Автор: Соколова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В материале поговорим о том, в каких целях учреждению спорта необходимо определять тип контрагента, с которым ведутся расчеты. Назовем основания для отнесения контрагентов к каждому из типов в целях бюджетной классификации. Также расскажем, на какие подстатьи КОСГУ относятся расчеты учреждений спорта с контрагентами разных типов.
Для чего нужно определять тип контрагента?
Единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности установлены Порядком применения классификации операций сектора государственного управления (далее – Порядок № 209н).
В соответствии с п. 13.6, 14.6, 15.3, 16.3 Порядка № 209н операции по увеличению (уменьшению) прочей дебиторской и кредиторской задолженности отражаются в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения спорта учете на подстатьях статей 560, 660, 730, 830 КОСГУ.
При этом в третьем разряде указанные коды КОСГУ детализируются по типу контрагента, с которым бюджетное (автономное) учреждение спорта проводит расчеты. В зависимости от типа контрагента применяются следующие подстатьи КОСГУ:
Тип контрагента | Подстатья КОСГУ | Обоснование | |||
Увеличение задолженности | Уменьшение задолженности | Увеличение задолженности | Уменьшение задолженности | ||
Участники бюджетного процесса | 561 | 661 | 831 | 731 | Пункты 13.6.1, 14.6.1, 15.3.1, 16.3.1 Порядка № 209н |
Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения | 562 | 662 | 832 | 732 | Пункты 13.6.2, 14.6.2, 15.3.2, 16.3.2 Порядка № 209н |
Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора | 563 | 663 | 833 | 733 | Пункты 13.6.3, 14.6.3, 15.3.3, 16.3.3 Порядка № 209н |
Иные нефинансовые организации | 564 | 664 | 834 | 734 | Пункты 13.6.4, 14.6.4, 15.3.4, 16.3.4 Порядка № 209н |
Иные финансовые организации | 565 | 665 | 835 | 735 | Пункты 13.6.5, 14.6.5, 15.3.5, 16.3.5 Порядка № 209н |
Некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг | 566 | 666 | 836 | 736 | Пункты 13.6.6, 14.6.6, 15.3.6, 16.3.6 Порядка № 209н |
Физические лица | 567 | 667 | 837 | 737 | Пункты 13.6.7, 14.6.7, 15.3.7, 16.3.7 Порядка № 209н |
Наднациональные организации и правительства иностранных государств | 568 | 668 | 838 | 738 | Пункты 13.6.8, 14.6.8, 15.3.8, 16.3.8 Порядка № 209н |
Нерезиденты | 569 | 669 | 839 | 739 | Пункты 13.6.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9 Порядка № 209н |
Какие расчеты не детализируются в зависимости от типа контрагента?
Согласно п. 13.6, 14.6 Порядка № 209н по статьям 560, 660 КОСГУ без детализации отражаются расчеты по доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы РФ:
-
от уплаты налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
-
от таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, таможенных платежей, предусмотренных законодательством РФ о таможенном регулировании;
-
от страховых взносов на обязательное социальное страхование, поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
-
от недоимки, пени и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ;
-
от невыясненных поступлений.
Как определить тип контрагента?
В соответствии с разъяснениями Минфина, доведенными Письмом от 08.05.2019 № 02-08-10/33580 (далее – Рекомендации по ИСЭ), при классификации расчетов в целях правильного применения подстатей КОСГУ необходимо определять институциональную принадлежность контрагентов к секторам экономики.
К сведению: классификация институциональных секторов экономики (ИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.
На основании Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОК 028-2012), утвержденного Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.
В силу Рекомендаций по ИСЭ при классификации контрагентов необходимо руководствоваться действующими общероссийскими классификаторами, в частности:
-
ОК 028-2012 «Общероссийский классификатор организационно-правовых форм», утвержденного Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст (далее – ОКОПФ);
-
ОК 029-2014 (КДЕС, ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст;
-
Общероссийским классификатором форм собственности (вместе с ОК 027-99 «Общероссийский классификатор форм собственности»), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.03.1999 № 97.
Разъяснения по вопросу определения типа контрагента с целью применения подстатей КОСГУ доведены письмами Минфина России от 20.12.2021 № 02-08-10/103863, от 11.12.2020 № 02-08-10/109210 (далее – Письмо Минфина России № 02-08-10/109210).
Какие контрагенты относятся к участникам бюджетного процесса?
В соответствии с п. 13.5.1, 13.6.1, 15.3.1, 16.3.1 Порядка № 209н, разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 к участникам бюджетного процесса относятся:
-
ГРБС, РБС, ПБС;
-
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, наделенные полномочиями по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
-
иные ПБС, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;
-
ГАДБ, АДБ;
-
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
-
органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов.
Обратите внимание: в силу п. 13.5.2, 13.6.2, 15.3.2, 16.3.2 Порядка № 209н, разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 бюджетные и автономные учреждения не относятся к участникам бюджетного процесса.
Какие контрагенты относятся к финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора?
Согласно п. 10.4 Приказа № 209н финансовыми организациями признаются:
-
банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций;
-
юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации.
Нефинансовыми являются организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ (п. 10.4 Приказа № 209н).
В целях применения положений Порядка № 209н к финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора относятся:
-
государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
-
государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.
Кроме того, на подстатьи 563, 663, 733, 833 КОСГУ относятся операции по осуществлению расчетов с Центральным банком РФ в части расчетов, в которых он не является участником бюджетного процесса, увеличивающие дебиторскую задолженность.
Какие контрагенты относятся к иным нефинансовым организациям?
В соответствии с п. 10.4 Приказа № 209н к нефинансовым организациям относятся коммерческие организации, занимающиеся производством товаров, оказанием (выполнением) нефинансовых услуг (работ).
К сведению: как указано в п. 1 ст. 50 ГК РФ, под коммерческими организациями понимаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Какие контрагенты относятся к иным финансовым организациям?
По норме п. 10.4 Приказа № 209н к иным нефинансовым организациям относятся финансовые организации, не являющиеся организациями госсектора, например:
-
коммерческие кредитные организации (в частности, коммерческие банки);
-
коммерческие страховые организации.
Какие контрагенты относятся к некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг?
В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Обратите внимание: в случае если некоммерческие организации (например, бюджетные учреждения, государственные корпорации и т. д.) включены в иные категории, они не относятся к некоммерческим организациям – производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с разд. 5 00 00 «Организационно-правовые формы для деятельности граждан» ОКОПФ к физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг относятся:
-
главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
-
индивидуальные предприниматели;
-
адвокаты, учредившие адвокатский кабинет;
-
нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Кроме того, к физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг также следует относить и иные категории физических лиц, например:
Категория физических лиц | Обоснование |
Самозанятые (включая индивидуальных предпринимателей) | Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ* |
Оценщики | Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ** |
Патентные поверенные | Приказ Минэкономразвития России от 29.09.2016 № 616*** |
Частные детективы | Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1**** |
* О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
*** «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по аттестации и регистрации патентных поверенных Российской Федерации, выдаче патентным поверенным свидетельств».
**** «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Какие контрагенты относятся к физическим лицам?
В целях бюджетной классификации по КОСГУ, установленной Порядком № 209н, физическими лицами признаются физические лица, не являющиеся производителями товаров, работ, услуг, например:
-
работники учреждений спорта;
-
сторонние физические лица, не отнесенные в соответствии с Порядком № 209н к иным категориям.
Обратите внимание: на подстатьи 567, 667, 737, 837 КОСГУ в том числе относятся физические лица – нерезиденты.
Какие контрагенты относятся к наднациональным организациям и правительствам иностранных государств?
Согласно разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 в целях применения положений Порядка № 209н наднациональными организациями признаются организации, созданные для обеспечения общих потребностей нескольких государств, наделенные нормоустановительными, исполнительными, контрольными правомочиями, которые имеют воздействие на государства и частных лиц.
Наднациональные организации наделены полномочиями принимать решения, издавать правила, исполнять решения, обязательные для государств-членов. К таким организациям относятся:
-
Организация Объединенных Наций (ООН);
-
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
-
Экономический и Социальный Совет ООН;
-
Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК);
-
Международный олимпийский комитет (МОК);
-
Всемирный банк (ВБ);
-
Международный валютный фонд (МВФ);
-
Европейский центральный банк (ЕЦБ);
-
Международный суд ООН;
-
Европейский суд по правам человека;
-
Суд Европейского союза.
Нерезиденты (подстатья XX9 КОСГУ)
На основании разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 к нерезидентам в целях применения положений Порядка № 209н относятся:
-
юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
-
находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных юридических лиц и организаций;
-
иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ.
Обратите внимание: к категории «нерезиденты» не относятся физические лица – нерезиденты, наднациональные организации, правительства иностранных государств, международные финансовые организации в том случае, когда они выделяются на обособленных подстатьях КОСГУ (разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210).
Ответственность за нарушение распределения доходов по статьям (подстатьям) КОСГУ
За нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 15.15.6 КоАП РФ.