Звоненко Д. П., юрист

Журнал "Учет в бюджетных учреждениях" №12, декабрь 2011 г.

Одна из задач целевой программы «Электронная Россия» – упростить процесс получения госуслуг. Для этого были созданы специальные центры. Учреждения должны взаимодействовать с ними на основании порядка, установленного Правительством РФ.

Рекомендации Правительства РФ

Для начала отметим, что федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов предписано обеспечить заключение соглашений о взаимодействии с многофункциональными центрами. На их основании организуется процесс предоставления государственных услуг в соответствии с утвержденным перечнем. При этом не исключается возможность предоставления многофункциональными центрами и иных государственных услуг по соглашению сторон.

В пункте 3 постановления № 797 содержится целый ряд рекомендаций, адресованных федеральным, региональным и муниципальным органам. Так, федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов рекомендовано организовать предоставление госуслуг, указанных в Примерном перечне, утвержденном этим же постановлением. Региональным и муниципальным органам в свою очередь рекомендуется утвердить перечни услуг, предоставление которых будет организовано в многофункциональных центрах.

А Министерство экономического развития РФ должно утвердить примерную форму соглашения о взаимодействии.

При этом Правительство Российской Федерации определяет целый ряд положений, которые должны быть отражены в данном документе, в частности, порядок участия многофункционального центра в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также его права и обязанности.

Принцип «одного окна»

Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах должно осуществляться по принципу «одного окна». Содержание данного принципа раскрывает статья 15 Закона о госуслугах. А именно государственная или муниципальная услуга предоставляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими такие услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. То есть в идеале человек может прийти в центр, подать заявление и получить все необходимые ему услуги в одном окне, и его не должны посылать подписывать документы в другом кабинете, заверять подписи в третьем и т. д.

Этой же статьей предусмотрено, что требования к заключению соглашений о взаимодействии между учреждениями устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, постановление № 797, как и ряд других нормативных правовых актов (например, Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 октября 2009 г. № 796), призвано конкретизировать и обеспечить реализацию норм Закона о госуслугах.

Порядок заключения соглашения

Постановлением № 797 утверждены три документа, которые урегулируют процесс заключения соглашений.

Основным является Положение о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления  (далее – Положение).

Обратим внимание, что требования к самим соглашениям о взаимодействии, в частности, их содержанию, определены непосредственно в Законе о госуслугах  (ст. 18). Соглашение о взаимодействии заключается между многофункциональным центром в лице его руководителя и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, государственной власти субъектов РФ или местного самоуправления.

Инициатором заключения соглашения о взаимодействии может быть как сам многофункциональный центр, так и соответствующие государственные или муниципальные органы. Об этом говорится в пункте 3 Положения.

При этом инициатива территориальных органов о заключении соглашения должна быть согласована с вышестоящим федеральным органом.

В соответствии с пунктом 4 Положения сторона-инициатор направляет второй стороне для ознакомления и утверждения проект соглашения о взаимодействии. При этом оговорено, что проект соглашения рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его поступления на согласование.

По результатам рассмотрения проекта может быть принято одно из следующих решений:

– о направлении замечаний к проекту соглашения;

– о согласовании проекта соглашения с направлением согласующей стороной письменного уведомления о готовности подписать соглашение;

– об отказе в заключении соглашения.

На подписание проекта также отводится 30 календарных дней.

Разногласия, возникающие между сторонами, могут разрешаться в ходе консультаций и переговоров путем выработки взаимоприемлемых решений (п. 7 Положения).

Пунктом 8 Положения установлено, что в случае несоответствия многофункционального центра требованиям, установленным Законом о госуслугах, сторона, получившая проект соглашения, отказывается от его заключения. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что это является единственным основанием для отказа в заключении соглашения о сотрудничестве, в иных случаях необходимо направлять замечания к проекту.

Договор заключается на весь перечень госуслуг

В соответствии с пунктом 9 Положения федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) либо орган государственного внебюджетного фонда (его территориальный орган) заключает одно соглашение в отношении всех государственных услуг, которые предполагается предоставлять в многофункциональном центре. Перечень таких услуг оформляется в форме приложения к соглашению о взаимодействии.

В свою очередь для органа государственной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления эта норма не является обязательной. Для них использована формулировка: «вправе заключить одно соглашение в отношении всех государственных (муниципальных) услуг, предоставление которых предполагается осуществлять в многофункциональном центре». Перечень таких услуг также оформляется как приложение к соглашению о взаимодействии.

В соответствии с пунктом 10 Положения соглашение о взаимодействии заключается на срок до трех лет.

Материально-техническое и финансовое обеспечение организации предоставления государственных (муниципальных) услуг в многофункциональном центре осуществляется в соответствии с подписанным соглашением. Об этом сказано в пункте 11 Положения.

Перечни услуг

Второй документ, утвержденный постановлением № 797, – Перечень государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов  (далее – Перечень услуг). Он представляет собой список государственных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, а также перечень федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, на которые возложена организация предоставления таких услуг. Иными словами, это своеобразное меню государственных услуг с определением конкретных органов, ответственных за их предоставление.

Так, например, на Росреестр возлагается организация предоставления таких услуг, как:

– государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при этом содержится оговорка о том, что до 1 января 2013 года на базе многофункциональных центров могут осуществляться отдельные регистрационные действия);

– государственный кадастровый учет недвижимого имущества;

– предоставление сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним;

– предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Свои перечни услуг закреплены также за ФМС России, МВД России (предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения), Федеральной налоговой службой (в частности, бесплатное информирование налогоплательщиков на основании устных или письменных обращений о налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах), ПФР (в частности, информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования), Фондом соцстрахования РФ (в частности, прием отчета (расчета), предоставляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

При этом в отношении ПФР сделана оговорка о том, что его услуги предоставляются в многофункциональных центрах после внесения изменений в законодательство РФ в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Также установлен Примерный перечень приоритетных государственных услуг, предоставление которых может быть организовано в многофункциональных центрах федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов. Иными словами, предоставление данных услуг в многофункциональных центрах является возможным и желательным, но необязательным.

Что же касается утвержденного постановлением № 797 Примерного перечня услуг, то он включает услуги трех федеральных органов исполнительной власти (Росреестра, Федеральной миграционной службы, Роструда), а также Фонда социального страхования Российской Федерации.

Важно запомнить

Передача полномочий по осуществлению госуслуг специально созданным центрам должна проводиться на основании соглашения о взаимодействии. Оно должно быть составлено и согласовано в соответствии с утвержденными правилами.