А. Вифлеемский, д.э.н., директор Нижегородского Центра экономики образования

Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 5/2012

Обучение в музыкальных школах традиционно являлось частично платным. Аналогично плате, взимаемой в детских садах, плата в музыкальных школах расценивалась как родительская плата. Однако вследствие проведенной бюджетной реформы возникают сомнения в правомерности установления такой частично платной государственной или муниципальной услуги. Более того, появившаяся судебная практика показывает, что органы прокуратуры успешно оспаривают в судах установление такой родительской платы.

Правовой статус платы за обучение в музыкальной школе

В музыкальных школах с родителей учащихся, как правило, взимается родительская плата за обучение детей дифференцированно в зависимости от профиля обучения. Размеры устанавливаемой платы не покрывают затрат на обучение, поэтому нельзя говорить о платных образовательных услугах. При этом определенные категории учащихся получают льготы – для них устанавливаются пониженные размеры родительской платы, а дети отдельных категорий родителей освобождаются от внесения родительской платы в полном объеме. Учитывая, что музыкальные школы в большинстве своем являются муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования (в Москве и Санкт-Петербурге – самостоятельных субъектах Федерации – государственными образовательными учреждениями), нормативные правовые акты по установлению размеров родительской платы принимаются органами местного самоуправления (как исполнительными, так и представительными).

Кроме того, для более полного удовлетворения потребностей населения наряду с реализацией основной образовательной программы (реализуемой за счет бюджета и родительской платы) музыкальная школа вправе оказывать дополнительные образовательные услуги за счет денежных средств родителей, в полном объеме покрывающих затраты на их оказание. Однако такие платные дополнительные услуги могут предоставляться исключительно по желанию учащихся и их родителей. При их оказании должны соблюдаться Правила оказания платных образовательных услуг[1] и заключаться договора между образовательным учреждением и заказчиком (родителем, законным представителем несовершеннолетнего), а в случае достижения учащимся возраста 14 лет – и с ним как с потребителем.

Помимо родительской платы, практикуются сборы денежных средств с родителей обучающихся (законных представителей) на хозяйственные нужды, проведение ремонтов, доплаты обслуживающему персоналу в связи с недостаточным бюджетным финансированием. Такие сборы могут производиться исключительно на добровольных началах в форме пожертвований образовательному учреждению, и считать их обязательной родительской платой нельзя.

До 1 января 2005 года в ст. 45 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон № 3266-1) присутствовали нормы, согласно которым можно было говорить об особом характере родительской платы и дополнительных платных образовательных услуг, оказание которых при определенных условиях не рассматривалось как предпринимательская деятельность. В силу названной статьи доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) должен был реинвестироваться в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. В этом случае деятельность образовательного учреждения не относилась к предпринимательской, а родительская плата считалась целевыми средствами. Ни с нее, ни с доходов от дополнительных платных и иных услуг налоги образовательное учреждение не уплачивало. Понимание родительской платы как целевых средств было закреплено также в Инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, в которой существовал специальный субсчет 272 «Средства родителей на содержание детского учреждения».

Изменения налогового бюджетного законодательства привели к тому, что родительская плата стала относиться к доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При этом согласно п. 1 ст. 41 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) такая плата стала являться составной частью неналоговых доходов бюджета, причем после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 42 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме должны были учитываться в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаться в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Реализация Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) привела к появлению нового типа государственных (муниципальных) учреждений – казенных учреждений, для которых родительская плата является составной частью неналоговых доходов бюджета, но при этом новая редакция ст. 41 БК РФ уже не требует уплаты налогов и сборов (то есть родительская плата уже в полном объеме должна зачисляться в бюджет).

Пожертвования, получаемые музыкальной школой – казенным учреждением, также являются неналоговыми доходами бюджета и должны в полном объеме зачисляться в бюджет. Как правило, затем все эти зачисленные в бюджет средства поступают казенному учреждению в качестве дополнительного бюджетного финансирования.

В музыкальной школе – казенном учреждении должна формироваться единая смета доходов и расходов, включающая как бюджетное финансирование (по нормативам финансирования), так и родительскую плату в доходной части, в расходной части которой все доходы образовательного учреждения надо распределить по статьям расходов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Если же музыкальная школа является автономным или бюджетным учреждением, то родительская плата по‑прежнему рассматривается как составляющая приносящей доход деятельности учреждения, однако при этом находится в самостоятельном распоряжении учреждения. Это установлено соответственно ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) и ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ). При этом суммы родительской платы должны в полном объеме отражаться в плане финансово-хозяйственной деятельности.

Такой правовой статус платы за обучение в музыкальной школе сложился в большинстве регионов страны. Однако в ряде регионов он поставлен под сомнение органами прокуратуры, что привело к появлению судебных решений, позволяющих утверждать о незаконности взимания родительской платы в музыкальных школах.

Судебная практика и ее последствия

Прокурор г. Костромы обратился в суд с заявлением о признании п. 1 Постановления и. о. главы города Костромы от 09.07.2008 № 1249 «Об установлении тарифов на платные услуги, предоставляемые муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей Детской музыкальной школы № 3 города Костромы» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения в законную силу. Обосновывая заявление, он указал, что оспариваемым пунктом постановления установлены тарифы на платные услуги, предоставляемые муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей Детской музыкальной школой № 3 г. Костромы. Подпунктом 1.1 данного постановления установлена плата за обучение учащихся на отделениях «домра» и «балалайка» в размере 200 руб. в месяц, пп. 1.2 установлена плата за обучение на всех отделениях, за исключением отделений, указанных в пп. 1.1 постановления, в размере 300 руб. в месяц.

По мнению прокурора, п. 1 постановления противоречит действующему законодательству, так как в соответствии с п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131‑ФЗ) организация предоставления дополнительного образования детям относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно ст. 26, 45 Закона № 3266-1, Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей[2], Письму Минобрнауки РФ от 26.03.2007 № 06-636 «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами. Однако платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Перечисленные в постановлении главы города образовательные услуги, предоставляемые музыкальной школой, должны финансироваться из городского бюджета, в действительности же обучение по данным образовательным программам осуществляется не только из городского бюджета, но и за плату родителей (законных представителей). Установление такой платы за обучение нарушает права обучающихся.

Представитель исполняющего полномочия главы города Костромы аргументировала позицию органа местного самоуправления следующим образом. В соответствии с п. 13 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, ст. 7 Устава муниципального образования городского округа город Кострома[3], к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а также организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа отнесена лишь организация предоставления дополнительного образования детям.

Также говорилось о том, что обязанность органов местного самоуправления обеспечить предоставление такого образования на бесплатной основе закон не устанавливает. Кроме того, в ст. 45 Закона № 3266-1 определено, что муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, к которым в том числе относится обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин. Программы, реализуемые музыкальными школами в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона № 3266-1, являются дополнительными образовательными программами и, соответственно, относятся к платным дополнительным образовательным услугам. Пунктом 8 ст. 41 Закона № 3266-1 и п. 44 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей закреплено право образовательного учреждения привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг. Данные средства являются одним из источников формирования финансовых ресурсов учреждения. Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, относится к полномочиям органов местного самоуправления на основании ст. 17 Закона № 131-ФЗ, ст. 8 Устава муниципального образования городского округа г. Кострома.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 03.12.2008 заявление прокурора г. Костромы в интересах не-определенного круга лиц удовлетворено. Обжалуемый прокурором п. 1 постановления и. о. главы г. Костромы был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Определением Костромского областного суда от 14.01.2009 г. № 33-14 данное решение было оставлено без изменений.

При этом Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда обратила внимание на то, что согласно п. 3 ст. 45 Закона № 3266-1 платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей реализация дополнительных образовательных программ является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения. Согласно п. 47 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие цели), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами.

Таким образом, Костромской областной суд сделал вывод о том, что образовательные учреждения дополнительного образования детей вправе оказывать на платной основе лишь дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями дополнительного образования.

Аналогичный процесс прошел и в г. Калининград, где прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта – п. 1 Постановления главы администрации городского округа г. Калининград от 31.12.2008 № 2215 «Об оплате за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей – детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств г. Калининграда», в соответствии с которым с 01.02.2009 установлен соответствующий размер родительской платы за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей – детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств согласно приложению к постановлению.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 26.10.2010 требования прокурора были удовлетворены, а Калининградский областной суд Кассационным определением от 22.12.2010 № 33-5833/2010 оставил решение районного суда без изменений.

Прокурор указывал, что оспариваемое постановление главы администрации городского округа г. Калининград является незаконным, так как действующее законодательство не предполагает взимание платы с обучающихся, их законных представителей за реализацию образовательных программ в рамках основной образовательной деятельности для данного типа учреждений. Аргументация прокурора была аналогична вышеприведенной.

Администрация городского округа г. Калининград указывала на то, что действующее законодательство предоставляет образовательному учреждению право привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг. Также администрация говорила про то, что законами № 131-ФЗ и 3266-1 установлена бесплатность и общедоступность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Относя к компетенции органов местного самоуправления организацию дополнительного образования детей, данные законодательные акты не указывают на его обязательную бесплатность. Родительская плата установлена за обучение дополнительным программам, не в полной мере финансируемым из бюджета.

Суд же указал на то, что п. 6 ст. 14 Закона № 3266-1 установлено: образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Согласно п. 3 Правил оказания платных образовательных услуг[4] в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций указывается перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. При этом п. 5 Правил оказания платных образовательных услуг установлено, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. В Письме Минобразования РФ от 21.07.1995 № 52‑М «Об организации платных дополнительных услуг» также указывается, что возможность оказания платных дополнительных услуг должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в том числе родителей) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Последствием судебных решений становится отмена органами местного самоуправления ранее установленной платы в музыкальных школах. Так, Постановлением Главы города Костромы от 04.02.2009 № 209 «О признании утратившими силу постановлений Главы города Костромы» в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством были признаны утратившими силу все нормативные правовые акты, которыми ранее устанавливалась родительская плата в музыкальных школах города Костромы. В городе Калининград было принято Постановление администрации городского округа г. Калининград от 03.03.2011 № 286 «Об отмене Постановления главы администрации городского округа «Город Калининград» от 31.12.2008 № 2215 «О плате за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей  детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств г. Калининграда».

Таким образом, сложившаяся судебная практика позволяет сделать вывод о незаконности установления родительской платы в музыкальных школах, так как действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Частично платная государственная (муниципальная) услуга

С реализацией Закона № 83-ФЗ встал вопрос о реализации государственных (муниципальных) услуг на частично платной основе. Казалось бы, именно к частично платным государственным (муниципальным) услугам могут быть отнесены услуги, оказываемые музыкальными школами.

Однако следует обратиться к определениям, которые содержит действующее федеральное бюджетное законодательство. В соответствии со ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ музыкальная школа – бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Аналогичная норма действует и в отношении музыкальных школ – автономных учреждений. Пункт 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ определяет, что кроме государственного (муниципального) задания и обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату в порядке, установленном федеральными законами.

Учитывая, что отсутствуют федеральные законы, устанавливающие плату за обучение в музыкальных школах, оказание государственных (муниципальных) услуг в музыкальных школах на частично платной основе является нарушением федерального законодательства.

Некоторые авторы пишут: отдельные услуги, которые сегодня оказываются учреждениям на платной или частично платной основе, вообще предусмотрены не федеральными законами, а только подзаконными актами. Речь идет, к примеру, о родительской плате за питание и содержание детей в детских садах, возможность взимания которой при оказании услуг по дошкольному образованию определена только постановлениями Правительства РФ, но не федеральным законом[5].

Однако очевидно, что как раз установление родительской платы в дошкольных образовательных учреждениях определено федеральным законом. Статья 52.1 Закона № 3266-1 называется «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». Согласно п. 1 данной статьи учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее – родительская плата) за содержание ребенка в указанных организациях, если иное не установлено настоящим законом и иными федеральными законами.

Таким образом, учитывая приведенную норму Закона № 3266-1, и имеющуюся судебную практику, можно утверждать, что в настоящее время легитимной является родительская плата только в дошкольных образовательных учреждениях, тогда как установление родительской платы в музыкальных школах является нарушением действующего федерального законодательства.

При этом, по мнению автора, есть основания полагать, что установление родительской платы в музыкальных школах может быть предусмотрено только федеральным законом, но не иными федеральными нормативными правовыми актами (на данный момент такие нормативные правовые акты отсутствуют). В пользу этого говорит и прямое предписание Закона № 3266-1 о возможности установления родительской платы только в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Полагаем, что обоснованной является следующая трактовка данной нормы: невозможно устанавливать плату при реализации дополнительных образовательных программ (за исключением случаев оказания дополнительных платных образовательных услуг).

Обратим внимание на то, что в ст. 69.2 БК РФ говорится не о федеральных законах, а о законодательстве РФ. Однако понятие «законодательство РФ» отсутствует в Конституции РФ и не имеет единого содержания.

В решениях Верховного суда РФ можно найти такую трактовку этого понятия: в понятие «законодательство Российской Федерации» включаются не только собственно федеральные законы, но и иные нормативные правовые акты[6]. Однако указанное понятие использовано в широком смысле как совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере получения информации. Им охватываются (на федеральном уровне), помимо федеральных законов, и указы Президента РФ, и постановления Правительства РФ. То есть речь идет не о «законодательстве РФ», а о «законодательстве РФ в сфере получения информации».

Применительно к сфере образования согласно ст. 3 Закона № 3266-1 законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, настоящий федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования. Таким образом, наряду с федеральными законами в законодательство РФ в области образования включается множество иных нормативных правовых актов.

Однако отождествлять «законодательство РФ» и «законодательство РФ в области образования» нет оснований, следовательно, маловероятным является введение родительской платы в музыкальных школах региональными законами.


[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

[2] Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 223.

[3] Устав муниципального образования городского округа город Кострома, утв. Решением Думы г. Костромы от 26.05.2005 № 41.

[4] Правила оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505.

[5] Жигалов Д. В. Изменение статуса бюджетного учреждения: юридические проблемы // Руководитель бюджетной организации, 2011, № 12.

[6] Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2006 № КАС06-45 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 22.12.2005 № ГКПИ05-1426, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 1.2, 1.7 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233».