Автор: Соколова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В материале поговорим о том, в каких целях учреждению спорта необходимо определять тип контрагента, с которым ведутся расчеты. Назовем основания для отнесения контрагентов к каждому из типов в целях бюджетной классификации. Также расскажем, на какие подстатьи КОСГУ относятся расчеты учреждений спорта с контрагентами разных типов.

Для чего нужно определять тип контрагента?

Единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности установлены Порядком применения классификации операций сектора государственного управления (далее – Порядок № 209н).

В соответствии с п. 13.6, 14.6, 15.3, 16.3 Порядка № 209н операции по увеличению (уменьшению) прочей дебиторской и кредиторской задолженности отражаются в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения спорта учете на подстатьях статей 560, 660, 730, 830 КОСГУ.

При этом в третьем разряде указанные коды КОСГУ детализируются по типу контрагента, с которым бюджетное (автономное) учреждение спорта проводит расчеты. В зависимости от типа контрагента применяются следующие подстатьи КОСГУ:

Тип контрагента

Подстатья КОСГУ

Обоснование

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

Увеличение задолженности

Уменьшение задолженности

Увеличение задолженности

Уменьшение задолженности

Участники бюджетного процесса

561

661

831

731

Пункты 13.6.1, 14.6.1, 15.3.1, 16.3.1 Порядка № 209н

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения

562

662

832

732

Пункты 13.6.2, 14.6.2, 15.3.2, 16.3.2 Порядка № 209н

Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора

563

663

833

733

Пункты 13.6.3, 14.6.3, 15.3.3, 16.3.3 Порядка № 209н

Иные нефинансовые организации

564

664

834

734

Пункты 13.6.4, 14.6.4, 15.3.4, 16.3.4 Порядка № 209н

Иные финансовые организации

565

665

835

735

Пункты 13.6.5, 14.6.5, 15.3.5, 16.3.5 Порядка № 209н

Некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг

566

666

836

736

Пункты 13.6.6, 14.6.6, 15.3.6, 16.3.6 Порядка № 209н

Физические лица

567

667

837

737

Пункты 13.6.7, 14.6.7, 15.3.7, 16.3.7 Порядка № 209н

Наднациональные организации и правительства иностранных государств

568

668

838

738

Пункты 13.6.8, 14.6.8, 15.3.8, 16.3.8 Порядка № 209н

Нерезиденты

569

669

839

739

Пункты 13.6.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9 Порядка № 209н

Какие расчеты не детализируются в зависимости от типа контрагента?

Согласно п. 13.6, 14.6 Порядка № 209н по статьям 560, 660 КОСГУ без детализации отражаются расчеты по доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы РФ:

  • от уплаты налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

  • от таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, таможенных платежей, предусмотренных законодательством РФ о таможенном регулировании;

  • от страховых взносов на обязательное социальное страхование, поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • от недоимки, пени и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ;

  • от невыясненных поступлений.

Как определить тип контрагента?

В соответствии с разъяснениями Минфина, доведенными Письмом от 08.05.2019 № 02-08-10/33580 (далее – Рекомендации по ИСЭ), при классификации расчетов в целях правильного применения подстатей КОСГУ необходимо определять институциональную принадлежность контрагентов к секторам экономики.

К сведению: классификация институциональных секторов экономики (ИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.

На основании Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОК 028-2012), утвержденного Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.

В силу Рекомендаций по ИСЭ при классификации контрагентов необходимо руководствоваться действующими общероссийскими классификаторами, в частности:

  • ОК 028-2012 «Общероссийский классификатор организационно-правовых форм», утвержденного Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст (далее – ОКОПФ);

  • ОК 029-2014 (КДЕС, ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст;

  • Общероссийским классификатором форм собственности (вместе с ОК 027-99 «Общероссийский классификатор форм собственности»), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.03.1999 № 97.

Разъяснения по вопросу определения типа контрагента с целью применения подстатей КОСГУ доведены письмами Минфина России от 20.12.2021 № 02-08-10/103863, от 11.12.2020 № 02-08-10/109210 (далее – Письмо Минфина России № 02-08-10/109210).

Какие контрагенты относятся к участникам бюджетного процесса?

В соответствии с п. 13.5.1, 13.6.1, 15.3.1, 16.3.1 Порядка № 209н, разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 к участникам бюджетного процесса относятся:

  • ГРБС, РБС, ПБС;

  • государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, наделенные полномочиями по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;

  • иные ПБС, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;

  • ГАДБ, АДБ;

  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

  • органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов.

Обратите внимание: в силу п. 13.5.2, 13.6.2, 15.3.2, 16.3.2 Порядка № 209н, разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 бюджетные и автономные учреждения не относятся к участникам бюджетного процесса.

Какие контрагенты относятся к финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора?

Согласно п. 10.4 Приказа № 209н финансовыми организациями признаются:

  • банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций;

  • юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации.

Нефинансовыми являются организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ (п. 10.4 Приказа № 209н).

В целях применения положений Порядка № 209н к финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора относятся:

  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

  • государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

Кроме того, на подстатьи 563, 663, 733, 833 КОСГУ относятся операции по осуществлению расчетов с Центральным банком РФ в части расчетов, в которых он не является участником бюджетного процесса, увеличивающие дебиторскую задолженность.

Какие контрагенты относятся к иным нефинансовым организациям?

В соответствии с п. 10.4 Приказа № 209н к нефинансовым организациям относятся коммерческие организации, занимающиеся производством товаров, оказанием (выполнением) нефинансовых услуг (работ).

К сведению: как указано в п. 1 ст. 50 ГК РФ, под коммерческими организациями понимаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Какие контрагенты относятся к иным финансовым организациям?

По норме п. 10.4 Приказа № 209н к иным нефинансовым организациям относятся финансовые организации, не являющиеся организациями госсектора, например:

  • коммерческие кредитные организации (в частности, коммерческие банки);

  • коммерческие страховые организации.

Какие контрагенты относятся к некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг?

В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Обратите внимание: в случае если некоммерческие организации (например, бюджетные учреждения, государственные корпорации и т. д.) включены в иные категории, они не относятся к некоммерческим организациям – производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии с разд. 5 00 00 «Организационно-правовые формы для деятельности граждан» ОКОПФ к физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг относятся:

  • главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

  • индивидуальные предприниматели;

  • адвокаты, учредившие адвокатский кабинет;

  • нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Кроме того, к физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг также следует относить и иные категории физических лиц, например:

Категория физических лиц

Обоснование

Самозанятые (включая индивидуальных предпринимателей)

Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ*

Оценщики

Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ**

Патентные поверенные

Приказ Минэкономразвития России от 29.09.2016 № 616***

Частные детективы

Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1****

* О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

*** «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по аттестации и регистрации патентных поверенных Российской Федерации, выдаче патентным поверенным свидетельств».

**** «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Какие контрагенты относятся к физическим лицам?

В целях бюджетной классификации по КОСГУ, установленной Порядком № 209н, физическими лицами признаются физические лица, не являющиеся производителями товаров, работ, услуг, например:

  • работники учреждений спорта;

  • сторонние физические лица, не отнесенные в соответствии с Порядком № 209н к иным категориям.

Обратите внимание: на подстатьи 567, 667, 737, 837 КОСГУ в том числе относятся физические лица – нерезиденты.

Какие контрагенты относятся к наднациональным организациям и правительствам иностранных государств?

Согласно разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 в целях применения положений Порядка № 209н наднациональными организациями признаются организации, созданные для обеспечения общих потребностей нескольких государств, наделенные нормоустановительными, исполнительными, контрольными правомочиями, которые имеют воздействие на государства и частных лиц.

Наднациональные организации наделены полномочиями принимать решения, издавать правила, исполнять решения, обязательные для государств-членов. К таким организациям относятся:

  • Организация Объединенных Наций (ООН);

  • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

  • Экономический и Социальный Совет ООН;

  • Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК);

  • Международный олимпийский комитет (МОК);

  • Всемирный банк (ВБ);

  • Международный валютный фонд (МВФ);

  • Европейский центральный банк (ЕЦБ);

  • Международный суд ООН;

  • Европейский суд по правам человека;

  • Суд Европейского союза.

Нерезиденты (подстатья XX9 КОСГУ)

На основании разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 к нерезидентам в целях применения положений Порядка № 209н относятся:

  • юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

  • находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных юридических лиц и организаций;

  • иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ.

Обратите внимание: к категории «нерезиденты» не относятся физические лица – нерезиденты, наднациональные организации, правительства иностранных государств, международные финансовые организации в том случае, когда они выделяются на обособленных подстатьях КОСГУ (разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210).

Ответственность за нарушение распределения доходов по статьям (подстатьям) КОСГУ

За нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 15.15.6 КоАП РФ.