Журнал «Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах» №7, июль 2012 г.

По решению руководителя дошкольного образовательного бюджетного учреждения сотрудники обеспечиваются горячим питанием непосредственно в организации. Стоимость такого питания (в размере стоимости использованных для приготовления пищи продуктов питания) впоследствии удерживается из их заработной платы. Какие корреспонденции счетов бухгалтерского учета могут применяться в данном случае?

Бухгалтер детского сада, г. Курган

Из содержания вопроса, по сути, следует, что средства в виде бюджетных субсидий на обеспечение сотрудников бюджетного учреждения горячим питанием учредителем в настоящее время не предоставляются.

Следовательно, во избежание последующих разногласий с органами финансового контроля и налоговыми органами, операции, связанные с организацией питания сотрудников, должны учитываться учреждением обособленно, в рамках приносящей доход деятельности.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми детских дошкольных учреждений и реализуемых в указанных учреждениях. При этом суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров, предназначенных для использования в необлагаемых НДС операциях, учитываются в стоимости таких товаров (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Продукты питания, из которых готовятся блюда для детей, в рассматриваемой ситуации приобретаются за счет средств бюджетных субсидий.

Если приготовление горячего питания для сотрудников осуществляется из специально приобретенных с этой целью продуктов питания, то организация бухгалтерского учета, как правило, затруднений не вызывает – при таких обстоятельствах речь просто идет об изготовлении и реализации в рамках приносящей доход деятельности готовой продукции(горячих блюд).

Однако на практике организовать в детском дошкольном учреждении приобретение продуктов питания за счет нескольких источников финансового обеспечения достаточно затруднительно. Как правило, в ситуациях, подобных рассматриваемой, продукты питания в полном объеме приобретаются за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. А при таких обстоятельствах можно вести речь о направлении денежных средств в пределах их остатка на лицевом счете на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности). Следовательно, необходимо применять счет 0 304 06 000 “Расчеты с прочими кредиторами” (пп.146, 147 Инструкции № 174н).

В рассматриваемой ситуации существуют риски квалификации действий должностных лиц учреждения в качестве нарушения трудового законодательства. Дело в том, что решение работодателя по удержанию из заработной платы работников сумм, равных стоимости предоставленного им горячего питания, даже при наличии соответствующих условий в трудовых договорах или заявлений работников не в полной мере соответствует требованиям ст. 137, 138 ТК РФ. В данном случае было бы целесообразно предоставить сотрудникам возможность после получения всей суммы причитающейся им заработной платы распорядиться деньгами по их личному усмотрению, в частности, вернуть работодателю сумму, израсходованную на организацию питания.

Далее рассмотрим корреспонденции счетов бухгалтерского учета, которые могут применяться бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации:

• оприходованы продукты питания, приобретенные в рамках деятельности по выполнению госзадания:

Дебет 4 105 32 340

Кредит 4 302 34 730;

• произведена оплата поставщику продуктов питания:

увеличение по забалансовому счету 18:

Дебет 4 302 34 830

Кредит 4 201 11 610;

• стоимость израсходованных на приготовление пищи для детей продуктов питания учтена при формировании себестоимости госуслуги:

Дебет 4 109 60 272

Кредит 4 105 32 440;

• на основании информации, содержащейся в Меню-требовании на выдачу продуктов питания (ф. 0504202), принято решение об использовании части продуктов питания на приготовление пищи для сотрудников учреждения:

Дебет 4 304 06 830

Кредит 4 105 32 340;

Дебет 2 105 32 340

Кредит 2 304 06 730;

• стоимость израсходованных на приготовление пищи для сотрудников продуктов питания учтена при формировании себестоимости питания:

Дебет 2 109 60 272

Кредит 2 105 32 440;

• по итогам месяца в учете отражена стоимость питания сотрудников (по фактической себестоимости)*:

Дебет 2 105 37 340

Кредит 2 109 60 272;

• отражен доход от реализации готовой продукции (в сумме, подлежащей удержанию из заработной платы сотрудников, в счет оплаты стоимости питания):

Дебет 2 205 31 560

Кредит 2 401 10 130;

• отражена реализация готовой продукции (по фактической себестоимости питания, предоставленного сотрудникам в течение месяца):

Дебет 2 401 10 130

Кредит 2 105 37 440;

• из заработной платы удержана сумма в счет оплаты стоимости питания:

Дебет 4 302 11 830

Кредит 4 304 03 730;

• средства, удержанные из заработной платы, направлены на компенсацию затрат, ранее произведенных за счет средств субсидии на выполнение госзадания:

Дебет 4 304 03 830

Кредит 4 304 06 730;

Дебет 2 304 06 830

Кредит 2 205 31 660.

Учитывая положения п. 4 Инструкции № 174н, возможность применения приведенных выше корреспонденций бюджетному учреждению желательно согласовать с соответствующим финансовым органом или учредителем.


* Фактическая себестоимость питания, предоставляемого работникам, может включать и иные расходы, связанные с его приготовлением. По общему правилу такие расходы должны учитываться при определении суммы компенсации, удерживаемой с работников.

На вопрос отвечал В. В.Пименов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ