Автор: Малова Е., эксперт журнала

Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 9/2022

C 11 июля 2022 года вступил в силу Приказ Минфина России от 24.05.2022 № 82н, определяющий новый порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения (далее – Порядок № 82н). С 1 января 2023 года при классификации доходов и расходов бюджетным (автономным) учреждениям здравоохранения необходимо руководствоваться этим порядком (Порядок № 85н[1], действующий с 2019 года, утратит силу). В статье рассмотрим основные особенности классификации доходов и расходов, которые следует учитывать с 1 января 2023 года.

Общие положения о применении бюджетной классификации

Минфин определяет принципы назначения, структуру кодов бюджетной классификации РФ, присваивает коды составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 2 ст. 18 БК РФ). В целях реализации данной нормы финансовое ведомство утвердило Порядок № 82н, который подлежит применению с 2023 года.

Согласно п. 3 Порядка № 82н бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов;

  • классификацию расходов бюджетов;

  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

  • классификацию операций публично-правовых образований.

Рассмотрим, в каком порядке медицинскими учреждениями применяются коды бюджетной классификации в части доходов и расходов.

Классификация доходов

Как и ранее, код классификации доходов бюджетов состоит из 20 знаков. Структура осталась неизменной и единой для бюджетов бюджетной системы РФ. Как указано в п. 7 Порядка № 82н, она включает:

  • код главного администратора доходов бюджета (1–3-й разряды);

  • код вида доходов бюджетов (4–13-й разряды);

  • код подвида доходов бюджетов (14–20-й разряды).

Для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов применяется код подвида доходов бюджетов (14–20-й разряды), который в соответствии с п. 11 Порядка № 82н состоит:

  • из группы подвида доходов бюджетов (14–17-й разряды);

  • из аналитической группы подвида доходов бюджетов (18–20-й разряды).

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из следующих элементов (п. 12 Порядка № 82н):

  • 100 – «Доходы»;

  • 400 – «Выбытие нефинансовых активов».

Согласно п. 12.1 Порядка № 85н аналитическая группа подвида доходов 100 «Доходы» детализирована статьями:

  • 110 «Налоговые доходы и таможенные платежи»;

  • 120 «Доходы от собственности»;

  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»;

  • 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»;

  • 150 «Безвозмездные денежные поступления»;

  • 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»;

  • 180 «Прочие доходы»;

  • 190 «Безвозмездные неденежные поступления».

Большая часть доходов медицинских учреждений поступает по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсации затрат». В соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 82н по ней, в частности, отражаются:

  • доходы от оказания платных услуг;

  • компенсация затрат;

  • доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой (территориальной) программы ОМС;

  • доходы медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период;

  • доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе государственного (муниципального) задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.

Доходы, связанные с предоставлением имущества в аренду, подлежат отражению по статье 120 «Доходы от собственности» (п. 12.1.2 Порядка № 82н).

Штрафы, пени и неустойка за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нарушение условий контрактов (договоров) относятся на статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» (п. 12.1.4 Порядка № 82н).

Классификация расходов

Код классификации расходов бюджетов состоит из 20 знаков (п. 16 Порядка № 82н). Его структура является единой для бюджетов бюджетной системы РФ и включает следующие части:

  • код главного распорядителя бюджетных средств (1–3-й разряды);

  • код раздела (4-й, 5-й разряды);

  • код подраздела (6-й, 7-й разряды);

  • код целевой статьи (8–17-й разряды);

  • код вида расходов (18–20-й разряды).

Структура разделов и подразделов

Особенности отражения расходов бюджетов бюджетной системы РФ по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов приведены в п. 18.2 Порядка № 82н.

В частности, установлено, что раздел 0900 «Здравоохранение» классификации расходов бюджетов включает расходы на финансирование здравоохранения (п. 18.2.9 Порядка № 82н). Этот раздел состоит из следующих подразделов:

Код подраздела

Наименование подраздела

0901

Стационарная медицинская помощь

0902

Амбулаторная помощь

0903

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов

0904

Скорая медицинская помощь

0905

Санаторно-оздоровительная помощь

0906

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

0907

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

0908

Прикладные научные исследования в области здравоохранения

0909

Другие вопросы в области здравоохранения

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 18.2.9 Порядка № 82н, расходы бюджетных (автономных) учреждений здравоохранения подлежат отражению в следующих подразделах:

Код подраздела

Вид расходов

0901

Расходы на оказание услуг стационарной медицинской помощи и обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих стационарную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, закупки лекарственных препаратов и медицинского оборудования, субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям

0902

Расходы на оказание услуг амбулаторной медицинской помощи и обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, отдельных полномочий в области обеспечения лекарственными препаратами

0903

Расходы на оказание услуг медицинской помощи в дневных стационарах всех типов и обеспечение деятельности дневных стационаров всех типов

0904

Расходы на оказание услуг скорой медицинской помощи и обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих скорую медицинскую помощь, а также на оказание медицинской помощи нуждающимся в ней в экстренном порядке

0905

Расходы на оказание санаторно-оздоровительной помощи населению, обеспечение деятельности санаториев, в том числе санаториев для детей и подростков, для больных туберкулезом, а также пансионатов и домов отдыха

0906

Расходы на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения (либо их структурных подразделений), осуществляющих заготовку, переработку, транспортировку и хранение донорской крови и ее компонентов, на осуществление закупки у организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов, работ (услуг) по заготовке, хранению и транспортировке донорской крови, а также на проведение мероприятий по развитию службы крови

0907

Расходы на обеспечение деятельности учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, противочумных организаций, дезинфекционных станций, мероприятия в области санитарно-эпидемиологического надзора и благополучия населения

0908

Расходы на выполнение по государственным (муниципальным) контрактам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области здравоохранения, а также на обеспечение деятельности учреждений по осуществлению прикладных исследований и научных разработок в указанной сфере деятельности

0909

Расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, учреждений, осуществляющих руководство и управление такими вопросами, как выработка государственной политики, разработка и обеспечение выполнения стандартов для медицинского персонала, больниц, клиник, медпунктов, расходы на разработку программ, планов и бюджетов в сфере здравоохранения, лицензирования

Расходы на обеспечение деятельности казенных учреждений

Расходы на предоставление субсидий иным организациям, учреждениям (в том числе из разряда учреждений особого типа), обеспечивающим предоставление услуг в сфере здравоохранения, но не отнесенных к другим подразделам классификации расходов бюджетов

Расходы на предоставление дополнительных видов и объемов медицинской помощи населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, работникам организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда

Расходы на медико-биологическое и медицинское обеспечение спортсменов спортивных сборных команд РФ

Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования

Целевые статьи

Как уже было отмечено, целевые статьи расходов бюджета – этот составляющая бюджетной классификации, которая обеспечивает распределение ассигнований по утвержденным государственным либо муниципальным программам или по другим направлениям деятельности. Присвоение кодов целевых статей, направлений расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется Минфином в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (п. 22 Порядка № 82н).

В соответствии с п. 42 Порядка № 82н 4-й разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 X0 00000), в котором отражаются расходы на национальный проект «Здравоохранение», соответствует буквенному значению латинского алфавита «N».

Для справки:

Коды федеральных проектов в сфере здравоохранения, их наименования приведены в приложении 2 к Порядку № 82н.

Ниже укажем некоторые коды федеральных проектов в сфере здравоохранения:

  • 00 0 N1 00000 «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;

  • 00 0 N2 00000 «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;

  • 00 0 N3 00000 «Борьба с онкологическими заболеваниями»;

  • 00 0 N4 00000 «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»;

  • 00 0 N5 00000 «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;

  • 00 0 N6 00000 «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий»;

  • 00 0 N7 00000 «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»;

  • 00 0 N8 00000 «Развитие экспорта медицинских услуг»;

  • 00 0 N9 00000 «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации».

Виды расходов бюджетов

Виды расходов детализируют целевые статьи расходов по видам бюджетных ассигнований, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Для справки

Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов приведены в приложении 3 к Порядку № 82н.

Наибольшая часть расходов медицинских учреждений отражается с применением КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».  По данному коду осуществляется закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий. Кроме того, согласно п. 53.2.4.4 Порядка № 82н он применяется при отражении расходов:

  • на оплату договоров на оказание услуг по обучению (образовательных услуг), по повышению квалификации, профессиональной подготовке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию медицинских работников;

  • на оплату услуг по организации участия командируемого сотрудника в конференции, ином мероприятии (организационный взнос и иные аналогичные расходы), а также расходы на организацию конгрессов, конференций, выставок и других мероприятий в сфере здравоохранения;

  • на оплату договоров холодного водоснабжения, водоотведения (с учетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, выставленной организацией, осуществляющей водоотведение), ассенизации (вывоза жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной системы канализации).

В соответствии с п. 53.2.4.7 Порядка № 82н КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» применяется при отражении расходов медицинских организаций по оплате:

  • счетов, выставленных в рамках договоров поставки энергетических ресурсов (электроэнергии, природного и сжиженного газа, договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров горячего водоснабжения, включая оплату задолженности за указанные потребленные энергетические ресурсы);

  • услуг по транспортировке указанных энергетических ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям (при наличии), а также иных снабженческо-сбытовых услуг, включенных в договор поставки.

По КВР 243 «Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» отражаются расходы бюджетных и автономных медицинских учреждений по капитальному ремонту зданий (п. 53.2.4.3 Порядка № 82н). Напомним, что расходы на текущий ремонт подлежат отражению по КВР 244.

Особое внимание необходимо обратить на КВР 246 «Закупка товаров, работ и услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных (муниципальных) информационных систем». Данный код подлежит применению при отражении расходов федеральных бюджетных и автономных учреждений на реализацию мероприятий по информатизации, направленных на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации государственных информационных систем. Учреждения субъекта применяют этот код, если такое решение вынесет финансовый орган субъекта РФ (п. 53.2.4.6 Порядка № 82н).

* * *

Порядок № 82н вступает в силу 1 января 2023 года и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов бюджетной системы РФ на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).

В связи с этим положениями нового порядка целесообразно руководствоваться при составлении бюджетной сметы казенных учреждений здравоохранения, плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения здравоохранения на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н.