Автор: Чагин К. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Бюджетное образовательное учреждение заключило с индивидуальным предпринимателем договор об оказании услуг по организации питания для получателей образовательных услуг учреждения. Услуги будут предоставляться на базе столовой учреждения и с использованием оборудования, которое стоит у него на балансе (плиты, холодильники и др.). Нужно ли учреждению согласовывать с учредителем предоставление этого имущества в пользование индивидуальному предпринимателю? Если да, то какова процедура такого согласования?

Ответ:

Упомянутое в вопросе имущество бюджетного учреждения является движимым. Если данное имущество отнесено учредителем к категории особо ценного, то учреждению для распоряжения им необходимо получить предварительное согласие учредителя. Если же имущество не отнесено к этой категории, то получать согласие учредителя не требуется (ч. 10 ст. 9.2 Закона об НКО).

Дополнительно отметим, что в отношении недвижимого имущества (помещения столовой) согласование с учредителем действий по распоряжению этим имуществом обязательно для учреждения (см. ту же ч. 10 ст. 9.2). Конкретная процедура таких согласований, как правило, установлена в отдельном нормативном правовом акте учредителя учреждения.

Рассмотрим для примера процедуру, действующую в отношении государственных учреждений Ульяновской области (Постановление правительства Ульяновской области от 27.09.2016 № 450-П).

Учредитель осуществляет предварительное согласование распоряжения закрепленным за учреждением имуществом на основании обращения руководителя учреждения о таком согласовании действий в отношении закрепленного имущества.

В обращении указываются:

1) вид распоряжения (операции в отношении имущества учреждения) имуществом (передача, в том числе передача в залог, продажа, сдача в аренду);

2) цель совершения операции в отношении движимого имущества учреждения;

3) наименование объекта имущества, в отношении которого предполагается совершение операции, его характеристики и иные существенные условия;

4) полное наименование, реквизиты и местонахождение предполагаемого контрагента;

5) опись прилагаемых документов.

К обращению прилагаются:

1) финансово-экономическое обоснование целесообразности совершения данного вида операции в отношении имущества учреждения, содержащее расчеты показателей операции, обоснование ее цены, сведения о социально-экономических последствиях операции и прогноз влияния результатов операции на повышение эффективности деятельности учреждения в разрезе производственных и финансовых показателей;

2) проект соответствующего контракта (соглашения), содержащий условия операции в отношении имущества учреждения;

3) мотивированное обоснование выбора контрагента;

4) в отношении движимого имущества – документ, содержащий мотивированное обоснование использования учреждением этого имущества для своей уставной деятельности, в случае предоставления движимого имущества в аренду на срок менее 3 лет при условии, что месячный размер арендной платы с учетом НДС и без учета платы за коммунальные услуги, указанный в отчете об оценке объекта оценки, составляет не менее 20 тыс. руб.

Все документы представляются учреждением учредителю на бумажном носителе. Если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен оттиском печати учреждения на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица учреждения. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются.

Правильность копий документов, представляемых на бумажном носителе, должна быть подтверждена подписью уполномоченного лица учреждения и скреплена оттиском печати учреждения, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами РФ.

В случаях, когда учреждение представляет учредителю копию какого-либо документа, оно вправе вместо копии представить оригинал такого документа.

Учредитель проводит экспертизу представленных документов, выявляет наличие оснований для возвращения документов учреждению, а также оснований для отказа в согласовании. В случае представления неполного комплекта документов или неправильного их оформления учредитель возвращает обращение учреждению.

Учредитель принимает решение о согласовании на основании рекомендации комиссии по согласованию распоряжения имуществом учреждений Ульяновской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет правительство Ульяновской области.

Согласование направляется учреждению письмом в течение 10 календарных дней со дня его одобрения комиссией. В случае необходимости дополнительной экспертизы представленных документов срок рассмотрения обращения может быть продлен решением учредителя, но не более чем на 1 месяц.

Осуществляя согласование, учредитель вправе установить учреждению дополнительные условия сделки. Соблюдение указанных условий обязательно при совершении сделки.

Основаниями для отказа в согласовании являются:

1) несоответствие содержащихся в представленных документах сведений фактическим обстоятельствам;

2) непредставление или представление требуемых документов не в полном объеме;

3) связанные с совершением сделки затруднения в осуществлении учреждением деятельности, предмет и цели которой определены его уставом;

4) выступающее предметом сделки ограниченное в обороте или изъятое из оборота имущество либо имущество, не подлежащее отчуждению;

5) несоответствие предполагаемой сделки требованиям законодательства РФ и законодательства Ульяновской области;

6) возможность неблагоприятных финансовых и социально-экономических последствий в результате сделки.

Решение учредителя об отказе в согласовании должно быть мотивированным. Решение об отказе в согласовании направляется учреждению в течение 10 календарных дней с момента принятия такого решения.

Согласование действительно в течение срока, указанного в соответствующем письме, или 3 месяцев от даты его регистрации.

После совершения сделки учреждение обязано представить учредителю документы, подтверждающие ее совершение.

Все документы, представленные для получения согласования, формируются в дело в соответствии с номенклатурой и хранятся в течение 3 лет.

В заключение отметим, что если в публично-правовом образовании (субъект РФ, муниципальное образование) не принято нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру согласования учреждением распоряжения своим имуществом с учредителем, то надлежит использовать простую процедуру направления соответствующего письма от учреждения учредителю в произвольной форме и получения ответа от учредителя.