Автор: Алексеева М., эксперт журнала
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" № 5/2022
Образовательные учреждения при заключении контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг устанавливают авансовые платежи в размерах, определенных на федеральном уровне Постановлением № 1496[1], а на региональном и местном уровнях – соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. Установленные Постановлением № 1496 правила авансирования следует применять в 2022 году с учетом предусмотренных Постановлением № 505[2] изменений. Подробности – в статье.
Положения Постановления № 1496 (в редакции Постановления № 505) в части установления размеров авансовых платежей по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг распространяются на федеральных заказчиков – получателей средств федерального бюджета.
Бюджетные и автономные учреждения обязаны соблюдать установленные для ПБС условия авансирования по контрактам вне зависимости от источника финансового обеспечения расходов (ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.11-1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях[3], Письмо Минфина России от 15.03.2018 № 09-01-09/16085).
Таким образом, нормы Постановления № 1496 должны применяться федеральными образовательными учреждениями всех типов: казенными, бюджетными, автономными.
Предельные размеры авансовых платежей по контрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг установлены п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением № 1496 (далее – Положение № 1496).
Пунктом 1 Постановления № 505 до 31 декабря 2022 года включительно приостановлено действие:
-
абз. 2 пп. «а» и пп. «б» п. 18 Положения № 1496 – в части права предусматривать авансовые платежи в размере, не превышающем 30 % суммы контракта (договора);
-
п. 20 Положения № 1496, устанавливающего запрет на осуществление авансовых платежей по контрактам о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р.
Согласно п. 2 Постановления № 505 в 2022 году учреждения вправе предусматривать в заключаемых ими контрактах (договорах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг):
-
в отношении контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению, – авансовые платежи в размере от 50 % до 90 % суммы контракта (абз. 2 п. 2 Постановления № 505);
-
в отношении контрактов, не подлежащих казначейскому сопровождению, – авансовые платежи в размере до 50 % суммы контракта (абз. 3 п. 2 Постановления № 505).
Авансирование по контракту осуществляется ПБС в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке на соответствующие цели и финансовый год.
В случае если условия контракта (договора), заключенного в 2022 году и подлежащего казначейскому сопровождению (размер авансового платежа по контракту составляет от 50 % до 90 %), предусматривают срок его исполнения в 2022 году и последующих годах и денежных средств, доведенных до ПБС, недостаточно для выплаты авансового платежа в текущем финансовом году, в контракте предусматривается условие о выплате части такого авансового платежа в оставшемся размере не позднее 1 февраля очередного финансового года без подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме ранее выплаченного авансового платежа.
Пунктом 3 Постановления № 505 главным распорядителям средств федерального бюджета предоставлено право принимать правовые акты, предусматривающие включение в контракты на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) на сумму менее 100 000 тыс. руб., заключаемые в 2022 году ими как ПБС, а также подведомственными ПБС, условия о казначейском сопровождении авансовых платежей в размерах, определяемых в силу абз. 2 п. 2 Постановления № 505.
С учетом указанных изменений федеральные образовательные учреждения вправе предусматривать в заключаемых ими в 2022 году контрактах авансовые платежи в следующих размерах:
Размер аванса |
Виды контрактов |
До 100 % |
Контракты, предметом которых являются:
|
От 50 до 90 % |
Контракты на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), содержащие условия об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения указанных авансовых платежей |
До 50 % |
Остальные контракты на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), если средства не подлежат казначейскому сопровождению |
* * *
В заключение отметим, что Постановление № 505 вступило в силу 30 марта 2022 года. В контракты, заключенные до этой даты, учреждения вправе внести по соглашению сторон изменения в части увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, определенных в соответствии с п. 2 Постановления № 505 (п. 4 указанного постановления, ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ[4]). При этом следует соблюсти размер обеспечения исполнения контракта, устанавливаемого в соответствии с ч. 6 ст. 96 Федерального закона № 44-ФЗ.
Высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ (местным администрациям) рекомендовано принять меры, обеспечивающие включение в государственные (муниципальные) контракты (договоры), заключаемые ПБС, финансируемыми из средств региональных и местных бюджетов, условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных тем, что предусмотрены п. 2 Постановления № 505 (п. 5 этого постановления).
[1] Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».
[2] Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году».
[3] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
[4] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».