Наталья Богданова, начальник управления (банковских расчётов)
федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Минобороны России»

Источник: Казенные учреждения. Учет. Отчетность. Налогообложение

Ссылка на оригинал публикации

В текущем году в связи с поправками в Инструкцию № 157н, а также вступлением в силу ряда «отложенных» норм Закона № 44-ФЗ, уточнены правила учёта обязательств казённых учреждений. С целью разъяснения этих правил Минфином России было сформировано несколько писем. Проанализируем основные новации, а также напомним утверждённые в Бюджетном кодексе РФ положения об обязательствах учреждения.

Как известно, при формировании бюджета (любого уровня) учитывают его доходную и расходную части. В нашей статье мы будем рассматривать второй компонент указанного процесса. Итак, для того чтобы составить проект бюджета, следует определить расходные обязательства (ст. 65 Бюджетного кодекса РФ). К таковым согласно ст. 6 БК РФ относят обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казённого учреждения выплатить определённую сумму денежных средств из соответствующего бюджета в текущем финансовом году (и плановом периоде).

Для каждого казённого учреждения (как получателя бюджетных средств) определены ограничения на исполнение бюджетных обязательств.

Особенности учёта обязательств

Учёт ЛБО и принятых (денежных) обязательств учреждения осуществляется в Журнале по операциям санкционирования (ф. 0504071) на основании первичных учётных документов, установленных приказом № 52н1 (п. 314 Инструкции № 157н).

В номере счёта бухгалтерского учёта по счетам санкционирования расходов бюджета, в группе аналитического кода синтетического счёта под цифрами 1, 2, 3, 4, 9,соответственно, осуществляется учёт того периода, на который доведены ЛБО (п. 309 Инструкции № 157н). В частности:

1 – текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета;

2 – очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом;

3, 4 – плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

9 – иные очередные года – годы за пределами планового периода.

Казённое учреждение получает ЛБО через Расходные расписания (ф. 0531722), Реестры расходных расписаний (ф. 0531723), формы которых содержатся в приложениях № 2 и № 3 к Порядку № 104н1. С момента получения данного документа начинается бухгалтерский учёт исполнения бюджета.

Эффективность госзакупок

В 2015 г. в бухгалтерском учёте бюджетных обязательств произошли изменения, которые обусловлены изданием Приказа № 89н.

Так, в целях получения информации о суммах экономии бюджетных средств при заключении государственных контрактов с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) план счетов бюджетного учёта дополнен счётом 502 07 «Принимаемые обязательства». При этом в бухгалтерском учёте добавились операции по отражению процедуры размещения заказа и результатов торгов.

Рекомендуем посетить:

"Итоговые практические конференции 2015 года для государственных и муниципальных учреждений" >>

Взаимодействие с Казначейством России

Параллельно с казённым учреждением учёт обязательств ведётся в органах Федерального казначейства. С этой целью учреждению в ОФК открывается лицевой счёт с кодом 03. На нём учитываются бюджетные обязательства, принимаемые согласно:

  • госконтрактам;
  • иным договорам (соглашениям), заключённым с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

При организации документооборота с ОФК надо учитывать требования п. 2.1 Порядка № 98н по срокам предоставления Сведений (ф. 0531702):

  • не позднее шести рабочих дней со дня заключения госконтракта, договора;
  • не позднее трёх рабочих дней со дня заключения соглашения (принятия нормативного правового акта) о предоставлении субсидии юридическому лицу, соглашения (принятия нормативного правового акта) на предоставление межбюджетных трансфертов.

После регистрации бюджетных обязательств следует процедура санкционирования, без которых казённому учреждению невозможно осуществить оплату денежного обязательства.

Напомним, что денежные обязательства представляют собой обязанность ПБС уплатить бюджету, физическому и юридическому лицу за счёт средств бюджета определённые денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключённой:

  • в рамках его бюджетных полномочий;
  • исходя из положений закона, иного правового акта;
  • согласно условиям договора или соглашения (ст. 6 БК РФ).

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется ОФК в форме разрешительной надписи (акцепта) после проверки документов, предусмотренных Порядком № 87н (установлен в соответствии со ст. 219 БК РФ).

В соответствии с Порядком № 87н для оплаты денежных обязательств казённые учреждения, финансируемые из федерального бюджета, представляют в ОФК Заявку на кассовый расход (ф. 0531801), Заявку на кассовый расход (сокращённую) (ф. 0531851), Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802), Заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243) в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Рекомендации и пример заполнения Заявки на кассовый расход, в том числе сокращенной (ф. 0531801, ф. 0531851) Вы можете найти, получив доступ к демо-версии Электронной системы "Госфинансы"

В заявке проверяется наличие необходимых реквизитов и показателей. В частности:

  1. реквизитов (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при: • поставке товаров (накладная и (или) акт приёмки-передачи, и (или) счёт- фактура); выполнении работ, оказании услуг (акт выполненных работ (оказанных услуг) и (или) счёт, и (или) счёт-фактура);
  2. номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ);
  3. иных документов, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Минфина России.

Особенностью бухгалтерского учёта по счетам санкционирования является то, что в последние дни декабря текущего года, как правило, доводятся ЛБО на следующий трёхлетний цикл. Их необходимо отразить по группе 2, 3, 4 аналитического кода синтетического счёта.

После завершения текущего финансового года в первый рабочий день осуществляется перенос показателей по санкционированию следующим порядком:

  • сальдо по группе 1 аналитического кода синтетического счёта не переносится;
  • сальдо по группе 2 переносится на группу 1;
  • сальдо по группе 3 переносится на группу 2;
  • сальдо по группе 4 переносится на группу 3, в результате группа 4 обнуляется и в бухгалтерском учёте нового финансового года отражены утверждённые показатели расходов федерального бюджета.

Кроме того, за счёт ЛБО нового финансового года надо принять к учёту принятые и неисполненные обязательства завершённого финансового года.

Полный текст с примерами доступен в №9-2015 журнала Казенные учреждения. Учет. Отчетность. Налогообложение.