Автор: Зайцева Г.Г., редактор журнала
Журнал "Руководитель автономного учреждения" № 8/2022
С 1 июля 2022 года для заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ[1], введены антикоррупционные ограничения. Теперь в отношении руководителей заказчиков (в том числе руководителей АУ) и членов закупочных комиссий действуют нормы о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. В чем суть нововведения? И что нужно сделать уже сейчас?
Из-за того, что сфера закупок считается коррупционно емкой, представители заказчиков, участвующие в закупочных процедурах, наделяются дополнительными обязанностями по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Поправки в Закон № 223-ФЗ внесены Федеральным законом от 11.06.2022 № 160-ФЗ[2].
Введенные нормы увязаны с положениями Закона № 273-ФЗ[3]. На это прямо указано в ч. 7.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. А значит, автономным учреждениям придется скорректировать не только свои закупочные процессы (в том числе локальное положение о закупке), но и антикоррупционную политику либо иные локальные акты соответствующего содержания (если меры по предотвращению коррупции при закупках не были приняты раньше).
Рассмотрим, как данные поправки повлияют на работу автономных учреждений.
Новые обязанности заказчиков
Согласно ч. 7.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при проведении закупок руководители АУ и члены закупочных комиссий должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обозначенные в Законе № 273-ФЗ. А он, в свою очередь, допускает возможность расширения круга лиц, обязанных соблюдать антикоррупционные требования: предупреждать возникновение конфликта интересов необходимо в том числе иным категориям лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 4 ч. 3 ст. 10 Закона № 273-ФЗ). Такой случай теперь закреплен в Законе № 223-ФЗ.
В чем же именно заключаются новые антикоррупционные ограничения?
Требования к закупочным комиссиям
Часть 7.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ устанавливает запрет на включение в состав закупочной комиссии ряда физических лиц. Ограничение распространяется на граждан, которые:
-
имеют личную заинтересованность в результатах закупки (определения поставщика (исполнителя, подрядчика) при конкурентной закупке), в том числе:
-
подали заявки на участие или состоят в трудовых отношениях с организацией либо физическим лицом, подавшими такие заявки;
-
выступают руководителями организаций, подавших заявки на участие;
-
являются участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки;
-
указаны в положении о закупке, утвержденном заказчиком.
Как видим, список работников организации-заказчика, которые не могут входить в состав закупочной комиссии, открытый. При необходимости автономное учреждение вправе расширить этот перечень за счет дополнительных категорий лиц. В любом случае все обстоятельства, при которых сотруднику АУ нельзя участвовать в работе закупочной комиссии, надо прописать в своем положении о закупке.
Введенный запрет не только становится барьером при выборе и оценке потенциальных членов закупочной комиссии, но и налагает новую обязанность на действующих членов. Тем из них, кто подпадает под установленные перечнем критерии, нужно незамедлительно сообщить заказчику, принявшему решение о создании комиссии, о наличии ограничивающих обстоятельств (ч. 7.3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Закупочная комиссия обычно формируется на основании приказа, подписанного руководителем автономного учреждения. Его и надо уведомлять о возникновении у члена комиссии конфликта интересов.
В то же время у заказчика, принявшего решение о создании комиссии (руководителя АУ), появилась новая обязанность: он должен незамедлительно заменить сотрудника, имеющего личную заинтересованность в закупке, другим кандидатом, который отвечает антикоррупционным требованиям (ч. 7.3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Важно, что введенные в Закон № 223-ФЗ термины «личная заинтересованность» и «конфликт интересов» используются в значении, указанном в ст. 10 Закона № 273-ФЗ. Вот что имеется в виду под этими терминами.
Личная заинтересованность |
→ |
Возможность получения доходов в виде денег, иного имущества (в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ), каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом, его близкими родственниками или свойственниками, а также гражданами или организациями, с которыми должностное лицо, его родственники, свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями |
Конфликт интересов |
→ |
Ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий) |
Эти понятия тесно связаны: наличие заинтересованности предшествует возникновению конфликта интересов. И даже если в той или иной норме ч. 7.1–7.3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о заинтересованности не упоминается, ее присутствие подразумевается.
Существенен и еще один момент. Заинтересованность у члена закупочной комиссии возникает тогда, когда с представителем участника закупки связан как лично он, так и граждане, находящиеся с членом комиссии в родственных, имущественных и иных близких отношениях. В состав закупочной комиссии теперь нельзя включать, к примеру, не только сотрудника АУ, учредившего частную строительную фирму (если проводится закупка ремонтных работ и в ней участвует данная фирма) либо имеющего кредит в банке (если посредством закупочных процедур учреждение выбирает обслуживающий банк), но и сотрудника, жена которого работает в организации, подавшей заявку на участие в закупке. Такие связи способны повлиять на беспристрастное исполнение обязанностей члена комиссии, а значит, тоже расцениваются как конфликт интересов.
Требования к руководителю заказчика
Обязанность руководителя в отношении члена закупочной комиссии, у которого возникла заинтересованность, в ч. 7.3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ теперь определена четко: оперативно отстранить данного сотрудника от участия в закупочных процедурах и изменить состав комиссии так, чтобы все ее члены отвечали антикоррупционным требованиям. В то же время персональная обязанность руководителя заказчика принимать меры по предотвращению и урегулированию возникшего у него конфликта интересов не уточнена.
Представляется, что если руководитель АУ входит в состав закупочной комиссии, на него напрямую распространяются нормы ч. 7.2 и 7.3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, установленные для ее членов. Если же руководитель сам никак не задействован в закупочных процедурах, в силу ч. 7.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ надо ориентироваться на нормы Закона № 273-ФЗ, определяющие и ситуации возникновения конфликта интересов, и последствия несоблюдения антикоррупционных требований. Кстати, такие последствия возникают и для члена закупочной комиссии, имеющего личную заинтересованность.
Реагирование на конфликт интересов при закупках
Согласно ч. 7.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и ст. 11 Закона № 273-ФЗ при закупках надо исключить любую возможность возникновения конфликта интересов. О потенциально опасной ситуации следует уведомить работодателя, а тот должен быстро отреагировать на нее. Реакция может выражаться в следующем (ч. 4, 5 и 7 ст. 11 Закона № 273-ФЗ):
-
изменение должностного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке и (или) отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
-
отвод или самоотвод указанного лица;
-
передача принадлежащих лицу ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
Напомним, что для руководителя АУ работодателем является учредитель (п. 6 ст. 9 Закона № 174-ФЗ[4]). А значит, именно учредителя надо уведомлять при возникновении конфликта интересов у первого лица учреждения. В свою очередь, член закупочной комиссии должен сообщить о противоречии служебных и личных интересов руководителю АУ.
Если работник, являющийся стороной конфликта интересов, не примет никаких мер, это будет квалифицировано как правонарушение. Оно влечет увольнение в связи с утратой доверия (ч. 6 ст. 11 Закона № 273-ФЗ, п. 7.1 ст. 81 ТК РФ). То есть оснований для увольнения руководителя АУ по инициативе работодателя (учредителя) теперь стало больше. А вот члены закупочных комиссий столкнулись с перспективой увольнения из-за утраты доверия впервые.
Правда, эта мера ответственности предусмотрена для должностных лиц. Какой будет судьба закупки, все-таки совершенной при наличии конфликта интересов у заказчика (его руководителя или члена закупочной комиссии), новые нормы не уточняют.
В любом случае правомерность подобной закупки оспорима. Это может сделать ее участник, знающий о наличии в учреждении конфликта интересов и не согласный с итогами закупки, – нормы ч. 9, 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ позволяют обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольном органе и суде. Обратиться в суд с иском вправе и само автономное учреждение либо его учредитель. В ситуациях, когда в сделке имеется заинтересованность и она проведена с нарушением требований Закона № 174-ФЗ, сделку могут признать недействительной, если другая сторона не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения (ч. 3 ст. 17 Закона № 174-Ф).
Заключение
Итак, поправки Закона № 223-ФЗ обязывают руководителей заказчиков и членов закупочных комиссий уведомлять своего работодателя о наличии личной заинтересованности или конфликта интересов при закупках. А Закон № 273-ФЗ определяет, что должна сделать организация-заказчик (ее «антикоррупционный» отдел или сотрудник, исполняющий аналогичные функции) для выявления и предотвращения конфликта интересов. Способы его урегулирования организация выбирает сама – с учетом действующего законодательства. Один из таких способов предусмотрен в ч. 7.3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ: отстранить заинтересованного члена комиссии от участия в закупке.
Нормы о конфликте интересов при закупках уже начали действовать, но применять их на практике автономное учреждение должно после того, как доработает свое положение о закупке. Сделать это, а также опубликовать положение в ЕИС необходимо до 1 октября 2022 года.
[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
[2] «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 160-ФЗ).
[3] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
[4] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».