Л. Соловьева, журнал "Учет в бюджетных учреждениях" № 2/2008

В этом году действует новая редакция Бюджетного кодекса РФ. В том числе нововведения коснулись и классификации секторов государственного управления.

Почему нововведения были необходимы?

Итак, напомним, что Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена новая статья 23.1 «Классификация операций сектора государственного управления». Это связано в первую очередь с реформой бюджетного процесса и необходимостью приближения бюджетной классификации к требованиям международных стандартов. Возникла необходимость интеграции плана счетов с бюджетной классификацией. В основном это направлено на максимально эффективное управление государственными (муниципальными) финансами.

Кроме того, изменения связаны с необходимостью обеспечить учет затрат методом начисления по программам и функциям участников бюджетного процесса. Поэтому нововведения коснулись именно порядка применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Деление операций секторов бюджета

В рамках классификации КОСГУ операции разделены на: текущие (доходы и расходы); инвестиционные (операции с нефинансовыми активами); финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Последние изменения в Бюджетном кодексе РФ указывают на приведение структуры бюджетной классификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления.

В классификацию добавлены категории

Из-за реформы бюджетного процесса при методе начисления потребовалось введение дополнительных категорий классификации. Единственный собственник средств на соответствующем уровне бюджетной системы — это орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления). Условно его можно представить как самостоятельное юридическое лицо, а бюджетные учреждения — его структурные подразделения. Объемы финансирования, направляемые с единого счета бюджета на лицевые счета учреждений, не приводят к расходу средств в целом в системе. Происходит лишь выбытие денежных средств со счета собственника (уменьшение финансовых активов — группа кодов 600) и поступление средств на счета учреждений (увеличение финансовых активов – группа кодов 500). При этом итог актива баланса собственника не меняется.

В случае приобретения нефинансовых активов учреждением также не происходит расхода средств (затраты по приобретению — группа кодов 300). Итог актива баланса собственника опять же не меняется. Аналогичным образом следует рассуждать и при рассмотрении иных операций сектора государственного управления.

Категории КОСГУ

Необходимость применения в учете (наряду со счетами бюджетного учета) кодов различных классификаторов подтверждает и анализ категорий, включаемых в классификацию операций сектора государственного управления (см. таблицу ).

Согласованность с другими классификаторами

Коды КОСГУ, установленные статьей 23.1 Бюджетного кодекса РФ, соответствуют другим видам классификаторов, применяемым в бюджетной сфере, и аналитическим счетам бюджетного плана счетов. Такое соответствие классификации (доходов, источников финансирования дефицита бюджетов, ведомственной и функциональной классификации расходов бюджетов) коду бюджетного счета рассмотрено в приложении № 4 к Инструкции № 25н.

Классификация расходов бюджета

Так, в случае осуществления операций с нефинансовыми активами в структуру номера счета преимущественно включены коды функциональной классификации расходов (ФКР). Ведь имущество учреждения приобретают для использования в текущей деятельности с последующим списанием на расходы. Поменялось аналитическое содержание и название отдельных кодов (изменения – в рубрике «Для справки» журнала «Учет в бюджетных учреждениях» №2, 2008).

Источники внутреннего финансирования

Такие активы, как земля, ресурсы недр, драгоценности, являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета (по ним применяют код типа КИВФ). Государство в случае необходимости может распорядиться этими активами как собственник и в любой момент использовать их для привлечения заемных средств, в целях погашения дефицита бюджета и т. д. Денежные средства и финансовые вложения также относятся к источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета. Так, денежные средства на лицевых счетах учреждений (не использованные на определенную дату) могут быть отозваны и перераспределены и т. п.

Классификация доходов бюджета

Счета расчетов с дебиторами по доходам корреспондируют с «доходными» счетами. Таким образом, они пополняют доходы бюджета, поэтому в номер счета включены коды классификации доходов (КД).

Преимущества новой классификации

Новая система классификации по методу начисления более эффективна по сравнению с тем, что действовала ранее. Ведь было предусмотрено всего две категории (все денежные поступления на счета бюджетов считались доходами, а средства, списанные со счетов бюджетов, — расходами). Данная классификация позволяет оценить результат исполнения бюджетов не только с точки зрения дефицита (профицита) бюджета, но и с точки зрения увеличения или уменьшения чистой стоимости государства в результате изменения активов государства и его обязательств.