Автор: Заболонкова О., редактор журнала
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 7/2020
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы, которая составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином (п. 2 ст. 161, п. 1 ст. 221 БК РФ). Согласно указанным нормам ФСИН Приказом от 13.04.2020 № 252 утвердила новый Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы РФ (далее – Порядок № 252). Именно об этом документе пойдет речь в статье.
Прежде всего следует сказать о том, что в связи с утверждением нового порядка утратил силу Приказ ФСИН РФ от 02.02.2017 № 76 «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы».
Порядок № 252 применяется при составлении, утверждении и ведении смет ФСИН, территориальных органов ФСИН и учреждений УИС, их обособленных (структурных) подразделений без прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бюджетного учета (далее – обособленные подразделения).
Сметы, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются, утверждаются и ведутся в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, с использованием ГИС «Электронный бюджет» (п. 1 Порядка № 252).
Составление сметы.
Как и прежде, бюджетная смета казенного учреждения составляется для того, чтобы установить объем и распределение направлений расходования средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на основании доведенных ЛБО по расходам федерального бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по выполнению функций ФСИН, территориальных органов и учреждений УИС (п. 2 Порядка № 252).
Рекомендуемый образец бюджетной сметы и проекта бюджетной сметы приведен в приложении 1 к Общим требованиям[1].
Порядком № 252 уточнено, что в смете:
-
справочно указываются объем и распределение направлений расходов на исполнение публичных нормативных обязательств;
-
дополнительно утверждаются иные показатели, предусмотренные п. 4 Общих требований.
Показатели смет по‑прежнему должны формироваться в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, в рублях (п. 3 Порядка № 252).
Показатели бюджетной сметы и показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей должны соответствовать друг другу.
Пунктом 4 Порядка № 252 предусмотрены следующие правила составление бюджетной сметы казенного учреждения и подписания смет.
Тип организации |
Кто составляет и подписывает смету |
---|---|
ФСИН |
Составляет Финансово-экономическое управление ФСИН и согласовывает с начальником этого управления или иным уполномоченным лицом |
Территориальный орган |
Уполномоченное лицо территориального органа |
Учреждение УИС |
Уполномоченное лицо учреждения УИС |
Подписывает уполномоченное лицо обособленного подразделения и направляет в учреждение УИС, в составе которого оно создано |
|
Учреждение, непосредственно подчиненное ФСИН |
Уполномоченное лицо учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН |
В утратившем силу порядке было прописано, что только главный бухгалтер должен был составлять и подписывать сметы в территориальных органах, учреждениях УИС и обособленных подразделениях. Соответствующих положений для учреждений, подчиненных непосредственно ФСИН, не было.
Проект сметы
В пунктах 5 – 9 Порядка № 252 расписаны особенности составление бюджетной сметы казенного учреждения проекта сметы. В утратившем силу документе такие нормы не содержались.
Проекты смет обособленных подразделений и учреждений, подчиненных ФСИН. Согласно п. 5 Порядка № 252 проект сметы обособленного подразделения подписывается его уполномоченным лицом и не позднее одного рабочего дня после дня подписания направляется учреждению, в ведении которого оно находится.
Проекты сметы и (или) обоснования (расчеты) плановых сметных показателей учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН, направляются на рассмотрение ФСИН. Направленные проекты смет должны быть проанализированы не позднее двух рабочих дней со дня их получения структурными подразделениями ФСИН (учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН) в части расходов на финансовое обеспечение мероприятий по курируемым направлениям деятельности в соответствии с нормативными правовыми и (или) распорядительными актами ФСИН о доведении бюджетных ассигнований.
Если в указанный двухдневный срок информация об итогах рассмотрения полученных проектов смет (согласовано, отклонено) не направлена в финансово-экономическое управление ФСИН, указанные проекты смет считаются согласованными (п. 6 Порядка № 252).
При отсутствии замечаний к проектам смет учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН (обособленных подразделений), и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей не позднее трех рабочих дней со дня получения от учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН (обособленных подразделений), проектов смет уполномоченные лица ФСИН (учреждений, имеющих обособленные подразделения) принимают их.
В случае наличия замечаний уполномоченные лица ФСИН (учреждений, имеющих обособленные подразделения) не позднее трех рабочих дней после их получения направляют информацию об отклонении проекта бюджетной сметы в учреждение с указанием причин отклонения (замечаний).
Учреждение (обособленное подразделение) вносит не позднее трех рабочих дней со дня получения замечаний изменения в проект бюджетной сметы и повторно направляет уточненный проект сметы ФСИН (учреждению, имеющему обособленные подразделения) (п. 8 Порядка № 252).
Проекты смет территориальных органов и учреждений УИС. Проекты смет и (или) обоснования (расчеты) плановых сметных показателей территориальных органов и учреждений УИС направляются на рассмотрение в территориальные органы, выступающие в отношении этих учреждений в роли распорядителей бюджетных средств. Там проекты рассматриваются не позднее двух рабочих дней со дня их получения (п. 8 Порядка № 252).
Свод проектов смет. При отсутствии замечаний к проектам бюджетных смет и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей территориальных органов и учреждений УИС (обособленных подразделений) не позднее трех рабочих дней со дня получения от территориальных органов и учреждений УИС (обособленных подразделений) проектов смет уполномоченные лица территориальных органов (учреждений, имеющих обособленные подразделения) принимают их, формируют свод проектов бюджетных смет и направляют его ФСИН (п. 9 Порядка № 252).
В случае наличия замечаний к своду проектов смет и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей уполномоченные лица территориальных органов (учреждений, имеющих обособленные подразделения) не позднее трех рабочих дней после их получения направляют информацию об отклонении свода проектов смет в учреждение с указанием причин отклонения (замечаний).
В свою очередь, учреждение (обособленное подразделение) не позднее трех рабочих дней со дня получения замечаний вносит изменения в проект сметы и повторно направляет уточненный проект сметы территориальному органу (учреждению, имеющему обособленные подразделения).
При отсутствии замечаний к своду проектов бюджетных смет не позднее трех рабочих дней со дня получения уполномоченные лица ФСИН принимают их.
Утверждение сметы.
Сметы, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются следующим образом (п. 10 – 14 Порядка № 252).
Тип организации |
Кто утверждает смету |
Срок утверждения сметы |
---|---|---|
ФСИН |
Директор ФСИН или иное уполномоченное им лицо |
Не позднее 10 рабочих дней со дня доведения до ФСИН ЛБО |
Учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН |
Руководители учреждений или иные уполномоченные ими лица |
Не позднее 10 рабочих дней со дня доведения до учреждений ЛБО |
Территориальные органы |
Руководители территориальных органов или уполномоченные ими лица |
Не позднее 10 рабочих дней со дня доведения до них ЛБО |
Учреждения УИС |
Руководители учреждений или иные уполномоченные ими лица |
Не позднее 10 рабочих дней со дня доведения до них ЛБО |
Обособленные подразделения |
Руководители учреждений УИС, учреждений, подчиненных ФСИН, в составе которых созданы обособленные подразделения, или иные уполномоченные ими лица |
Не позднее 10 рабочих дней со дня доведения до обособленных подразделений ЛБО |
В Порядке № 252 нормы, связанные с утверждением смет, также приведены в расширенном варианте по сравнению с утратившим силу документом.
В частности, уточнено, что бюджетная смета казенного учреждения обособленного подразделения подписывается уполномоченным лицом и направляется на утверждение учреждению УИС, в ведении которого оно находится, не позднее пяти рабочих дней со дня доведения до обособленного подразделения ЛБО.
В свою очередь, учреждение (распорядитель) рассматривает поступившие от обособленных подразделений сметы, при отсутствии замечаний к ним формирует свод смет и направляет его ФСИН (п. 14, 14.1 Порядка № 252).
Показатели сметы могут быть сформированы на основании информации об ЛБО, доведенных до получателя бюджетных средств несколькими расходными расписаниями, сформированными за период, не превышающий пяти рабочих дней. При этом указанные сроки исчисляются с наиболее ранней даты доведения ЛБО (п. 15 Порядка № 252).
Утвержденные сметы учреждений УИС, обособленных подразделений и обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при формировании смет, направляются учреждением УИС в территориальный орган не позднее одного рабочего дня после утверждения сметы учреждением (п. 16 Порядка № 252).
Территориальный орган рассматривает поступившие от учреждений, подчиненных территориальному органу, сметы, при отсутствии замечаний не позднее двух рабочих дней со дня их получения формирует свод смет учреждений и утверждает его.
В случае наличия замечаний к смете и (или) обоснованиям (расчетам) плановых сметных показателей территориальный орган не позднее двух рабочих дней со дня получения сметы от учреждения направляет информацию о ее отклонении с указанием причин отклонения.
Учреждение УИС не позднее двух рабочих дней после дня получения информации об отклонении уточняет смету и повторно направляет ее на рассмотрение территориальному органу.
Ведение сметы.
Как и прежде, ведение бюджетной сметы казенного учреждения предполагает внесение изменений в ее показатели в пределах доведенных ФСИН, территориальным органам, учреждениям УИС и их обособленным подразделениям ЛБО (п. 18 Порядка № 252).
Рекомендуемый образец изменений к показателям сметы приведен в приложении 2 к Общим требованиям.
В Порядке № 252 расширены основания для внесения изменений в смету и подробнее расписаны особенности их внесения.
В частности, в п. 19 Порядка № 252 указано, что показатели бюджетной сметы изменяются по следующим основаниям:
1) изменение доведенных учреждению ЛБО;
2) изменение распределения ЛБО по кодам классификации расходов бюджета, которые не требуют изменения показателей бюджетной росписи и ЛБО главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и распределения ЛБО по финансовому обеспечению мероприятий по информатизации и федеральной адресной инвестиционной программы;
3) изменение распределения ЛБО по кодам классификации расходов бюджета, которые не требуют изменения показателей бюджетной росписи и ЛБО главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, но требуют изменения распределения ЛБО на финансовое обеспечение мероприятий по информатизации и федеральной адресной инвестиционной программы;
4) изменение распределения ЛБО между направлениями, предусмотренными п. 8 Порядка № 141н[2];
5) изменение информации, связанной с переданными полномочиями;
6) изменение распределения бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств.
Изменения к смете формируются на основании изменения показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей (п. 20 Порядка № 252).
В случае изменения показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, которое не влияет на показатели сметы, меняются только показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей.
Изменения в показатели сметы на текущий финансовый год вносятся не позднее одного рабочего дня до окончания текущего финансового года (п. 24 Порядка № 252).
Обоснования (расчеты) показателей сметы. В пунктах 27, 28 Порядка № 252 указаны положения, касающиеся обоснований (расчетов) показателей сметы, формируемые при составлении (ведении) сметы, в отличие от утратившего силу документа.
Тип организации |
Кем принимаются обоснования (расчеты) показателей сметы |
---|---|
Территориальные органы |
Территориальными органами |
Учреждения, подчиненные территориальному органу, и их обособленные подразделения |
Территориальными органами |
Учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН |
ФСИН |
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей необходимо составлять и вести в соответствии с Порядком № 141н.
Смета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну.
Одно из главных отличий Порядка № 252 от утратившего силу документа – это введение положений, касающихся смет, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Приведем некоторые из них.
Смета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, оформляется, утверждается и ведется с соблюдением законодательства РФ о защите государственной тайны (п. 29 Порядка № 252).
Показатели сметы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются и ведутся обособленно.
Смета, иные документы и информация, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются с использованием информационной системы «Электронный бюджет» в форме документа на бумажном носителе и собственноручно подписываются уполномоченными лицами учреждения (обособленного подразделения) (п. 30 Порядка № 252).
Такие документы и информация представляются на бумажном носителе и (или) в электронном виде путем записи информации из специализированного программного обеспечения информационной системы на съемный машинный носитель с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
Смета, иные документы и информация, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются, ведутся, направляются и рассматриваются в сроки, увеличенные в два раза по отношению к срокам, предусмотренным Порядком № 252 для сметы, иных документов и информации, не содержащих такие сведения.
Смета и обоснования (расчеты) ее показателей учреждения (получателя), содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются учреждением (получателем) и утверждаются уполномоченными лицами.
Смета обособленного подразделения, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, обоснования (расчеты) ее показателей формируются обособленным подразделением и подписываются уполномоченным лицом (п. 31 Порядка № 252).
Проект сметы. Проект сметы и обоснования (расчеты) ее показателей учреждения (получателя), содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются учреждением (получателем) и подписываются уполномоченными лицами (п. 32 Порядка № 252).
Проект сметы и обоснования (расчеты) ее показателей обособленного подразделения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются обособленным подразделением, подписываются уполномоченными лицами и направляются учреждению (распорядителю), в ведении которого оно находится, на бумажном носителе и в электронном виде.
Утверждение сметы. Смета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, утверждается не позднее 20 рабочих дней со дня доведения ЛБО (п. 33 Порядка № 252).
Смета обособленного подразделения направляется на утверждение учреждению (распорядителю), в ведении которого оно находится, в форме документа на бумажном носителе и в электронном виде.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей обособленного подразделения представляются учреждению (распорядителю) в электронном виде.
Ведение сметы. Согласно п. 34 Порядка № 252 смета учреждения (обособленного подразделения), содержащая сведения, составляющие государственную тайну, ведется путем внесения изменений в ее показатели в пределах доведенных учреждению (обособленному подразделению) ЛБО в соответствии с требованиями Порядка № 252 к ведению сметы с учетом положений в части составления сметы, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
При этом изменения показателей сметы с обоснованиями (расчетами) ее показателей учреждения и его обособленных подразделений, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, ФСИН не направляются.
* * *
Таким образом, сравнивая нормы Порядка № 252 с положениями утратившего силу документа, отметим следующие моменты:
-
скорректированы правила составления и подписания смет;
-
введены особенности составления проекта смет, обоснований (расчетов) их показателей;
-
расширены особенности утверждения смет;
-
уточнены основания для внесения изменений в сметы и скорректирован порядок их внесения;
-
установлены особенности составления, утверждения и ведение бюджетной сметы казенного учреждения, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
[1] Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 14.02.2018 № 26н.
[2] Порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 20.06.2018 № 141н.