Автор: Трошина О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Может ли муниципальное образование привлекать сторонние организации для выполнения функций контрольно-счетных органов в связи с отсутствием контрольно-счетного органа в муниципальном образовании?
Ответ:
К бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета (ст. 9 БК РФ).
При составлении бюджета соблюдается принцип его самостоятельности. Принцип самостоятельности бюджетов означает (ст. 31 БК РФ):
-
право и обязанность органов государственной власти (органов местного самоуправления) самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;
-
право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).
Следовательно, органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять муниципальный финансовый контроль. Аналогичное разъяснение дано, например, в Письме Минфина РФ от 20.08.2018 № 02-09-10/59066.
В соответствии с п. 2 ст. 266.1 БК РФ финансовый контроль в отношении местных бюджетов осуществляется:
-
органами муниципального финансового контроля за использованием средств бюджета муниципального образования;
-
органами государственного финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных бюджету муниципального образования.
К органам муниципального финансового контроля относятся контрольно-счетный орган муниципального образования, орган внутреннего муниципального финансового контроля муниципального образования (местные администрации).
Статьей 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ) установлено, что контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа могут быть предусмотрены одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.
Полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований определены положениями п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона № 6-ФЗ, органов внутреннего муниципального финансового контроля – ст. 269.2 БК РФ:
-
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
-
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
-
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
-
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
-
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктами 11, 12 ст. 2 Закона № 6-ФЗ определено, что представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. В порядке, определяемом законами субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований вправе заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов РФ о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Таким образом, муниципальное образование не может привлекать сторонние организации для выполнения функций контрольно-счетных органов. При этом в случае отсутствия контрольно-счетного органа в муниципальном образовании муниципальное образование вправе заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов РФ о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в порядке, установленном законом субъекта РФ.