Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Автономным учреждениям нужно готовиться к очередным изменениям закупочной деятельности. Для этого потребуется доработать действующие положения о закупке. Среди поправок, внесенных в Закон № 223-ФЗ, – сокращение сроков оплаты договоров и переход на использование независимой гарантии при конкурентных закупках у малых и средних предпринимателей. В чем суть законодательных новшеств и когда их применять? Расскажем в материале.

По замыслу законодателей, поправки, внесенные федеральными законами от 16.04.2022 № 104-ФЗ и 109-ФЗ, призваны сделать более благоприятными условия для участников закупок, а также сгладить для заказчиков влияние внешнеэкономических санкций. К автономным учреждениям имеют прямое отношение не все новшества (например, строительные закупки, подвергшиеся новому регулированию, АУ проводят по Закону № 44-ФЗ, а не по Закону № 223-ФЗ). Но основные нормы исполнять потребуется.

Срок оплаты договора

Закон № 104-ФЗ дополнил ст. 3 Закона № 223-ФЗ новыми положениями. Согласно им заказчик должен оплатить поставленный товар, выполненную работу (ее результаты), оказанную услугу в течение 7 рабочих дней с даты приемки. Иные сроки оплаты можно использовать только в двух случаях: это разрешено законодательством РФ, актом Правительства РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства либо собственным положением о закупке, утвержденным заказчиком.

Напомним, что раньше заказчики сами определяли в закупочной документации форму, срок и порядок оплаты товаров, работ, услуг (п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Четкие требования существовали лишь в отношении закупок у малых и средних предпринимателей – им нужно было перевести плату в течение 15 рабочих дней. Но и этот срок теперь уменьшен до 7 рабочих дней (п. 14(3), 28, 32(1) Положения № 1352, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).

Таким образом, автономные учреждения больше не могут выбирать срок оплаты применительно к каждой закупке – вне зависимости от того, заключен договор с предпринимателем или иным лицом. Если потребуется отступить от законодательно установленного периода 7 рабочих дней, это решение надо закрепить в положении о закупке. В силу ч. 5.4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в правовом акте должны быть указаны:

1) конкретные сроки оплаты, отличающиеся от установленного, и (или) порядок их определения;

2) перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых применяются такие сроки оплаты.

Защита от недобросовестных поставщиков

При описании предмета конкурентной закупки в документацию можно будет включать наименование страны происхождения товара. Предыдущая редакция п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ устанавливала запрет на такое указание.

Эта мера направлена на то, чтобы оградить заказчиков от рисков невыполнения поставщиками своих обязательств. Ориентируясь на внешнеэкономическую ситуацию, заказчики смогут самостоятельно выбирать страну, из которой планируется поставка, и тем самым обеспечивать условия для исполнения заключенного договора в срок и без влияния форс-мажорных обстоятельств.

Другая мера защиты касается включения информации в реестр недобросовестных поставщиков. Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 104-ФЗ) оснований для попадания в «черный список» у контрагентов стало больше. Дополнительное основание – односторонний отказ заказчика, в отношении которого недружественными иностранными государствами введены санкции или ограничительные меры, от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий поставщиком.

Информационное обеспечение закупки

Для разных закупок законодатели предусмотрели разную степень информационной открытости. Эта мера направлена на то, чтобы, с одной стороны, оградить участников закупок, проводимых подпавшими под санкции и ограничения заказчиками, от нежелательных последствий, с другой – обеспечить прослеживаемость и учет закупок, информация о которых сейчас не размещается в Единой информационной системе (ЕИС).

Как следует из пояснительной записки к проекту поправок (рассматривался в Госдуме под № 99018-8), в ЕИС будет функционировать закрытая часть, обеспечивающая конфиденциальность внесенной в нее информации, и открытая часть – официальный сайт ЕИС. В связи с этим все закупки разделятся на три группы:

1) открытые закупки, информация о которых в обычном порядке публикуется на официальном сайте ЕИС. В отношении этой группы Законом № 223-ФЗ и подзаконными актами не введены никакие ограничения. Здесь возможность не раскрывать закупки у единственного поставщика сохранена: такая информация публикуется в ЕИС, только если заказчик закрепил данное решение в своем положении о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);

2) закупки с режимом ограниченного доступа, информация о которых размещается в закрытой части ЕИС – без опубликования на ее официальном сайте. Сюда в силу ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 104-ФЗ) отнесены закупки, проводимые в случаях, определенных Правительством РФ на основании ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (в новой редакции). Например, для этих целей Правительство РФ определило:

  • перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, информация о закупке которых не публикуется на официальном сайте ЕИС;

  • перечень оснований неразмещения на официальном сайте ЕИС информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

3) закрытые закупки, информация о которых не вносится ни в закрытую часть ЕИС, ни на официальный сайт ЕИС. Сюда, в частности, отнесены закупки товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, и закупки, которые осуществляются в рамках государственного оборонного заказа (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в новой редакции).

Таким образом, информация о закупках с режимом ограниченного доступа – извещения, документация, проект договора, протоколы и др., сведения о заключении и исполнении договоров по результатам таких закупок будут публиковаться в ЕИС (в закрытой части). На это указано в ч. 5 и 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 104-ФЗ).

Возможно и внесение информации о названных закупках в годовой план закупки и план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Как следует из положений ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 104-ФЗ), Правительство РФ получило право устанавливать особенности включения закупок, предусмотренных ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в данные планы.

Использование независимой гарантии

К гарантиям, которые предоставляются участниками конкурентных закупок, проводимых только среди малых и средних предпринимателей, и используются для обеспечения заявок и исполнения договоров, теперь устанавливаются единые требования (ч. 14.1–14.3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в редакции Закона № 109-ФЗ). Для этих целей применяется независимая гарантия – ее можно получить не только в банке, но и, например, в гарантийном фонде.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту поправок (рассматривался в Госдуме под № 1116818-7), сейчас заказчики в своих положениях о закупке и закупочной документации самостоятельно регулируют вопрос обеспечения заявок и исполнения договора. Это приводит к тому, что к обеспечительным гарантиям (их размеру, форме, порядку предоставления, сроку действия) и выдающим их банкам порой предъявляются избыточные требования. Например, заказчик принимает только те гарантии, которые выданы приемлемыми для него крупнейшими банками. В результате малые и средние предприниматели ограничиваются в возможностях участия в закупочных процедурах.

Введение унифицированных требований должно расширить доступ предпринимателей к закупкам, проводимым по Закону № 223-ФЗ. В то же время новые нормы позволят защитить и интересы заказчика, поскольку исключат предоставление подложных обеспечительных гарантий недобросовестными участниками. В ЕИС появится реестр, куда будут заноситься все гарантии.

Единые требования к гарантии

Согласно ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 109-ФЗ) требования к независимым гарантиям теперь аналогичны тем, что прописаны в Законе № 44-ФЗ.

Во-первых, гарантия должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Сюда относятся:

  • банки, включенные в специальный перечень (в апреле 2022 года в нем было 188 банков);

  • государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»;

  • фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), являющиеся участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства и включенные в отдельный перечень;

  • Евразийский банк развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства – члена ЕАЭС, или физическим лицом – гражданином такого государства).

Во-вторых, информация о независимой гарантии должна быть включена в реестр гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Это правило начнет действовать позднее всех остальных – 1 апреля 2023 года.

В-третьих, независимая гарантия не может быть отозвана выдавшим ее гарантом.

Определены и требования к ее содержанию. Так, в гарантии, выдаваемой для обеспечения заявок, должны быть указаны:

  • условие об обязанности гаранта уплатить заказчику денежную сумму по обеспечительной гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика, – при отсутствии предусмотренных ГК РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования;

  • перечень документов, подлежащих представлению заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии (если такой перечень установит Правительство РФ);

  • срок действия гарантии, который не может составлять менее 1 месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Аналогичные требования установлены для гарантии, выдаваемой для обеспечения исполнения договора. Отличия лишь в том, что в силу ч. 31 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 109-ФЗ) такая гарантия:

  • должна иметь срок действия не менее 1 месяца с даты окончания предусмотренного извещением, закупочной документацией срока исполнения основного обязательства;

  • не должна содержать условие о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение участником закупки обязательств, обеспечиваемых независимой гарантией.

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки (малым или средним предпринимателем), установленным требованиям станет основанием для отказа в принятии ее заказчиком (ч. 14.2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в новой редакции).

Дополнительное регулирование

Остальные вопросы, касающиеся использования независимой гарантии, планируется урегулировать в подзаконных актах. В частности, согласно ч. 32 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 109-ФЗ) Правительство РФ получило право устанавливать:

1) типовые формы независимых гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения заявки, а также в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам закупки;

2) формы требования об уплате денежной суммы по независимым гарантиям, предоставленным в качестве обеспечения заявки, а также в качестве обеспечения исполнения договора;

3) дополнительные требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения при конкурентных закупках с участием малых и средних предпринимателей;

4) перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии;

5) особенности порядка ведения реестра независимых гарантий в рамках Закона № 223-ФЗ.

По мнению законодателей, эти уточняющие нормы помогут избежать разногласий между заказчиками, участниками и гарантами, а также необоснованных отказов в принятии заказчиками обеспечительных гарантий.

Требования к заказчику

Новые требования к независимой гарантии должны быть отражены в положениях о закупке – заказчикам надо внести в них соответствующие изменения. Конкурентные закупки, проводимые исключительно с участием малых и средних предпринимателей, тоже нужно осуществлять с учетом внесенных в Закон № 223-ФЗ поправок.

В силу п. 8.1, 8.2 ч. 9, п. 15.1, 15.2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (в новой редакции) в извещении и закупочной документации заказчики должны указывать:

  • размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления (в случае установления требования обеспечения заявки);

  • размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения.

Когда исполнять новые нормы?

Установленные требования начинают действовать с разных дат: одни поправки вступили в силу, в отношении других предусмотрен переходный период, а исполнение третьих отложено на 2023 год. Поэтому автономным учреждениям надо действовать поэтапно.

В частности, с апреля 2022 года уже применяются сокращенные сроки оплаты договоров. При этом не имеет значения, успел ли заказчик внести соответствующие изменения в свое положение о закупке (ч. 9 ст. 6 Закона № 104-ФЗ).

С 1 июля 2022 года можно указывать при описании предмета конкурентной закупки наименование страны происхождения товара, а также использовать новое основание для включения контрагента в реестр недобросовестных поставщиков. С этой же даты станет можно размещать информацию о закупке в закрытой части ЕИС либо ее открытой части – на официальном сайте (ч. 3 ст. 6 Закона № 104-ФЗ).

Основные положения о независимой гарантии тоже начнут действовать 1 июля (ч. 1 ст. 3 Закона № 109-ФЗ). Нормы будут применяться в отношении тех закупок, по которым извещения размещены в ЕИС либо приглашения направлены участникам после названной даты (ч. 5 ст. 3 Закона № 109-ФЗ).

До 1 октября 2022 года заказчики должны привести свои положения о закупке в соответствие новым нормам, утвердить доработанные редакции правовых актов и опубликовать их в ЕИС (ч. 8 ст. 6 Закона № 104-ФЗ, ч. 4 ст. 3 Закона № 109-ФЗ). То же самое касается типовых положений о закупке, утвержденных органами-учредителями для подведомственных учреждений. Если этого не сделать, с 1 октября положение о закупке (типовое положение) будет считаться неразмещенным в ЕИС.

Закупки, начатые до даты опубликования в ЕИС доработанного положения о закупке (но не позднее 1 октября), завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения извещения либо направления приглашения.

* * *

Как видим, положения о закупке, утвержденные заказчиками, должны подвергнуться очередной серьезной коррекции. Хотя на практике не все законодательные новшества будут одинаково востребованы автономными учреждениями. В частности, большинство АУ не проводит закрытые закупки и не подпали под какие-либо внешнеэкономические ограничения, а значит, продолжат проводить свои закупки в открытой части ЕИС.

Необходимость указывать при описании предмета конкурентной закупки наименование страны происхождения товара тоже может появиться не у всех. А вот в обеспечительных мерах заинтересован уже более широкий круг автономных учреждений. И абсолютно каждого заказчика затронет уменьшение сроков оплаты договоров.