в рассматриваемом нами примере дебиторская задолженность у учреждения имеется на начало года, она отражается в графах 2, 4 и 7 раздела 1 сведений (ф. 0503169).

1. Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности

Номер (код) счета бюджетного учета

Сумма задолженности, руб.

на начало года

изменение задолженности

на конец отчетного периода

на конец аналогичного периода прошлого финансового года

всего

из них:

увеличение

уменьшение

всего

из них:

всего

из них:

долгосрочная

просроченная

денежные расчеты

неденежные расчеты

денежные расчеты

неденежные расчеты

долгосрочная

просроченная

долгосрочная

просроченная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 000 1 13 02990 00 0000 130 1 206 26 560

5 000

 

5 000

 

 

5 000

 

 

 

 

 

 

 

Итого по коду счета

1 206 26 560

5 000

 

5 000

 

 

5 000

 

 

 

 

 

 

 

Заполняя отчет (ф. 0503123) и сведения (ф. 0503169) в составе пояснительной записки (ф. 0503160) следует помнить об административной ответственности за отражение в отчетных формах недостоверной информации.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ нарушение порядка представления бюджетной отчетности определено как непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Напомним, что согласно ст. 264.1 БК РФ бюджетная отчетность включает:

Инструкция № 191н предусматривает оформление в составе пояснительной записки (ф. 0503160) сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). Таким образом, во всех отчетных формах, включая таблицы пояснительной записки, должна быть отражена достоверная информация о финансовых показателях учреждения, сформированных на отчетную дату (Письмо Минфина РФ от 01.08.2016 № 02-07-05/44911).

Согласно ст. 264.2 БК РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Ответственность за достоверность данных бюджетной отчетности, представляемой получателями бюджетных средств для формирования сводной бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств, несут получатели бюджетных средств, сформировавшие указанную отчетность. Главный распорядитель средств бюджета на основании отчетности, сданной ему получателями бюджетных средств, составляет консолидированные (сводные) формы отчетности. Он формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность, предполагая, что представленная ему получателями бюджетных средств бюджетная отчетность содержит достоверные данные. В связи с этим главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за правильность свода (обобщения и консолидацию) представленных ему данных.

В случае представления получателем бюджетных средств недостоверных сведений, которые были включены в сводную (консолидированную) отчетность, руководитель получателя бюджетных средств несет ответственность, установленную ст. 15.15.6 КоАП РФ. Лицо, ответственное за формирование и представление сводной и консолидированной отчетности главного распорядителя бюджетных средств, при условии выполнения им положений Инструкции № 191н по формированию обобщенных показателей в сводной отчетности, не несет административную ответственность за искажение данных, содержащихся в бюджетной отчетности подведомственного учреждения, входящей в состав консолидированной отчетности.

Если в ходе мероприятий последующего финансового контроля (после составления сводной отчетности) выявлены факты представления недостоверных данных в бюджетной отчетности получателями бюджетных средств, то сводная отчетность главного распорядителя, в которую ранее были включены указанные данные, должна быть уточнена.

При этом внесение изменений в ранее поданную бюджетную отчетность (представление уточненной бюджетной отчетности) главным распорядителем бюджетных средств, ввиду изменения бюджетной отчетности получателя бюджетных средств по результатам контрольных мероприятий, не может относиться к правонарушению, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ.

* * *

В завершение статьи кратко сформулируем выводы.

1. Поступление средств на восстановление авансовых платежей, произведенных в прошлые финансовые годы, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», счетов 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», 1 210 02 130 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг», соответствующих счетов аналитического учета счета 1 201 00 000 «Денежные средства учреждения» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 1 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» (п. 18 Инструкции № 162н).

2. Погашение дебитором задолженности прошлых лет отражается по строке 980 отчета (ф. 0503123) со знаком минус.

3. Возврат дебиторской задолженности показывается в графах 2 – 8 раздела 1 сведений (ф. 0503169). Если дебиторская задолженность не числилась на начало года, ее возникновение в течение отчетного периода и погашение отражаются в разделе 1 сведений (ф. 0503169) в графах 5 – 8.

4. За недостоверность сведений отраженных в отчетных формах, включая отчет (ф. 0503123) и сведения (ф. 0503169), должностные лица привлекаются к ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ.


[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.