Автор: Т. Обухова

Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" № 4/2016

Пунктом 3 Инструкции № 157н1 (в редакции Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н) установлено, что при ведении бухгалтерского учета учреждениям необходимо учитывать, что к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни...

Вопрос

Пунктом 3 Инструкции № 157н[1] (в редакции Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н) установлено, что при ведении бухгалтерского учета учреждениям необходимо принимать во внимание, что к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление. Как это понять? В учреждении создана комиссия по проведению внутреннего финансового контроля, должнали она проверять первичные учетные документы? Следует ли проставлять какую-то отметку, что документы проверены или что-то иное?

Согласно нормам п. 2 Инструкции № 157н бухгалтерский учет осуществляется учреждениями в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), Инструкцией № 157н и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими бухгалтерский учет.

Статьей 19 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Разъяснения по организации и осуществлению экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренные ст. 19 Закона о бухгалтерском учете, представлены в Информации Минфина РФ № ПЗ-11/2013.

Пунктом 4 Информации № ПЗ-11/2013 установлено, что внутренний контроль способствует достижению экономическим субъектом целей своей деятельности. Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности. В пункте 8.1 перечислены процедуры, которые экономический субъект может применять при организации внутреннего контроля. Среди таких процедур названы:

  1. документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);
  2. подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
  3. сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности; сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги).

В целях реализации требований, установленных в ст. 19 Закона о бухгалтерском учете, Информации № ПЗ-11/2013, Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н п. 3 Инструкции № 157н был дополнен положением о необходимости проведения контроля в отношении первичного учетного документа перед его принятием к учету.

Внутренний контроль в учреждении осуществляется в соответствии с Положением о внутреннем контроле, разработанном в учреждении и являющимся приложением к учетной политике учреждения. Содержание такого положения о внутреннем финансовом контроле и учетную политику учреждение разрабатывает самостоятельно исходя из требований законодательства РФ. Так, при разработке учетной политики учреждение может составить график документооборота таким образом, чтобы первичные учетные документы, перед тем как попасть в бухгалтерию для отражения в учете содержащихся в них показателей, поступали бы сначала для проверки в комиссию по проведению внутреннего контроля. А затем, после проверки и соответствующей отметки, поступали бы в бухгалтерию учреждения. Либо учреждение может возложить выполнение функций по организации внутреннего контроля в отношении первичных учетных документов на работника бухгалтерии, к которому будут поступать документы на проверку, а затем после проверки распределяться между работниками бухгалтерии. То есть каждое конкретное учреждение самостоятельно решает, как и каким образом будет организован внутренний финансовый контроль в учреждении.

Если в вашем учреждении создана комиссия по проведению внутреннего финансового контроля, то проверкой первичных учетных документов будет заниматься работник (работники), входящие в ее состав. На наш взгляд, на документ, прошедший проверку, стоит ставить отметку, поскольку она является подтверждением выполнения учреждением требований п. 3 Инструкции № 157н. Такой отметкой может быть подпись лица, проводящего проверку.


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.