Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" № 10/2020
В каком случае необходима детализация плана ФХД на 2020 год?
Если образовательным учреждениям в 2020 году выделялась субсидия на реализацию федеральных проектов, то в план ФХД, составленный на 01.01.2020, необходимо внести уточнения, обеспечив детализацию выплат на закупку товаров, работ, услуг и информации об объемах и источниках финансирования закупок по кодам бюджетной классификации (см. Письмо Минфина РФ от 20.08.2020 № 26-04-05/73320).
Обоснование.
В целях обеспечения прослеживаемости бюджетных ассигнований, предусмотренных государственным (муниципальным) учреждениям на достижение результатов федеральных проектов, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204, Минфином внесены изменения в Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н (далее – Требования № 186н, Приказ Минфина № 186н).
В соответствии с изменениями, которые вступили в силу 01.04.2020, федеральным бюджетным (автономным) учреждениям необходимо детализировать в планах ФХД выплаты на закупку товаров, работ и услуг по кодам целевых статей (8 – 17-й разряды кода классификации расходов бюджетов) бюджетной классификации РФ в случаях, если учреждению предоставляется:
-
субсидия на иные цели;
-
субсидия на осуществление капитальных вложений;
-
грант в форме субсидии согласно абз. 1 п. 4 ст. 78.1 БК РФ в целях достижения результатов федерального проекта.
В целях обеспечения полной и достоверной информации о планируемых и осуществленных учреждениями закупках товаров, работ и услуг в случае предоставления субсидий на реализацию федеральных проектов необходимо внести уточнения, обеспечив детализацию выплат на закупку и информации об объемах и источниках финансирования закупок по кодам бюджетной классификации:
1) не позднее 01.09.2020 – в планы ФХД на 2020 год, планы-графики закупок на 2020 – 2022 годы, реестр контрактов в отношении всех закупок, запланированных к осуществлению (осуществленных) с 2020 года;
2) с 05.10.2020, но не позднее 01.11.2020 – в реестр контрактов в отношении закупок, осуществленных до 2020 года и подлежащих исполнению в 2020 году и (или) в последующие периоды.
Для реализации всего вышеизложенного необходимо внести соответствующие изменения в систему «Электронный бюджет» и обеспечить синхронизацию уточненных данных с данными, размещенными в ЕИС в сфере закупок.
Какими документами следует руководствоваться при составлении плана ФХД на 2021 год федеральным образовательным учреждениям?
Приказом Минфина РФ от 17.08.2020 № 168н[1] утвержден Порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений (далее – Порядок № 168н). Установлено, что данный документ применяется начиная с составления плана ФХД на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Обоснование.
В настоящее время действует Приказ Минфина РФ № 186н. Пунктом 2 данного приказа установлено, что этот документ применяется при составлении планов ФХД на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Таким образом, вероятно, что его нормы не будут использоваться в отношении 2021 года и планового периода 2022 и 2023 годов. В связи с этим полагаем, что при составлении плана ФХД на 2021 год и плановый период федеральные образовательные учреждения будут руководствоваться Порядком № 168н.
Из положений данного документа следует, что Порядок № 168н применяют:
1) федеральные государственные бюджетные и автономные учреждения при составлении проекта плана, внесении в него изменений;
2) обособленные подразделения без прав юридического лица (филиалы), осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, при принятии учреждением, создавшим обособленное подразделение, решения об утверждении плана для обособленного подразделения.
План ФХД, а также иные документы и информация, предусмотренные Порядком № 168н, не содержащие сведения, составляющие гостайну, оформляются и ведутся учреждением в ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» в форме электронных документов. Они подписываются квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного от имени учреждения или органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения. Обмен документами осуществляется с использованием информационной системы (п. 2 Порядка № 168н).
Как будут группироваться показатели плана ФХД на 2021 год?
Рекомендуемый образец плана ФХД приведен в приложении 1 к Порядку № 168н (п. 10 Порядка № 168н). Он предусматривает группировку по двум разделам: «Поступления и выплаты» и «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг».
Обоснование. Исходя из положений Порядка № 168н показатели плана группируются по двум направлениям:
-
в разделе «Поступления и выплаты» отражаются плановые показатели остатков денежных средств на начало и конец соответствующего финансового года, показатели плановых поступлений и выплат;
-
в разделе «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» детализируются показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, включенные в том числе в показатели, отраженные по соответствующим строкам первого раздела.
Учреждение должно составить проект плана с учетом планируемых объемов (п. 10 Порядка № 168н):
1) субсидий на выполнение госзадания, на иные цели, на осуществление капвложений в объекты капитального строительства;
2) грантов, в том числе в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ;
3) иных доходов, которые планирует получить учреждение при оказании услуг за плату сверх установленного ему госзадания;
4) доходов от иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения;
5) расходов, связанных с осуществлением деятельности, предусмотренной уставом учреждения.
Все показатели формируются по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ (п. 18 Порядка № 168н).
Дополнительно отметим, что в целях составления плана ФХД учредитель в информационной системе «Электронный бюджет» должен сформировать проект госзадания и проект соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета в целях доведения до учреждения информации о планируемых к предоставлению объемах субсидий.
Учреждение в срок, не превышающий 15 рабочих дней после получения такой информации, должно подготовить проект плана ФХД (п. 11 Порядка № 168н). Проект подписывает уполномоченное лицо учреждения и не позднее одного рабочего дня после дня его подписания направляет учредителю.
Учредитель рассматривает проект плана ФХД на предмет соответствия бюджетному законодательству РФ, Порядку № 168н и (при отсутствии замечаний) согласовывает его. На согласование отводится не более 10 рабочих дней.
В дальнейшем план подлежит рассмотрению, согласованию и принятию после заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий на очередной финансовый год и плановый период.
Как должны быть раскрыты расчеты (обоснования) по доходам в плане ФХД на 2021 год?
Расчеты (обоснования) к проекту плана ФХД на 2021 год формируются по шести направлениям (п. 27 Порядка № 168н):
-
доходы от собственности;
-
доходы от оказания услуг (выполнения работ);
-
доходы в виде штрафов, возмещения;
-
доходы в виде безвозмездных денежных поступлений;
-
доходы в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;
-
доходы от операций с активами.
Порядок расчета обоснований по доходам приведен в п. 28 – 31 Порядка № 168н.
Обоснование.
При составлении плана ФХД на 2021 год бюджетные (автономные) учреждения образования должны будут формировать расчеты (обоснования). В пунктах 28 – 31 Порядка № 168н перечислены шесть видов доходов, которые нужно обосновывать, и обозначены исходные данные для этого. Приведем некоторые из них в таблице.
Вид дохода |
Основания для расчета (обоснования) |
---|---|
Доходы от собственности |
В качестве обоснования таких доходов необходимо учитывать: 1) информацию из заключенных (планируемых к заключению) договоров аренды о плате (тарифе, ставке) за использование имущества (за единицу – объект, кв. м) и количестве предоставляемого в пользование имущества; 2) объем предоставленного в пользование имущества (комнат в общежитии, служебного жилья и пр.) и планируемую стоимость услуг (возмещаемых расходов); 3) среднегодовой объем средств (депозитов, остатков на счетах в кредитных организациях, предоставленных займов), на которые начисляются проценты, и ставку размещения; 4) планируемый объем предоставления прав на использование объектов интеллектуальной собственности и плату за использование одного объекта |
Доходы от оказания услуг |
Расчет доходов от оказания услуг (выполнения работ) сверх установленного госзадания осуществляется исходя: 1) из планируемого объема оказания платных услуг (выполнения работ); 2) из их стоимости. Аналогично осуществляется расчет доходов в виде возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления, платы за общежитие, квартирной платы. Также необходимо учесть объем предоставленного в пользование имущества и планируемой стоимости услуг (возмещаемых расходов) |
Доходы в виде штрафов, сумм возмещения ущерба |
Такие доходы можно обосновывать: 1) решением суда, исполнительным документом; 2) решением о возврате суммы излишне уплаченного налога, принятым налоговым органом; 3) решением страховой организации о выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая |
Доходы от приносящей доход деятельности |
При определении объема данных доходов необходимо учитывать: 1) стоимость услуг по одному договору; 2) среднее количество поступлений за последние три года и их размер. Кроме того, принимаются во внимание прогнозные показатели в зависимости от их вида, установленные органом-учредителем |
Как указано в п. 55 Порядка № 168н, если учреждение не планирует получать отдельные доходы, обоснования (расчеты) плановых показателей по указанным доходам не формируются.
Как должны быть обоснованы расходы учреждения в плане ФХД на 2021 год?
Расчет (обоснование) расходов осуществляется по видам расходов с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ), а также требований нормативных правовых (правовых) актов, в том числе ГОСТ, СНиП, СанПиН, стандартов, порядков и регламентов (паспортов) оказания госуслуг (п. 32 Порядка № 168н).
Обоснование.
Рекомендации по обоснованиям отдельных видов расходов приведены в п. 34 – 50 Порядка № 168н. Ниже в таблице обозначим исходные данные для этого.
Вид расхода |
Основания для расчета (обоснования) |
---|---|
Расходы на оплату труда |
При расчете плановых показателей расходов на оплату труда учитываются: 1) расчетная численность работников, включая основной, вспомогательный, административно-управленческий, обслуживающий персонал; 2) расчетные должностные оклады; 3) ежемесячные надбавки к должностным окладам; 4) районные коэффициенты; 5) стимулирующие выплаты; 6) компенсационные выплаты, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда |
Расходы на выплаты компенсационного характера |
Расчет расходов на выплаты компенсационного характера персоналу, за исключением фонда оплаты труда, включает выплаты: 1) по возмещению работникам расходов, связанных со служебными командировками; 2) по возмещению расходов на прохождение медицинского осмотра, расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа |
|
к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей. Также в расчет могут быть включены иные компенсационные выплаты работникам, предусмотренные законодательством РФ, коллективным трудовым договором, локальными актами учреждения |
Расходы на уплату налогов |
Расчет расходов на уплату налога на имущество организации, земельного, водного, транспортного налогов формируется с учетом объекта налогообложения, особенностей определения налоговой базы, налоговой ставки, а также налоговых льгот, оснований и порядка их применения, порядка и сроков уплаты по каждому налогу в соответствии с НК РФ |
Расходы на услуги связи |
В расчете расходов на оказание услуг связи необходимо учесть: 1) количество абонентских номеров, подключенных к сети связи, цены на услуги связи, размер ежемесячной абонентской платы в расчете на один абонентский номер, количество месяцев предоставления услуги; 2) размер повременной оплаты междугородних, международных и местных телефонных соединений, а также стоимость услуг при повременной оплате услуг телефонной связи; 3) количество пересылаемой корреспонденции, в том числе с использованием фельдъегерской и специальной связи, стоимость пересылки почтовой корреспонденции за единицу услуги, стоимость аренды интернет-канала, размер повременной оплаты интернет-услуг или оплаты интернет-трафика |
Расходы на транспортные услуги |
Расчет расходов на транспортные услуги осуществляется с учетом видов услуг по перевозке (транспортировке) грузов, пассажирских перевозок, количества оказываемых услуг и стоимости этих услуг |
Расходы на оказание коммунальных услуг |
Расходы на оказание коммунальных услуг (газоснабжение (иные виды топлива), электроснабжение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение) рассчитываются на основании информации: 1) о количестве объектов; 2) о тарифах на оказание коммунальных услуг (в том числе с учетом применяемого одноставочного, дифференцированного по зонам суток или двуставочного тарифа на электроэнергию); 3) о расчетной потребности планового потребления услуг и затратах на транспортировку топлива (при наличии) |
Расходы на аренду имущества |
Расчет расходов на аренду имущества осуществляется с учетом: 1) арендуемой площади (количества арендуемого оборудования, иного имущества); 2) количества месяцев (суток, часов) аренды; 3) цены аренды в месяц (сутки, час); 4) стоимости возмещаемых услуг (по содержанию имущества, его охране, потребляемых коммунальных услуг) |
Расходы на содержание имущества |
При расчете расходов на содержание имущества нужно руководствоваться: 1) планами ремонтных работ и их сметной стоимостью, определенной согласно необходимому объему ремонтных работ; 2) графиком регламентно-профилактических работ по ремонту оборудования; 3) требованиями к санитарно-гигиеническому обслуживанию, охране труда (включая уборку помещений и территории, вывоз твердых бытовых отходов, мойку, химическую чистку, дезинфекцию, дезинсекцию); 4) правилами эксплуатации имущества |
Расходы на закупку движимого имущества |
Расчет расходов на закупку объектов движимого имущества (в том числе оборудования, транспортных средств, мебели, инвентаря, бытовых приборов) осуществляется на основании: 1) среднего срока эксплуатации такого имущества; 2) норм обеспеченности имуществом (при их наличии); 3) потребности учреждения в имуществе; 4) информации о стоимости необходимого имущества, которая рассчитывается на основании информации о рыночных ценах идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, в том числе о ценах производителей (изготовителей) товаров, работ, услуг |
Расходы на закупку материалов |
Расходы на закупку материалов рассчитываются с учетом: 1) потребности в продуктах питания, горюче-смазочных и строительных материалах, мягком инвентаре и специальной одежде, обуви, запасных частях к оборудованию и транспортным средствам, хозяйственных товарах и канцелярских принадлежностях; 2) наличия такого имущества в запасе и (или) необходимости формирования экстренного (аварийного) запаса |
Как указано в п. 55 Порядка № 168н, если учреждение не планирует осуществлять отдельные расходы, обоснования (расчеты) плановых показателей по названным расходам не формируются.
[1] В настоящее время приказ находится на регистрации в Минюсте и может быть изменен.