Автор: Павлова А., эксперт журнала

Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 5/2021

МЧС 02.06.2020 утвердило Методические рекомендации по обеспечению горюче-смазочными материалами и техническими средствами службы горючего Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (№ 2-4-71-12-7). Рассмотрим основные положения этого ведомственного акта в части, касающейся порядка обеспечения ГСМ учреждений МЧС. Кроме того, расскажем об особенностях учета горюче-смазочных материалов в данных учреждениях.

Общие положения.

Система обеспечения ГСМ в МЧС представляет собой структуру органов управления (должностных лиц), отвечающих за обеспечение горючим. Так, за обеспечение ГСМ отвечают:

1) в центральном аппарате МЧС – должностные лица Департамента тылового и технического обеспечения МЧС (далее – ДТО);

2) в организациях МЧС – должностные лица управлений (отделов, отделений) материально-технического обеспечения;

3) в учреждениях МЧС – должностные лица учреждения.

Истребование лимитов бюджетных обязательств для приобретения ГСМ осуществляется в следующем порядке:

1) главные управления МЧС по субъектам РФ направляют заявки на выделение лимитов бюджетных обязательств в филиалы ФКУ ЦБИТ МЧС и довольствующие подразделения центрального аппарата МЧС;

2) филиалы ФКУ ЦБИТ МЧС за главные управления МЧС по субъектам РФ, казенные учреждения МЧС за свои подчиненные подразделения проверяют, обобщают представленные сведения и направляют их в довольствующие подразделения центрального аппарата;

3) довольствующие подразделения центрального аппарата проверяют, анализируют предложения и направляют их в Финансово-экономический департамент по внесению изменений в бюджетную роспись федерального бюджета по закрепленным за довольствующими подразделениями центрального аппарата средствам с приложением заявок.

Заявки представляются в установленном порядке в сроки и по формам, которые предусмотрены правовыми актами МЧС и иными служебными документами.

Потребность в лимитах бюджетных обязательств на горюче-смазочные материалы отражается в соответствующем разделе плана материально-технического обеспечения МЧС.

Планирование обеспечения горючим.

Планирование обеспечения учреждений МЧС горючим осуществляется должностными лицами ДТО, отвечающими за организацию обеспечения учреждений МЧС горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и за практические мероприятия по такому обеспечению.

Определение потребности в горючем.

Исходными данными для определения годовой потребности учреждений МЧС в горючем являются:

  • план оснащения МЧС современными техническими средствами и техникой на очередной финансовый год и плановый период;

  • план эксплуатации и ремонта основной, вспомогательной, специальной и другой техники (далее ВСТ);

  • нормы расхода горючего на ВСТ;

  • нормы налета часов летчиков (экипажей) на планируемый год (с учетом ожидаемой численности летчиков (экипажей) на начало планируемого года);

  • нормы расхода автономных двигателей и котельных установок;

  • определение потребности в моторесурсах (налета часов) на планируемый год;

  • расчеты потребности в горючем для опробования ВСТ длительного хранения;

  • расчеты-заявки ответственных должностных лиц (управлений, отделов) на горючее для проведения технического обслуживания и ремонта ВСТ, производственно-технических, коммунально-бытовых и других нужд;

  • данные о фактическом расходе горючего за предыдущие три года и об ожидаемом расходе на год, предшествующий планируемому году;

  • данные об ожидаемом наличии горючего (переходящие остатки (запасы) к началу планируемого года).

Сведения о потребности в горючем представляются в ДТО должностными лицами, отвечающими за обеспечение ГСМ.

Истребование горючего.

Заявка на ГСМ (форма 3/СГ) подается в ДТО на планируемый период с подписью уполномоченного
должностного лица с разбивкой по подразделениям и приложением расчетов-обоснований.

В заявке на горючее указываются:

1) полная (расчетная потребность) потребность в горючем. Обеспечение полной потребности предполагает выполнение всего комплекса задач, стоящих перед учреждениями МЧС в планируемом году, при соблюдении лимита моторесурсов в соответствии с установленными годовыми нормами их расхода;

2) минимальная (требуется минимально) потребность в горючем. Обеспечение минимальной потребности предполагает выполнение учреждениями МЧС основных мероприятий, мобилизационной подготовки, повседневной деятельности, поддержание необходимого уровня готовности для выполнения задач по предназначению и определяется как среднегодовое значение исходя из анализа расхода горючего за период последних трех лет.

Обеспечение горючим

Учреждения МЧС обеспечиваются ГСМ в объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств (лимитов расхода горючего) на эти цели в текущем финансовом году на основании заключенных государственных контрактов (договоров), подписанных уполномоченными должностными лицами учреждений МЧС.

Лимиты бюджетных обязательств (лимиты расхода горючего) устанавливаются учреждениям МЧС согласно разделу плана материально-технического обеспечения, который разрабатывается отделом тылового обеспечения ДТО на основании соответствующих бюджетных заявок и заявок на горючее (форма 3/СГ).

Доведение лимитов бюджетных обязательств (лимитов расхода горючего) и объемов поставки горючего учреждениям МЧС на предстоящий год осуществляется ДТО в IV квартале текущего года.

Под лимитом расхода горючего понимается предельное количество горючего, разрешенное к расходованию в определенном периоде.

В планах распределения лимитов бюджетных обязательств (лимитов расхода горючего) органы управления предусматривают резерв в пределах 5 % от общего объема лимитов бюджетных обязательств (лимита расхода горючего) для обеспечения действий сил и средств при внезапно возникающих задачах или мероприятий, не учтенных в планах.

Лимит расхода горючего, не использованный в течение календарного года, аннулируется.

При изменении задач, решаемых учреждениями МЧС, в течение текущего года поставки горючего и лимиты бюджетных обязательств (лимиты расхода горючего) могут корректироваться.

На начало нового планируемого периода запасы горючего текущего обеспечения в учреждениях МЧС должны соответствовать размерам, обеспечивающим не менее месячной потребности.

Горючее, полученное одним учреждением МЧС от другого учреждения МЧС, приходуется в установленном порядке согласно нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и правовым актам МЧС, отражается в установленном порядке в соответствии с табелем срочных донесений МЧС.

Передача горючего из одного учреждения МЧС в другое осуществляется при их дислокации на территории одного либо разных субъектов РФ по письменному указанию ДТО, передача горючего в пределах одного учреждения – по письменному указанию (разнарядке, согласованной заявке) начальника учреждения МЧС.

Должностные лица учреждений МЧС осуществляют контроль за полнотой оприходования горючего.

Расход ГСМ.

Вид топлива

Показатель расхода

Жидкое топливо для двигателей внутреннего сгорания, реактивных двигателей, корабельных (судовых) и стационарных котельных установок

Количество топлива, фактически сгоревшее в двигателях энергетических установок ВСТ (двигателях ВСТ), а также использованное по предназначению в соответствии с нормативными правовыми актами органов исполнительной власти РФ и правовыми актами МЧС

Масло

Количество масла, фактически сгоревшее в двигателях энергетических установок ВСТ, слитое из системы смазки двигателей при его замене, использованное для промывки системы смазки и агрегатов трансмиссии

Смазки и специальные жидкости (кроме этилового спирта и охлаждающей низкозамерзающей жидкости)

Количество смазок и специальных жидкостей, выданное на ВСТ по установленным нормам, фактически использованное по назначению с оформлением в установленном порядке первичного расходного документа

Этиловый спирт и его смеси

Количество этилового спирта и его смесей, фактически израсходованное в специальных системах, при выполнении регламентных работ, технического обслуживания и ремонта ВСТ, для проведения лабораторных испытаний и на медицинские нужды по соответствующим нормативным документам

Низкозамерзающая охлаждающая жидкость

Количество низкозамерзающей охлаждающей жидкости, израсходованное в определенный период на восполнение эксплуатационных потерь и промывку системы охлаждения силовых установок в пределах установленных норм

Масла, слитые из системы смазки при их замене после выработки установленного ресурса, использованные для промывки системы смазки и агрегатов трансмиссии, собираются для утилизации.

Масла, выданные для технического обслуживания и ремонта ВСТ в соответствии с установленными нормами и периодичностью, залитые в систему смазки машин при консервации, числятся в наличии и приходуются на забалансовые лицевые счета учреждений.

Низкозамерзающая охлаждающая жидкость, залитая в систему охлаждения ВСТ, числится в наличии, после слива из систем охлаждения на основании акта изменения качественного состояния материальных ценностей приходуется как отработанная и собирается для утилизации.

Порядок документального оформления выдачи горючего для использования по назначению и его списания в расход определяется нормативными правовыми актами МЧС и иными служебными документами.

Потребность учреждений МЧС обеспечивается как за счет централизованных поставок, так и за счет децентрализованных закупок.

Бюджетный учет ГСМ

Все виды топлива, горючего и смазочных материалов, в том числе дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол, иные материалы, используемые в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, учитываются на счете 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы» (п. 118 Инструкции № 157н[1], п. 21 Инструкции № 162н[2]).

По подстатье 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ отражаются расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) ГСМ, в том числе всех видов топлива, горючего и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем (п. 11.4.3 Порядка № 209н[3]).

ГСМ принимаются к учету по их первоначальной стоимости, которая определяется в сумме фактически произведенных вложений с учетом НДС (п. 17, 19 СГС «Запасы»[4], п. 100 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по счету ведется в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

По общему правилу объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухучете на основании первичных и (или) сводных учетных документов (п. 20 СГС «Концептуальные основы»[5], п. 114 Инструкции № 157н). В частности, записи в карточке (ф. 0504041) ведутся на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к журналам операций (ф. 0504071), в количественном и стоимостном выражении с выведением остатков на конец периода и составляются по каждому ответственному лицу отдельно.

Централизованные поставки.

В бухгалтерском учете учреждения-грузополучателя централизованные поставки ГСМ отражаются следующими проводками (п. 156 – 161 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступили ГСМ

1 106 34 343

1 105 33 343

1 304 04 443

Если извещение (ф. 0504805) получено, но ГСМ не поступили:

 

 

– отражено получение извещения (ф. 0504805)

1 107 33 343

1 304 04 443

– получены ценности, указанные в извещении (ф. 0504805)

1 106 34 343

1 105 33 343

1 107 33 343

Если ГСМ поступили, но извещение (ф. 0504805) не получено:

 

 

– отражено поступление ГСМ

Забалансовый счет 22*

 

– получено извещение (ф. 0504805)

1 106 34 343

1 105 33 343

1 304 04 443

Забалансовый счет 22

* Допускается использование ГСМ до получения извещения (ф. 0504805) при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств (п. 375 Инструкции № 157н).

Децентрализованные закупки.

На основании п. 23 Инструкции № 162н приобретение ГСМ самим учреждением и принятие их к учету отражаются следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Перечислен аванс поставщику

1 206 34 56х*

1 304 05 343

Приняты к учету ГСМ по фактической (сформированной без дополнительных затрат) стоимости

1 105 33 343

1 302 34 73х*

Приняты к учету ГСМ в сумме фактической стоимости, сформированной при их приобретении (с учетом дополнительных затрат):

 

 

– сформирована фактическая стоимость

1 106 34 343

1 302 34 73х*

– приняты к учету ГСМ по фактической стоимости

1 105 33 343

1 106 34 343

Произведен окончательный расчет с поставщиком

1 302 34 343

1 304 05 343

* По соответствующей подстатье КОСГУ.

Списание ГСМ.

Согласно п. 42 СГС «Запасы» выбытие (отпуск) ГСМ производится по стоимости каждой единицы либо по средней стоимости. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике.

Списание подтверждается путевым листом. Также комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов можно составить акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Если материальные запасы расходуются на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, они прилагаются к акту.

На подстатью 443 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ относятся операции по выбытию, а также доходы от выбытия горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючего и смазочных материалов (п. 12.4.3 Порядка № 209н).

В соответствии с п. 26 Инструкции № 162н списание израсходованного бензина оформляется проводкой:

Дебет счета 1 401 20 272 «Расходование материальных запасов», счетов аналитического учета счета 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

Кредит счета 1 105 33 443 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов – иного движимого имущества учреждения»

Если фактический расход топлива согласно путевому листу превысил расход топлива, рассчитанный исходя из нормы, установленной Минтрансом, списание указанного превышения (перерасхода) производится по распоряжению руководителя учреждения при наличии объективных причин перерасхода ГСМ при эксплуатации автомобиля в определенных условиях, в конкретной местности.

Перерасход ГСМ может подтверждаться в том числе контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения или по обращению юридических лиц специализированными организациями, осуществляющими исследования по соблюдению владельцами транспортных средств правил их эксплуатации с целью избежания перерасхода топлива.

В случае установления вины водителя, допустившего перерасход топлива при ненадлежащей эксплуатации служебного автомобиля, сумма выявленного перерасхода отражается в бюджетном учете учреждения как недостача и взыскивается с водителя в установленном порядке (Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 № 02-06-10/3056).

Согласно п. 52 СГС «Концептуальные основы» оценка отдельных объектов бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится по справедливой стоимости – в оценке, соответствующей цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.

Основными методами определения такой стоимости являются метод рыночных цен, метод амортизированной стоимости замещения (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Принят к учету перерасход ГСМ по справедливой стоимости

1 209 74 567

1 401 10 172

Списан перерасход ГСМ

1 401 10 172

1 105 33 443

Возмещена сумма перерасхода ГСМ

1 201 21 510

1 201 34 510

1 210 02 443

1 303 05 837

1 209 74 667

Нормы расхода ГСМ.

При планировании расходов на приобретение ГСМ, а также при их списании учреждения могут использовать нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р.

Заметим, что ссылку на применение данного документа также содержат:

  • Приказ МЧС РФ от 27.02.2020 № 124 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения» (приложение 45);

  • Распоряжение МЧС РФ от 13.09.2016 № 396 «О проведении сезонного технического обслуживания техники и вооружения, подготовке средств их обслуживания и ремонта, парков (гаражей, мест стоянки) к эксплуатации в зимнем (летнем) периоде в системе МЧС России». 


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[3] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.

[5] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.