Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Приступая к планированию финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) на 2023 год и плановый период, автономные и бюджетные учреждения должны руководствоваться доработанными Требованиями № 186н, утвержденными Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н. Поправки внесены Приказом Минфина России от 08.06.2022 № 92н: часть из них общие для учреждений обоих типов, а часть касается только бюджетных либо только автономных учреждений. Рассмотрим, в чем заключаются наиболее существенные нововведения.
Составление плана
Процедуры формирования плана ФХД подверглись корректировке больше, чем остальные этапы планирования.
Во-первых, законодатели внесли ясность относительно того, чем план отличается от его проекта и кто с каким документом должен работать. Ключевое отличие следующее: проект составляется учреждением, если сам план утверждается уполномоченным лицом органа-учредителя (п. 4.1 Требований № 186н в новой редакции). Иными словами, если к полномочиям учреждения относится только составление документа, он создается в формате проекта, а если учреждение самостоятельно и формирует, и утверждает документ, все делается уже в формате плана. Автономные учреждения и раньше, и в дальнейшем оперируют именно планом.
Правила составления документа для обоих его форматов одинаковы (п. 11.1 Требований № 186н). Процедуры будут различаться только на этапе утверждения.
К сведению: Минфин в Письме от 06.06.2022 № 02-07-10/54427 разъяснил, что учреждение вправе передать полномочие по формированию плана ФХД централизованной бухгалтерии. Это не будет нарушением бюджетного законодательства. Такая передача, например, позволит оптимизировать бюджетные расходы.
Однако полномочие по составлению плана ФХД можно передать централизованной бухгалтерии только по решению учредителя. И данное решение принимается отдельно от решения о передаче полномочий учреждения по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Во-вторых, уточнены виды выплат, которые учитываются при формировании плана. В числе прочего это относится к выплатам по исполнению обязательств, принятых учреждением в предшествующих отчетных периодах (пп. 2 п. 9 Требований № 186н).
В-третьих, видов поступлений и выплат, по которым должны формироваться показатели плана и их обоснования, стало больше (п. 11 Требований № 186н). Среди поступлений теперь надо будет отражать по соответствующим кодам бюджетной классификации суммы возврата средств, ранее размещенных на депозитах, и возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Под последней понимаются выплаты, произведенные учреждением в прошлых отчетных периодах. В том числе это касается возврата в текущем году отклоненных банком платежей учреждения, излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, предоставленных учреждением кредитов (займов, ссуд).
А среди планируемых выплат надо будет отражать перечисления физическим и юридическим лицам ссуд, кредитов в случаях, установленных законодательством РФ.
В-четвертых, обоснования, составленные по расходам на закупки, и показатели выплат на них, внесенные в план ФХД, должны соответствовать не только показателям плана закупки, который АУ утверждают в рамках работы по Закону № 223-ФЗ (что было раньше). Учитывать при планировании ФХД придется и будущие приобретения, не включаемые в план закупки (п. 42 Требований № 186н). Например, это касается закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, и закупок стоимостью до 100 тыс. руб. (до 500 тыс. руб., если годовая выручка учреждения за отчетный финансовый год превышает 5 млрд руб.) (при принятии АУ решения о неразмещении сведений о малых закупках в единой информационной системе).
Корректировка плана
В пункте 13 Требований № 186н сказано, что показатели плана ФХД после внесения в них изменений, предусматривающих уменьшение выплат, не должны быть меньше кассовых выплат по указанным направлениям, произведенных до внесения изменений. Теперь к этому правилу добавилось уточнение: показатели плана по выплатам после внесения в них изменений не могут превышать объем плановых поступлений с учетом остатка на начало текущего финансового года.
То есть плановые выплаты нельзя не только уменьшать ниже планки уже произведенных расходов, но и увеличивать сверх своих финансовых возможностей. Ситуация, когда расходы на планируемый год превышают доходы на этот же период, не допускается.
Что касается показателей по доходам, об их резких изменениях теперь понадобится сообщать органу-учредителю. Согласно п. 18 Требований № 186н при корректировке данных плановых показателей более чем на 20% по сравнению с отчетным годом учреждение должно направить органу-учредителю информацию о причинах указанных изменений. Это придется делать в дополнение к внесению поправок в соответствующие обоснования и показатели плана ФХД.
Появились и новые требования к корректировке обоснований. Расчеты по показателям выплат текущего финансового года надо уточнить в части размера принятых и не исполненных на начало текущего года обязательств после составления и утверждения учреждением годовой бухгалтерской отчетности (п. 17 Требований № 186н). То есть законодатели определили еще один случай, когда внесение поправок в составленные обоснования необходимо.
Утверждение плана
Как сказано в п. 5 Требований № 186н, план ФХД должен составляться и утверждаться на очередной финансовый год (если закон или решение о бюджете утверждается на год) или на очередной финансовый год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной год и плановый период. Прежняя формулировка предусматривала, что план утверждается на текущий год, а это допускало разное толкование.
В свою очередь, на текущий год и плановый период составляется план только вновь созданного учреждения.
Сам план утверждается в порядке и сроки, установленные органом-учредителем, но не позднее начала очередного финансового года (п. 46 Требований № 186н). В части срока здесь тоже внесена ясность, поскольку прежняя формулировка могла пониматься иначе. Таким образом, теперь исключена правовая возможность утверждения плана с опозданием – уже в текущем году.
Наконец, еще одна поправка определяет лицо, уполномоченное утверждать план. Правда, это изменение касается только бюджетного учреждения. Если у него на последнюю отчетную дату бухгалтерской отчетности имеется просроченная кредиторская задолженность, то план ФХД или изменения плана утверждает орган-учредитель (а значит, в полномочия учреждения входит только составление проекта документа). В иных случаях право на утверждение остается у бюджетного учреждения.
Отметим, что для автономного учреждения аналогичного условия нет. Как и раньше, план после рассмотрения наблюдательным советом утверждает руководитель АУ.
* * *
Новая редакция Требований № 186н применяется государственными и муниципальными учреждениями начиная с формирования плана ФХД на 2023 год (на 2023 год и плановый период). Это общефедеральные нормы, которые распространяются на учреждения всех уровней подчинения.
Однако «на местах» АУ руководствуются в первую очередь своими порядками, изданными органами-учредителями с опорой на Требования № 186н. И чтобы новые нормы начали работать на практике, они должны сперва найти отражение в местных нормативных актах.