Автор: Смолева М. Е., эксперт журнала

Журнал "Руководитель автономного учреждения" № 4/2023

Требования к составлению отчета о результатах деятельности учреждения и использовании закрепленного за ним имущества снова доработаны. Законодатели добавили в отчет еще две объемные формы. Правда, применять эти новшества потребуется уже при заполнении отчета за 2023 год.

В 2023 году учреждения впервые подавали отчеты о результатах деятельности и использовании имущества, применяя Общие требования № 171н[1]. Между тем нормативный акт дополнялся уже дважды. Сначала добавились формы самого отчета, а также сведений об имуществе (за исключением земельных участков), переданном в аренду (Приказ Минфина России от 08.11.2022 № 159н), – эти требования учреждения успели учесть при формировании отчетов за 2022 год. Затем Приказом Минфина России от 31.01.2023 № 10н (далее – Приказ № 10н) были введены еще две формы. Но поскольку по общему правилу учреждения должны подавать отчеты органу-учредителю до 1 марта года, следующего за отчетным, подавляющее большинство учреждений новые формы в свои отчеты не включали. Это предстоит сделать уже по итогам 2023 года.

Рассмотрим последние поправки Общих требований № 171н.

Новые формы отчета

Изменения коснулись разд. 1 «Результаты деятельности». В нем теперь надо отражать еще два вида сведений:

1) о поступлениях и выплатах (эти таблицы заполняются бюджетными и автономными учреждениями);

2) о кредиторской задолженности и отложенных обязательствах.

Согласно п. 13(1) Общих требований № 171н информация о поступлениях формируется с учетом объема:

  • поступлений из бюджетов, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, «иные цели», осуществление капитальных вложений, а также гранты в форме субсидий;

  • грантов, предоставляемых юридическими и физическими лицами, пожертвований и иных безвозмездных перечислений;

  • поступлений от приносящей доход деятельности, компенсации затрат (с расшифровкой информации по разным видам доходов);

  • доходов от собственности (с обособлением информации по разным видам доходов);

  • доходов от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба;

  • доходов от выбытия финансовых и нефинансовых активов.

Сведения об объеме поступлений приводятся как за отчетный финансовый год, так и за год, предшествующий отчетному. Понадобится и аналитическая информация: указание по каждому виду поступлений динамики изменений, произошедших за год, и процентной доли каждого поступления в общей сумме.

В свою очередь, при формировании информации о выплатах учитываются объемы расходов:

  • на оплату труда и компенсационные выплаты работникам;

  • на перечисление взносов по обязательному социальному страхованию;

  • на приобретение товаров, работ, услуг (с расшифровкой по основным группам приобретений);

  • на обслуживание долговых обязательств;

  • на безвозмездное перечисление организациям;

  • на выплаты по социальному обеспечению;

  • на уплату налогов, сборов, прочих платежей в бюджет (по видам налогов);

  • на приобретение финансовых активов;

  • на выплаты в целях денежных обеспечений;

  • на перечисления на депозитные счета.

Сведения о выплатах указываются только за отчетный финансовый год. Но здесь вводится иная детализация: все виды выплат нужно «разбивать» по источникам финансового обеспечения и определять процентную долю, приходящуюся на тот или иной источник, в общей сумме по каждой выплате.

Отметим, что учреждения и раньше вносили в отчет о результатах деятельности сведения о поступлениях и выплатах. Этого требовал Приказ Минфина России от 30.09.2010 № 114н, который с 2023 года утратил силу. Первоначальная редакция Общих требований № 171н раскрытия сведений о поступлениях и выплатах не предусматривала (тем более что этот срез в целом соответствует детализации доходов и расходов в плане финансово-хозяйственной деятельности). Однако законодатели решили вернуть данный блок информации в отчет.

Что касается сведений о кредиторской задолженности и обязательствах, в силу п. 15(1) Общих требований № 171н в этой табличной форме отражается информация об объеме:

  • кредиторской задолженности на начало года (с выделением информации об объеме задолженности, срок уплаты которой наступил в отчетном финансовом году);

  • кредиторской задолженности на конец отчетного периода (с обособлением информации об объеме задолженности, подлежащей уплате в разных кварталах года, следующего за отчетным, а также подлежащей уплате в очередном году и плановом периоде);

  • отложенных обязательств (с выделением информации по обязательствам по оплате труда, претензионным требованиям, а также по непоступившим расчетным документам).

Весь этот объем информации нужно детализировать еще и по видам задолженности: по выплате зарплаты, стипендий, пособий, перечислениям в бюджет, оплате товаров, работ, услуг, а также по оплате прочих расходов.

Когда применять новые формы?

Приказ № 10н начал действовать 18 марта 2023 года. Однако для всех учреждений закреплен единый срок подачи отчета о результатах деятельности и об использовании имущества – до 1 марта года, следующего за отчетным, или первого рабочего дня, следующего за указанной датой (п. 30 Общих требований № 171н). Точную дату определяют в своих порядках органы-учредители, но она не должна наступать позднее, чем это установил федеральный законодатель. А значит, на момент вступления в силу Приказа № 10н отчеты за 2022 год уже были сданы.

Кроме того, учреждения при работе с отчетом о результатах деятельности руководствуются порядками, утвержденными органами-учредителями. Поэтому последние сначала должны отразить в своих нормативных правовых актах новшества, введенные федеральным законодателем, чтобы потом новые нормы могли использовать учреждения. А на это тоже требуется время.

Таким образом, две рассмотренные формы учреждениям надо будет заполнять начиная с отчетов за 2023 год. Но возможность более раннего применения дополнительных таблиц все же не исключается. Если орган-учредитель успел провести на своем уровне необходимую нормотворческую работу (внес изменения в действующий порядок), новые таблицы могут формироваться в следующих случаях.

  1. Отчет содержит государственную тайну и поэтому подается в иной (более поздний) срок, установленный органом-учредителем (п. 31 Общих требований № 171н).

  2. Орган-учредитель в своем порядке обязал подведомственные учреждения подавать промежуточные отчеты (пп. 4 п. 7 Общих требований № 171н), а дата подачи таких отчетов наступает после вступления в силу Приказа № 10н и соответствующих поправок, внесенных в порядок органа-учредителя.

  3. Орган-учредитель обязал учреждение внести изменения в уже сданный отчет. Такую возможность предусматривает пп. 3 п. 7 Общих требований № 171н.

В любом случае учреждениям надо опираться на действующий порядок составления отчета и указания органа-учредителя.


[1] Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утв. Приказом Минфина России от 02.11.2021 № 171н.