Автор: Зайцева Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Обязанность закупать товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства теперь распространяется на все автономные учреждения, работающие по Федеральному закону № 223-ФЗ, – вне зависимости от масштаба их закупочной деятельности. Новое правило действует с 1 января 2022 года. Что надо предусмотреть заказчикам при исполнении этих требований? Подробности – в нашей статье.

Кого коснулись изменения?

Сначала 2022 года вступили в силу поправки в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, внесенные Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128. Эти поправки расширили круг заказчиков, обязанных совершать целевые закупки у малых и средних предпринимателей.

Теперь в силу п. 2 Постановления № 1352 проводить целевые закупки должны все заказчики, руководствующиеся Федеральным законом № 223-ФЗ. Не соблюдать данное требование могут лишь юридические лица, которые указаны в ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 223-ФЗ и сами являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Для автономных учреждений это означает следующее. Ограничения, согласно которым проводить целевые закупки в предыдущие годы были обязаны только крупные АУ с общей годовой стоимостью договоров более 250 млн руб., сняты (абз. 10 п. 2 Постановления № 1352, абз. 10 п. 2 Положения № 1352 в прежней редакции). Наделение данной обязанностью сейчас не зависит от масштаба закупочной деятельности и уровня подчинения автономного учреждения. Под действие новой нормы подпадают как крупные федеральные АУ с годовым стоимостным объемом договоров 300 млн руб., так и небольшие региональные и муниципальные АУ, в год заключающие по результатам закупок договоры на сумму 30 млн руб.

К тому же автономные учреждения не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). И это еще раз подтверждает обязательность исполнения нового требования: любому АУ надо приобретать у предпринимателей часть запланированного объема товаров, работ и услуг.

Какой объем и у кого закупать?

Согласно п. 5 Положения № 1352 (в редакции Постановления № 1128) объемы целевых закупок у малых и средних предпринимателей с 1 января 2022 года тоже выросли. Общий годовой объем таких закупок должен составить не менее 25 % (вместо ранее установленных 20 %). При этом доля стоимости договоров с малыми и средними предпринимателями по результатам закупок, проведенных только среди данных субъектов, повысилась с 18 % до 20 %.

То есть крупные автономные учреждения, в прошлом уже проводившие целевые закупки, теперь должны увеличить их объем. А тем заказчикам, которые впервые столкнулись с необходимостью выполнять новое требование, нужно сразу ориентироваться на действующую обязательную долю целевых закупок.

Важно, что к целевым относятся закупки не только у малых и средних предпринимателей, но и у самозанятых граждан, которые являются плательщиками налога на профессиональный доход (ч. 15 ст. 8 Федерального закона № 223-ФЗ). Договоры, заключенные с самозанятыми, также учитываются в общем стоимостном объеме закупок у предпринимателей.

Что можно закупать и по какой стоимости?

В целях достижения обязательной доли целевых закупок у малых и средних предпринимателей можно приобретать далеко не все товары, работы и услуги. В пункте 7 Положения № 1352 установлены ограничения по наименованиям продукции (это первое условие для осуществления названных закупок). При расчете годового объема не учитываются, например, закупки:

  • относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;

  • которые осуществляются за пределами территории РФ и предметом которых является поставка товаров, выполнение (оказание) работ (услуг) за пределами территории РФ;

  • финансовых услуг, включая банковские, страховые услуги, услуги по договору лизинга;

  • сведения о которых составляют государственную тайну и содержатся в документации о закупке или проекте договора;

  • услуг по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа);

  • работ (услуг), которые могут выполняться (предоставляться) только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему учреждением, унитарным предприятием;

  • предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;

  • результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим документом;

  • товаров, работ (услуг), необходимых для плановых ремонтов, технического обслуживания, осуществляемых в рамках существующих гарантийных или лицензионных обязательств по закупленным товару, работе (услуге);

  • услуг по обеспечению защиты персональных данных в информационных системах (если начальная (максимальная) цена превышает 200 млн руб.).

Пункт 7 Положения № 1352 устанавливает закрытый перечень наименований. Закупки, прямо не поименованные в нем, можно без ограничений проводить при участии предпринимателей. Заключенные по результатам таких закупок договоры учитываются при расчете годовых стоимостных объемов целевых закупок (Письмо Минфина РФ от 23.03.2020 № 24-04-08/22599).

Второе условие для целевых закупок – наличие у автономного учреждения специального перечня товаров, работ, услуг, утвержденного в силу п. 8 Положения № 1352. Перечень нужен, чтобы проводить закупки на основании пп. «б» п. 4 Положения № 1352 – те, в которых участвуют только малые и средние предприниматели и самозанятые. То есть если АУ утвердило перечень, но в нем нет, скажем, строительно-монтажных работ, их нельзя заявлять предметом закупки, проводимой исключительно среди предпринимателей и самозанятых. А вот если названные работы в перечень внесены, их закупку можно организовывать и при ограниченном круге участников (в соответствии с пп. «б» п. 4 Положения № 1352), и на общих основаниях (по пп. «а» п. 4).

К сведению: как сказано в п. 8 Положения № 1352, закупать товары, работы, услуги, включенные в перечень, допускается у любых лиц, в том числе не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Минэкономразвития в Письме от 14.09.2016 № Д28и-2382 пояснило: данное разрешение касается закупки продукции из перечня с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей 200 млн руб.

Перечень составляется на основании ОКПД 2. После того как он утвержден, его необходимо разместить в единой информационной системе (ЕИС) и на официальном сайте заказчика (п. 9, 10 Положения № 1352).

Третье условие, установленное в п. 18, 19 Положения № 1352, касается стоимости целевой закупки, в которой могут участвовать только предприниматели и самозанятые. Если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 200 млн руб. и приобретаемые товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик обязан закупить их у субъектов малого и среднего предпринимательства. На это обратил внимание Минфин в Письме от 17.06.2020 № 24-05-07/52262. Если же цена находится в диапазоне 200–800 млн руб., а товары, работы, услуги тоже поименованы в перечне, заказчик вправе закупить их у предпринимателей. Для наглядности покажем взаимосвязь на схеме.

Подавляющее большинство автономных учреждений вряд ли способно выйти за ценовой порог закупки в 800 млн руб., да и начальная (максимальная) цена договора в 200 млн руб. для многих недостижима. Поэтому основным регулирующим документом при целевых закупках для АУ становится именно перечень товаров, работ, услуг: указанную в нем продукцию надо закупать только среди малых и средних предпринимателей и самозанятых. Таким образом, достижение обязательной доли целевых закупок будет зависеть прежде всего от содержания данного перечня.

Какими способами закупать?

Согласно п. 4 Положения № 1352 закупки у малых и средних предпринимателей (самозанятых) проводятся способами, установленными положением о закупке, – посредством торгов и иных процедур. Заказчики могут использовать три формы привлечения:

  • в закупке участвуют любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые;

  • в закупке участвуют только малые и средние предприниматели и самозанятые;

  • заказчик устанавливает в закупочной документации требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа малых и средних предпринимателей (самозанятых).

При этом, как пояснил Минфин в Письме от 22.11.2021 № 24-04-09/94110, п. 4 Положения № 1352 допускает осуществление закупок разными способами – путем как конкурентных, так и неконкурентных закупок. Чтобы достигнуть установленный годовой объем, заказчики могут организовать закупочную деятельность оптимальным для себя образом.

Если по результатам указанных закупок договор подписывается с предпринимателем (самозанятым), цена договора включается в расчет общего стоимостного объема целевых закупок.

Что учесть при планировании?

Согласно п. 5 Положения № 1352 на закупки с участием только предпринимателей и самозанятых с 1 января 2022 года должно приходиться не менее 20 % совокупного годового стоимостного объема, в то время как общая доля целевых закупок составляет 25 %. Из этого следует, что обязательная доля достигается в первую очередь за счет закупок, проводимых на основании пп. «б» п. 4 Положения № 1352.

Данные закупки надо отразить в плане на 2022 год. Здесь необходимо предусмотреть не менее 20 % совокупного годового стоимостного объема планируемых закупок (п. 5 (1) Положения № 1352). Подчеркнем: все они должны планироваться к проведению исключительно среди предпринимателей и самозанятых.

В связи с этим в плане должны быть указаны следующие сведения, отраженные в пп. 13, 15 п. 1 Требований № 932, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932:

  • о закупке товаров (работ, услуг) путем торгов, иными способами, проводимой только среди субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • об отнесении (об отсутствии критериев отнесения) закупки к перечню закупок, предусмотренных п. 7 Положения № 1352 (то есть продукции, которую нельзя закупать у предпринимателей и самозанятых).

При планировании учитываются и факты исполнения долгосрочных договоров, заключенных с предпринимателями (п. 6 (1) Положения № 1352). Как пояснил Минфин в письмах от 07.09.2020 № 24-01-07/78247 и от 17.01.2020 № 24-01-08/1945, в расчет годового объема целевых закупок включается объем оплаты в текущем году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год, в том числе заключенных в предыдущие периоды. Сведения об объемах оплаты названных договоров, а также об объемах привлечения малых и средних предпринимателей, относящиеся к конкретному году исполнения, тоже включаются в план закупки (п. 3 Требований № 932).

По каким правилам проводить целевые закупки?

Правила работы с малыми и средними предпринимателями (самозанятыми), в том числе способы закупки, устанавливаются в положении о закупке, утвержденном автономным учреждением, с опорой на нормы Федерального закона № 223-ФЗ и Положения № 1352.

Так, при составлении собственных правил надо учесть, что конкурентные закупки, участниками которых могут быть только малые и средние предприниматели и самозанятые, проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ). Но, как указал Минфин в п. 1 Письма от 06.12.2018 № 24-05-09/88660, здесь можно использовать и неконкурентные процедуры, если это предусмотрено положением о закупке. Заказчик вправе осуществлять, например, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Если организуется закупка с участием исключительно предпринимателей и самозанятых, этот факт следует указать в извещении и закупочной документации (п. 20 Положения № 1352). Статус участника закупки подтверждается либо наличием сведений о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 11 Положения № 1352), либо наличием на сайте ФНС информации о применении им налогового режима самозанятости (п. 2 (4) Постановления № 1352). Требовать при подаче заявки подтверждающих документов от участника нельзя. При этом если необходимой информации нет в реестре или на сайте ФНС, то заказчик должен отказать в допуске к участию или в заключении договора.

Аналогичные действия совершаются при проведении закупки с привлечением субподрядчиков (соисполнителей) из числа предпринимателей и самозанятых: заказчик устанавливает это требование в извещении, закупочной документации и проекте договора (п. 29 Положения № 1352). В этом случае участники должны представить в составе заявки план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа предпринимателей и самозанятых. Их участие в исполнении договора становится его обязательным условием (п. 32 Положения № 1352).

Как сказано в Письме Минфина РФ от 03.11.2020 № 24-03-08/95754, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения, в том числе в части заключения договоров с малыми и средними предпринимателями.

Во всех случаях, когда исполнителем (соисполнителем) договора становится предприниматель или самозанятый, произвести оплату надо в течение 15 рабочих дней со дня, когда заказчик подписал документ о приемке по договору (его отдельному этапу) (п. 14 (3), 28, 32 (1) Положения № 1352). Информация об этом в силу ч. 10 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ должна содержаться в закупочной документации и проекте договора (Письмо № 24-03-08/95754).

С субподрядчиком – предпринимателем или самозанятым надо рассчитаться в такие же сроки. Как отметил Минфин в Письме от 24.04.2020 № 24-03-08/33305, подрядчик, заключивший договор с субподрядчиком, должен оплатить последнему товары, работы или услуги в течение 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке.

Кто должен составлять отчет?

По итогам года автономному учреждению понадобится отчитаться о проведенных целевых закупках. Для этого нужно заполнить форму, утвержденную Постановлением № 1352. Этим же нормативным актом установлены требования к содержанию годового отчета.

Документ заполняется в ЕИС с использованием ее функционала. Помимо сведений о заказчике здесь детально раскрывается информация о заключенных договорах и достигнутой доле целевых закупок. После подписания отчета электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика документ считается опубликованным в ЕИС.

Разместить отчет надо до 1 февраля года, следующего за отчетным (ч. 21 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ). Но поскольку у большинства автономных учреждений обязанность достигать обязательные доли целевых закупок возникла только в 2022 году, к 1 февраля 2022 года формировать такой документ им не нужно (целевые закупки в 2021 году ими не проводились). Отчитываться о достигнутых объемах сейчас надо только крупным АУ, у которых общая годовая стоимость договоров превышает 250 млн руб. У остальных данная обязанность возникнет в 2023 году.

Заключение

К началу 2022 года автономные учреждения должны были спланировать свою закупочную деятельность так, чтобы по его окончании достигнуть установленные объемы закупок у малых и средних предпринимателей и самозанятых. Обобщим, что надо сделать для исполнения данного требования законодательства.

1. Скорректировать положение о закупке в части правил работы с предпринимателями и самозанятыми.

2. Рассчитать стоимостные объемы целевых закупок и предусмотреть их достижение в плане закупки. К примеру, если на 2022 год запланированы закупки общей стоимостью 100 млн руб., 20 млн руб. должно быть разыграно при проведении процедур, участниками которых будут исключительно предприниматели и самозанятые (это обязательно отражается в плане).

3. Утвердить перечень товаров, работ, услуг, которые закупаются только среди предпринимателей и самозанятых.

4. Уточнить закупочную документацию.

5. В течение года «добрать» оставшуюся стоимостную долю в 5 % (в нашем примере она эквивалентна 5 млн руб.) за счет закупок, которые проведены на общих основаниях, но в которых победили предприниматели (самозанятые).

6. Подготовить по итогам 2022 года отчет о достижении установленного объема целевых закупок.