Автор: Иванова А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как на счетах бюджетного учета отразить исполнение предписания службы финансового надзора по возмещению части средств межбюджетного трансферта, потраченного не по целевому назначению в бюджет субъекта РФ?

Согласно ст. 268.1, ст. 269.2 БК РФ при осуществлении своих полномочий органы внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляют объектам контроля представления, предписания.

Под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию (ст. 270.2 БК РФ). В случаях, установленных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляют копии представлений и предписаний главным администраторам бюджетных средств, органам исполнительной власти (органам местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя, иным органам и организациям.

По решению органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля срок исполнения представления, предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть продлен в порядке, предусмотренном федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, но не более одного раза по обращению объекта контроля.

Пунктом 15 Стандарта «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095, установлено, что неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию.

При этом пп. «к» п. 4 Стандарта установлена обязанность должностного лица органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба публично-правовому образованию, признании закупок недействительными в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, исходя из действующего бюджетного законодательства РФ при неисполнении объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля предписаний органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, обращается в государственный (муниципальный) орган, который уполномочен на это соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации (Письмо Минфина РФ от 25.12.2020 № 02-09-07/114330).

При отражении на счетах бюджетного учета исполнения предписания по возврату в бюджет субъекта РФ денежных средств, на наш взгляд, следует действовать по аналогии с порядком, установленным для возврата в федеральный бюджет целевых средств при нарушении субъектом РФ обязательств, предусмотренных соглашением по их получению.

Как указано в п. 16, 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999, в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашениями, возврат субсидии (межбюджетного трансферта) в связи с невыполнением условий его предоставления следует отражать так же, как возврат остатка неиспользованных субсидий (межбюджетного трансферта) (см. также письма Минфина РФ от 21.11.2019 № 02-05-10/90273, от 23.10.2019 № 02-05-10/81430, от 19.09.2019 № 02-09-06/1/72286).

При исполнении предписания контрольного органа по возврату субсидии (межбюджетного трансферта) в связи с невыполнением условий их предоставления следует применять соответствующий код классификации доходов бюджетов, который закреплен за соответствующим администратором доходов бюджета или его правопреемником (п. 8.20 Порядка № 85н, письма Минфина РФ от 25.03.2020 № 02-05-11/23849, от 24.01.2020 № 02-05-11/4185, от 25.12.2019 № 02-05-10/102060, от 23.10.2019 № 02-05-10/81429, от 03.07.2019 № 06-06-05/3/49268, от 08.09.2017 № 02-05-11/58203).

Средства от возврата остатков субсидий (межбюджетных трансфертов), в случае если не достигнуты установленные значения показателей результативности осуществления расходов, на которые они были выделены, или не выполнены задачи реализации программ, не являются разновидностью штрафных санкций. Их следует отражать в учете как остатки межбюджетных трансфертов прошлых лет (письма Минфина РФ от 21.11.2019 № 02-05-10/90273, от 23.10.2019 № 02-05-10/81430, от 30.08.2018 № 02-09-07/61952).

Для отражения бухгалтерских записей по возврату остатков субсидий (межбюджетных трансфертов) в случае, если не достигнуты значения показателей результативности, установленные условиями соглашения, рекомендуем обратиться к разъяснениям Минфина, изложенным в Письме от 15.01.2020 № 02-06-07/1666. Для наглядности предлагаем смоделировать ситуацию, в которой оказался клиент, на примере.

Пример.

Муниципалитету из бюджета субъекта РФ был выделен межбюджетный трансферт в размере 1 млн руб. При проведении проверки было установлено, что средства межбюджетного трансферта в размере 25 000 руб. были израсходованы не по целевому назначению. Контрольный орган составил предписание о возврате суммы в размере 25 000 руб. в бюджет субъекта.

На счетах бюджетного учета операции по получению денежных средств из бюджета субъекта РФ и их возврату будут отражены так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы будущих периодов от предоставления межбюджетного трансферта

1 205 51 561
1 205 61 561

1 401 40 151
1 401 40 161

1 000 000
1 000 000

Поступили денежные средства

1 210 02 151
1 210 02 161

1 205 51 661
1 205 61 661

1 000 000
1 000 000

Приняты доходы будущих периодов в состав доходов текущего периода

1 401 40 151
1 401 40 161

1 401 10 151
1 401 10 161

1 000 000
1 000 000

Отражен возврат сумм, подлежащих взысканию по результатам проверок органов государственного (муниципального) контроля

1 401 10 151
1 401 10 161

1 205 51 661
1 205 61 661

25 000
25 000

Перечислены денежные средства в доход субъекта РФ

1 205 51 561
1 205 61 561

1 210 02 151
1 210 02 161

25 000
25 000