Автор: Зайцева Г., эксперт журнала
Журнал "Руководитель бюджетной организации" № 5/2020
В условиях, когда текущая деятельность бюджетных учреждений кардинально изменилась, корректировка планов финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) неизбежна. Снижение объема доходов, отказ от ряда ранее запланированных расходов, приостановка части закупок и срочная потребность в других приобретениях – все это влечет необходимость внесения поправок в плановый документ. Расскажем, в каких случаях и как часто его надо корректировать.
Сейчас процедура внесения изменений в план ФХД регламентирована в большей степени, чем раньше. Требования № 81н[1], утратившие силу 01.01.2020, не содержали четких указаний по этому поводу, хотя органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, могли устанавливать (и в ряде случаев устанавливали) для подведомственных учреждений дополнительные правила, касающиеся процедуры внесения изменений.
В Требованиях № 186н[2] конкретики больше. Здесь перечислены основания для корректировки планового документа и ситуации, в которых учреждения могут вносить в него поправки сразу, без составления соответствующих обоснований. Кроме того, вместо права органов-учредителей определять особенности работы с планом введена их обязанность включать в свои порядки ряд положений. В нормативных актах учредителей должны прописываться, например, порядок внесения изменений в план и полномочия органа-учредителя или учреждения по внесению изменений (п. 4 Требований № 186н).
Основания для корректировки.
Причины внесения поправок в план ФХД перечислены в п. 12 Требований № 186н и, как правило, дублируются в порядках составления и утверждения плана, изданных «на местах». К таким причинам относятся:
-
использование остатков средств, образовавшихся на начало текущего года (в том числе целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений);
-
изменение объемов запланированных доходов, объемов и (или) направлений расходов, в том числе в связи:
-
с изменением объемов субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания, целевой субсидии, субсидии на осуществление капвложений, гранта;
-
с изменением объема оказания платных услуг, выполнения платных работ;
-
с изменением объемов безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц;
-
с поступлением средств дебиторской задолженности прошлых лет, не включенных в показатели плана при его составлении;
-
с увеличением выплат по неисполненным обязательствам прошлых лет, не включенных в план при его составлении.
Как видим, исправлять план ФХД необходимо при возникновении любого финансового события, ранее не учтенного в данном документе. В настоящий момент таких событий у учреждений много. Прежде всего причина заключается в сокращении внебюджетной деятельности (объемов предоставления дополнительных платных услуг). Но уменьшиться могут и объемы, выполняемые в рамках государственного (муниципального) задания. А значит, корректировке должны подвергнуться как запланированные доходы, так и расходы, которые предполагалось осуществлять за счет того или иного источника.
Еще одна причина для внесения изменений в план – реорганизация учреждения (пп. «в» п. 12, 16 Требований № 186н). Действия бюджетного учреждения здесь должны быть следующими.
Форма реорганизации |
Особенности внесения изменений в план ФХД |
---|---|
Присоединение, слияние |
Показатели плана учреждения-правопреемника формируются с учетом показателей планов реорганизуемых учреждений, прекращающих свою деятельность, путем построчного суммирования показателей поступлений и выплат |
Выделение |
Показатели плана реорганизуемого учреждения уменьшаются на показатели поступлений и выплат планов вновь возникших юридических лиц |
Разделение |
Показатели планов вновь возникших юридических лиц формируются путем разделения показателей поступлений и выплат плана реорганизованного учреждения, прекращающего деятельность |
После завершения реорганизации показатели поступлений и выплат планов ФХД реорганизованных учреждений при суммировании должны соответствовать показателям планов учреждений до начала реорганизации.
Периодичность внесения изменений.
В Требованиях № 186н нет каких-либо ограничений по срокам и периодичности внесения изменений в план ФХД, но их часто устанавливает в своем порядке орган-учредитель (хотя случаи, когда периодичность не определена, тоже нередки). Приведем несколько примеров.
Орган-учредитель |
Нормативный акт |
Периодичность внесения изменений в план ФХД |
---|---|---|
Минсельхоз (в отношении подведомственных федеральных бюджетных учреждений) |
Приказ Минсельхоза РФ от 20.12.2019 № 710 |
Не чаще раза в квартал |
Минобразования Иркутской области |
Приказ министерства образования Иркутской области от 25.11.2019 № 83-мпр |
Не чаще раза в квартал (кроме случаев, связанных с изменением финансирования со стороны учредителя) |
Департамент здравоохранения Костромской области |
Приказ департамента здравоохранения Костромской области от 31.05.2019 № 271 |
До 10 апреля, 10 июля, 10 октября текущего года |
Минсоцполитики Свердловской области |
Приказ министерства социальной политики Свердловской области от 07.08.2019 № 337 |
В течение 10 рабочих дней с момента наступления факта хозяйственной деятельности |
Минздрав Самарской области |
Приказ министерства здравоохранения Самарской области от 10.01.2020 № 1-н |
Не более двух раз в месяц (за некоторыми исключениями) |
Таким образом, если орган-учредитель никак не регулирует в своем порядке периодичность внесения поправок в план ФХД, учреждение может вносить их весь текущий год – по мере необходимости. Такое правило существенно облегчит работу в сегодняшних условиях, когда доходы и расходы подвергаются масштабному пересмотру. Не возникнет трудностей и у тех бюджетных учреждений, для которых предусмотрена возможность частых уточнений (что, например, сделал минздрав Самарской области – см. таблицу выше).
Но орган-учредитель может установить квартальную периодичность – и тогда вероятны сложности. Если изменение плановых показателей не подпадает под исключения, когда можно исправлять план ФХД в оперативном режиме (они прописаны, например, в порядке минобразования Иркутской области – см. таблицу), либо подобные исключения не указаны вовсе, целесообразно обратиться за разъяснениями к учредителю. Ведь сейчас уточнения плана ФХД зачастую обусловлены срочной потребностью в закупке (скажем, медицинских масок, антисептиков и пр.), а закупить товар можно только после корректировки плана ФХД и плана-графика (ч. 7, п. 2 ч. 8 ст. 16 Закона о контрактной системе[3]).
Таким образом, при необходимости проведения незапланированных закупок последовательность действий очевидна: сначала уточняется план ФХД, потом план-график и лишь затем приобретается нужный товар. В других же ситуациях можно действовать в обратной последовательности: сначала возникает факт хозяйственной жизни (например, уменьшение доходов от платных услуг, отказ от ряда запланированных расходов), а потом данный факт отражается в плане ФХД. Некоторые органы-учредители (в частности, минсоцполитики Свердловской области – см. таблицу) предусмотрели это в своих порядках.
Обоснование изменений.
Как и первоначальные показатели, формируемые при утверждении плана ФХД, его изменения теперь тоже нужно обосновывать – новые расчеты должны формироваться только в отношении тех показателей, которые подлежат исправлению (п. 14 Требований № 186н). Правда, Минфин установил несколько исключений. Если показатель изначально не был учтен в плане, уточнять последний можно без предварительной корректировки расчетов. В силу п. 15 Требований № 186н под такое исключение попадают:
1) поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, от возмещения ущерба, недостач, выявленных в текущем году, вследствие решения суда или на основании исполнительных документов;
2) выплаты по возврату в бюджет субсидий прошлых лет, возмещению ущерба, уплате штрафов (в том числе административных), а также по решению суда, на основании исполнительных документов.
То есть когда бюджетное учреждение, например, проиграло дело в суде и с него взыскиваются денежные средства, отразить эти выплаты в плане можно без составления таблиц-обоснований. А вот изменение остальных поступлений и выплат (то же сокращение доходов) обосновывать придется.
Покажем, как это сделать, на примере расчета поступлений от оказания услуг (выполнения работ) сверх установленного задания, когда внебюджетные доходы учреждения снизились из-за карантинных мер и ограничения деятельности. Для сравнения приведем две таблицы – с первоначальными и уточненными показателями (данные условны). Обе таблицы составлены только на текущий (2020) год.
Расчет первоначальных показателей.
Наименование услуги (работы) |
Плата (тариф) за единицу услуги (работы), руб. |
Планируемый объем оказания услуг (выполнения работ) |
Общий объем планируемых поступлений, руб. |
---|---|---|---|
Услуги бассейна, посещений |
300,00 |
3 000 |
900 000,00 |
Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, шт. |
200 000,00 |
3 |
600 000,00 |
Итого |
х |
х |
1 500 000,00 |
Расчет измененных показателей.
Наименование услуги (работы) |
Плата (тариф) за единицу услуги (работы), руб. |
Планируемый объем оказания услуг (выполнения работ) |
Общий объем планируемых поступлений, руб. |
---|---|---|---|
Услуги бассейна, посещений |
300,00 |
2 400 |
720 000,00 |
Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, шт. |
200 000,00 |
1 |
200 000,00 |
Итого |
х |
х |
920 000,00 |
Уточненные показатели отражаются в соответствующей строке плана ФХД (в нашем случае – «Доходы от оказания платных услуг (работ)»). Обычно учреждение составляет новый план, учитывающий все внесенные изменения, а иногда органы-учредители требуют подать вместе с расчетами и обновленным планом пояснительную записку, в которой раскрываются причины вносимых поправок.
В качестве второго примера возьмем обоснование выплат, связанных со служебными командировками. Предположим, что из-за карантинных мер бюджетное учреждение уменьшило число запланированных командировок сотрудников с 20 до 14 (в том числе отменило одну зарубежную поездку). Вот как могут выглядеть первоначальная и уточненная таблицы-обоснования на 2020 год (данные условны).
Расчет первоначальных показателей.
Наименование показателя |
Средний размер выплаты на сотрудника, руб. |
Количество получателей выплаты, чел. |
Количество дней |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|---|
Компенсации работникам расходов по проезду к месту командировки и обратно (авиабилеты) |
15 000,00 |
5 |
– |
75 000,00 |
Компенсации работникам расходов по проезду к месту командировки и обратно (железнодорожные билеты) |
8 000,00 |
15 |
– |
120 000,00 |
Компенсации работникам расходов по найму жилого помещения в период командирования (на территории России) |
2 000,00 |
19 |
4 |
152 000,00 |
Компенсации работникам расходов по найму жилого помещения в период командирования (на территории иностранного государства) |
5 000,00 |
1 |
5 |
25 000,00 |
Выплата суточных при служебных командировках по России |
700,00 |
19 |
4 |
53 200,00 |
Выплата суточных при зарубежных командировках |
2 500,00 |
1 |
5 |
12 500,00 |
Компенсации работникам расходов на оформление визы |
6 000,00 |
1 |
– |
6 000,00 |
Итого |
х |
х |
х |
443 700,00 |
Расчет измененных показателей.
Наименование показателя |
Средний размер выплаты на сотрудника, руб. |
Количество получателей выплаты, чел. |
Количество дней |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|---|
Компенсации работникам расходов по проезду к месту командировки и обратно (авиабилеты) |
15 000,00 |
3 |
– |
45 000,00 |
Компенсации работникам расходов по проезду к месту командировки и обратно (железнодорожные билеты) |
8 000,00 |
11 |
– |
88 000,00 |
Компенсации работникам расходов по найму жилого помещения в период командирования (на территории России) |
2 000,00 |
14 |
4 |
112 000,00 |
Компенсации работникам расходов по найму жилого помещения в период командирования (на территории иностранного государства) |
– |
– |
– |
– |
Выплата суточных при служебных командировках по России |
700,00 |
14 |
4 |
39 200,00 |
Выплата суточных при зарубежных командировках |
– |
– |
– |
– |
Компенсации работникам расходов на оформление визы |
– |
– |
– |
– |
Итого |
х |
х |
х |
284 200,00 |
Новую сумму нужно вписать в строку плана ФХД «Прочие выплаты персоналу, в том числе компенсационного характера».
Утверждение изменений.
Поскольку при внесении изменений составляется новый план (его новая редакция), основные правила утверждения будут такими же, как и для первоначальной версии документа. Согласно абз. 2 п. 46 Требований № 186н план финансово хозяйственной деятельности учреждения утверждается его уполномоченным лицом, если решением органа-учредителя не установлен иной порядок утверждения.
Многие учредители пользуются этой возможностью и разрабатывают иные или дополнительные правила. В частности, департамент здравоохранения Костромской области (реквизиты акта приведены во второй таблице статьи) установил, что первоначальный план финансово хозяйственной деятельности учреждения утверждается директором департамента или его заместителем, имеющим право подписи финансовых документов, а план с учетом изменений – уже руководителем учреждения. А комитет по управлению государственным имуществом Ленинградской области в Приказе от 19.12.2019 № 38 предусмотрел, что подведомственные учреждения должны в течение пяти рабочих дней после утверждения измененного плана направить его в комитет для согласования.
Обязал подведомственные учреждения соблюдать процедуру согласования и департамент образования Орловской области – правда, это надо делать перед утверждением плана. В Приказе от 19.07.2019 № 1176 орган власти прописал, что план, доработанный учреждением, сначала проверяется на соответствие расчетным показателям, установленным нормативам, доведенным объемам финансирования, на предмет полноты и правильности заполнения форм. Затем план согласовывается внутри департамента и утверждается его руководителем, а далее передается в учреждение.
Многоэтапную процедуру утверждения скорректированного плана ФХД также разработал минздрав Московской области (см. Распоряжение от 12.12.2019 № 112-Р), но его подведомственные учреждения должны формировать план в электронном виде и совершать все действия в программном продукте. Планы с учетом изменений тоже подписывает представитель министерства.
После утверждения новой версии планового документа ее надо разместить на официальном сайте bus.gov.ru – на это отведено пять рабочих дней. Данная норма, восходящая к положениям п. 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта[4], тоже присутствует в порядках органов-учредителей.
Заключение.
Уточнение показателей плана ФХД стало важным этапом работы, повышающим степень достоверности данного документа. Теперь эта процедура прописана более четко, чем раньше, – и в Требованиях № 186н, и в порядках, применяемых «на местах».
Решение о внесении изменений в план принимает руководитель учреждения, а основания и периодичность внесения поправок, порядок работы устанавливает орган-учредитель. Главным же новшеством, повлиявшим на сам процесс корректировки учреждением планового документа, стала необходимость составлять таблицы-обоснования в отношении всех изменяемых показателей, которые присутствовали в предыдущей версии плана.
[1] Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.
[2] Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н.
[3] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[4] Утвержден Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н.