Журнал "Учет в бюджетных учреждениях" № 7/2009

В Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты внесены значимые изменения. Нововведения комментирует Галина Михайловна ФЕДИНА, заведующая отделом методологии управления бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Московской области.

О нововведениях нужно знать

Федеральным законом от 9 апреля 2009 г. № 58-ФЗ в нормативные акты, которые регулируют в том числе вопросы организации и ведения бюджетного учета, внесены существенные изменения. Бухгалтерам учреждений следует обратить внимание, в частности, на корректировки, затронувшие положения Бюджетного кодекса РФ, а также Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ.

Поправки главного бюджетного документа

Изменения в Бюджетном кодексе РФ условно можно разделить на три группы.

Корректировки, касающиеся межбюджетных трансфертов

Правки внесены в подпункт 1 пункта 4 статьи 20 «Классификация доходов бюджетов» Бюджетного кодекса РФ, где установлены единые для бюджетов группы и подгруппы доходов, в том числе состав налоговых и неналоговых доходов. Раньше там были поименованы только доходы бюджетов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет. Теперь в доходы бюджетов включают и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение. Аналогичное изменение внесено в Бюджетный кодекс РФ — предусмотрен возврат остатков не только субсидий и субвенций прошлых лет, но и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

Изменения коснулись и классификации расходов бюджетов (п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ). Теперь в составе межбюджетных трансфертов упомянуты и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.

То есть расширен состав неналоговых доходов и расходов бюджетов РФ.

Новый порядок внесения исправлений в закон о бюджете

Вторая группа изменений затронула статью 212 Бюджетного кодекса РФ, регламентирующую порядок внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период (далее — закон о бюджете). Новшества позволяют при определенных условиях отменить действие положений закона о бюджете в части, относящейся к плановому периоду. Такое возможно в случае снижения общего объема доходов федерального бюджета (за исключением нефтегазовых доходов и доходов от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), прогнозируемого на текущий год. А именно: если он уменьшится больше чем на 15 процентов по сравнению с объемом указанных доходов, преду-смотренным на текущий финансовый год и плановый период. В этом случае при внесении изменений в закон о бюджете уточненный прогноз социально-экономического развития России в плановом периоде не представляется (как требовалось ранее).

Данное изменение учитывает современные экономические реалии и упрощает процедуру уточнения показателей, содержащихся в законе о бюджете, при значительном снижении общего объема «федеральных» доходов.

Третья группа правок носит редакционный характер

Внесены правки, уточняющие некоторые положения Бюджетного кодекса РФ и дополняющие упущенные ранее нюансы. Например, в пункте 2 статьи 205 Бюджетного кодекса РФ фраза «по долгосрочным целевым программам» уточнена словом «федеральным» и т. п.

Нововведения затронули сам порядок внесения изменений

Статьей 3 Закона № 58-ФЗ внесены изменения и в Закон № 63-ФЗ.

Во-первых, исключен абзац 10 пункта 218 статьи 1 Закона № 63-ФЗ. Согласно новшествам, межбюджетные трансферты (полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение), не использованные в текущем финансовом году, могут быть направлены на те же цели в очередном году при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.

В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства взыщут в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в установленном порядке.

Во-вторых, в результате поправок начало действия ограничения ненефтегазового дефицита федерального бюджета (он не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в законе о бюджете) переносится с 1 января 2011 года на 1 января 2013 года.

В-третьих, нормы Закона № 63-ФЗ дополнены. На эту новацию следует обратить внимание прежде всего:

— главным распорядителям средств бюджетов, оформляю-щим своим подведомственным учреждениям генеральные разрешения на использование средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности;

— работникам финансовых органов.

Итак, теперь пункт 3 части 11 статьи 5 Закона № 63-ФЗ содержит следующее дополнение. В определенных случаях в генеральном разрешении должны быть указа-ны гражданско-правовые договоры, предусматривающие возмещение арендаторами расходов по содержанию арендованного имущества. Ранее в генеральном разрешении отмечали только нормативные правовые акты. Это акты Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальные правовые акты, устав учреждения (его отдельные положения), устанавливающие источники образования и направления расходования средств от приносящей доход деятельности.