А. Г. Ловидова, заместитель начальника отдела анализа и развития бюджетной системы
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Источник: Журнал «Финансовый справочник бюджетной организации» № 3/2011

Бюджетные учреждения сферы культуры наряду с медицинскими и образовательными в наибольшей степени подвергаются реформированию с вступлением в силу с 1 января 2011 года Закона № 83-ФЗ, поскольку большую часть своих услуг они оказывают за плату. Их деятельность как нельзя лучше вписывается в систему бюджетного планирования на основе государственного задания. Однако на данном этапе много трудностей возникает при определении сущности оказываемых услуг, показателей их объема и качества, при расчете нормативов затрат на единицу услуги. В данной статье приведены основные подходы, которыми нужно руководствоваться учреждениям культуры в ходе проведения этой работы, в конечном итоге от ее результатов будет зависеть размер финансового обеспечения для выполнения государственного (муниципального) задания.

Базовый перечень государственных услуг (работ)

Базовый перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, утвержден приказом Минкультуры России от 25.10.2010 № 659 (далее — Базовый перечень услуг).

Для театров, концертных организаций, филармоний, цирковых организаций, организаций в сфере народного творчества выделяются два вида госуслуг:

  • создание и показ спектаклей, концертных, цирковых и иных зрелищных программ;
  • проведение тематических фестивалей, выставок, конкурсов и т. п. Деятельность библиотек подразделяется на следующие виды:
  • работа по формированию и учету фондов библиотек;
  • работа по библиографической обработке документов;
  • работа по организации каталогов;
  • работа по обеспечению физического сохранения и безопасности фонда библиотеки;
  • услуга по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей.

Деятельность музеев предлагается разделять на работу по хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации и публичный показ музейных коллекций и предметов.

В деятельности государственных архивов предлагается выделять:

  • работу по обеспечению сохранности и учету архивных документов;
  • работу по комплектованию архивными документами;
  • работу по созданию справочно-поисковых систем к архивным документам;
  • государственную услугу по предоставлению архивных документов.

Показатели объема и качества государственных услуг

Основные требования к процедурам оказания государственных услуг, а также методы оценки их качества в учреждениях культуры содержатся в следующих нормативных правовых актах:

  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре
  • от 09.10.1992 № 3612-1;
  • Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле";
  • Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде
  • Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Кроме того, на уровне субъектов РФ* разработаны стандарты качества оказаниях государственных услуг в области культуры. Все указанные нормативные правовые акты содержат определенные подходы к оценке деятельности государственных учреждений культуры в части оказания госуслуг. Обобщив эти подходы, можно выделить оптимальные показатели объема и качества оказания госуслуг, которые рекомендуется использовать в проектах государственных заданий.

Рекомендуемые показатели объема и качества государственных услуг в области культуры

Показатели оказания государственных услуг

Показатели объема

Показатели качества

Наименование

Ед. изм.

Наименование

Ед. изм.

Количество посетителей или

изменение численности посетителей по сравнению с предыдущим годом

Чел.

%

Охват населения услугами учреждений культуры (процент посетителей от общей численности жителей обслуживаемой территории)

%

Количество культурно-досуговых мероприятий, проведенных учреждением культуры за год

Ед.

Доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание менее защищенных социально-возрастных групп (детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т. п.), от общего числа проводимых мероприятий

%

Посещаемость мероприятий, проведенных учреждением культуры

Количество посетителей/1 тыс. жителей

Доля новых форм культурного обслуживания посетителей в общем количестве предоставляемых профильных услуг

%

Количество бесплатных культурно-досуговых мероприятий из расчета на одного специалиста

Ед.

Обновление репертуара, экспозиций

%

Кроме того, для определенных видов учреждений культуры можно выделить специфические требования и показатели качества оказания госуслуг:

  • для библиотек — отношение объема электронного каталога к общему количеству книжного фонда (%), книгообеспеченность (среднее количество книг, приходящихся на одного пользователя, ед.), доля специализированных изданий для слепых в общем фонде (%);
  • для музеев — процент ежегодно экспонируемых музейных предметов и музейных коллекций; процент музейных предметов, внесенных в электронный каталог; доля музейных предметов, требующих реставрации;
  • для театров — средняя посещаемость мероприятий во время гастролей (чел.), интенсивность обновления репертуара (новые постановки, ед.); наполняемость основного зала на стационаре в среднем на 1 спектакль (%);
  • для госархивов — средний срок исполнения заказа на выдачу документа, рассчитываемый ежемесячно по данным бланков (дн.).

Расчет нормативов затрат на оказание государственных услуг (работ)

При решении вопроса об отнесении госучреждения культуры к тому или иному типу — бюджетному, автономному или казенному — используются следующие критерии:

  • доходы от уставной и предпринимательской деятельности, тыс. руб.;
  • среднее число посетителей на одном платном мероприятии, чел.;
  • удельный вес бюджетного финансового обеспечения деятельности учреждения культуры за год, %;
  • средняя зарплата работника культурно-досугового учреждения (руб. в месяц) и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в отрасли, %.

Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания может быть изменен в течение срока его выполнения в случае изменения объема затрат, связанных с оказанием услуг, количества их потребителей или расходов на содержание особо ценного движимого имущества государственного учреждения.

Суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, не использованные госучреждением в текущем финансовом году в связи с недовыполнением государственного задания, связанным в т. ч. с намеренным завышением количества потребителей госуслуг, подлежат возврату в бюджет в соответствии с действующим законодательством.

Большинство услуг в сфере культуры оказывается за плату через входные билеты (музеи, театры, выставочные центры, зоопарки, цирки и т. д.). Общая методология расчета затрат на оказание таких услуг предложена в приказе Минфина России от 30.08.2010 № 423 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, для граждан и юридических лиц".

Особенности расчетов нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в учреждениях культуры связаны с необходимостью использования положений ряда отраслевых актов.

  • Нормативные затраты на комплектование библиотечных фондов.
  • Затраты на приобретение и изготовление декораций, оборудования, пошив костюмов, репетиционно-постановочные услуги.
  • Нормативные затраты на организацию и проведение культурно-просветительных мероприятий в государственных музеях.