Автор: Зайцева Г., эксперт журнала

Журнал "Руководитель бюджетной организации" № 5/2020

В условиях, когда текущая деятельность бюджетных учреждений кардинально изменилась, корректировка планов финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) неизбежна. Снижение объема доходов, отказ от ряда ранее запланированных расходов, приостановка части закупок и срочная потребность в других приобретениях – все это влечет необходимость внесения поправок в плановый документ. Расскажем, в каких случаях и как часто его надо корректировать.

Сейчас процедура внесения изменений в план ФХД регламентирована в большей степени, чем раньше. Требования № 81н[1], утратившие силу 01.01.2020, не содержали четких указаний по этому поводу, хотя органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, могли устанавливать (и в ряде случаев устанавливали) для подведомственных учреждений дополнительные правила, касающиеся процедуры внесения изменений.

В Требованиях № 186н[2] конкретики больше. Здесь перечислены основания для корректировки планового документа и ситуации, в которых учреждения могут вносить в него поправки сразу, без составления соответствующих обоснований. Кроме того, вместо права органов-учредителей определять особенности работы с планом введена их обязанность включать в свои порядки ряд положений. В нормативных актах учредителей должны прописываться, например, порядок внесения изменений в план и полномочия органа-учредителя или учреждения по внесению изменений (п. 4 Требований № 186н).

Основания для корректировки.

Причины внесения поправок в план ФХД перечислены в п. 12 Требований № 186н и, как правило, дублируются в порядках составления и утверждения плана, изданных «на местах». К таким причинам относятся:

  • использование остатков средств, образовавшихся на начало текущего года (в том числе целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений);

  • изменение объемов запланированных доходов, объемов и (или) направлений расходов, в том числе в связи:

    • с изменением объемов субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания, целевой субсидии, субсидии на осуществление капвложений, гранта;

    • с изменением объема оказания платных услуг, выполнения платных работ;

    • с изменением объемов безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц;

    • с поступлением средств дебиторской задолженности прошлых лет, не включенных в показатели плана при его составлении;

    • с увеличением выплат по неисполненным обязательствам прошлых лет, не включенных в план при его составлении.

Как видим, исправлять план ФХД необходимо при возникновении любого финансового события, ранее не учтенного в данном документе. В настоящий момент таких событий у учреждений много. Прежде всего причина заключается в сокращении внебюджетной деятельности (объемов предоставления дополнительных платных услуг). Но уменьшиться могут и объемы, выполняемые в рамках государственного (муниципального) задания. А значит, корректировке должны подвергнуться как запланированные доходы, так и расходы, которые предполагалось осуществлять за счет того или иного источника.

Еще одна причина для внесения изменений в план – реорганизация учреждения (пп. «в» п. 12, 16 Требований № 186н). Действия бюджетного учреждения здесь должны быть следующими.

Форма реорганизации

Особенности внесения изменений в план ФХД

Присоединение, слияние

Показатели плана учреждения-правопреемника формируются с учетом показателей планов реорганизуемых учреждений, прекращающих свою деятельность, путем построчного суммирования показателей поступлений и выплат

Выделение

Показатели плана реорганизуемого учреждения уменьшаются на показатели поступлений и выплат планов вновь возникших юридических лиц

Разделение

Показатели планов вновь возникших юридических лиц формируются путем разделения показателей поступлений и выплат плана реорганизованного учреждения, прекращающего деятельность

После завершения реорганизации показатели поступлений и выплат планов ФХД реорганизованных учреждений при суммировании должны соответствовать показателям планов учреждений до начала реорганизации.

Периодичность внесения изменений.

В Требованиях № 186н нет каких-либо ограничений по срокам и периодичности внесения изменений в план ФХД, но их часто устанавливает в своем порядке орган-учредитель (хотя случаи, когда периодичность не определена, тоже нередки). Приведем несколько примеров.

Орган-учредитель

Нормативный акт

Периодичность внесения изменений в план ФХД

Минсельхоз (в отношении подведомственных федеральных бюджетных учреждений)

Приказ Минсельхоза РФ от 20.12.2019 № 710

Не чаще раза в квартал

Минобразования Иркутской области

Приказ министерства образования Иркутской области от 25.11.2019 № 83-мпр

Не чаще раза в квартал (кроме случаев, связанных с изменением финансирования со стороны учредителя)

Департамент здравоохранения Костромской области

Приказ департамента здравоохранения Костромской области от 31.05.2019 № 271

До 10 апреля, 10 июля, 10 октября текущего года

Минсоцполитики Свердловской области

Приказ министерства социальной политики Свердловской области от 07.08.2019 № 337

В течение 10 рабочих дней с момента наступления факта хозяйственной деятельности

Минздрав Самарской области

Приказ министерства здравоохранения Самарской области от 10.01.2020 № 1-н

Не более двух раз в месяц (за некоторыми исключениями)

Таким образом, если орган-учредитель никак не регулирует в своем порядке периодичность внесения поправок в план ФХД, учреждение может вносить их весь текущий год – по мере необходимости. Такое правило существенно облегчит работу в сегодняшних условиях, когда доходы и расходы подвергаются масштабному пересмотру. Не возникнет трудностей и у тех бюджетных учреждений, для которых предусмотрена возможность частых уточнений (что, например, сделал минздрав Самарской области – см. таблицу выше).

Но орган-учредитель может установить квартальную периодичность – и тогда вероятны сложности. Если изменение плановых показателей не подпадает под исключения, когда можно исправлять план ФХД в оперативном режиме (они прописаны, например, в порядке минобразования Иркутской области – см. таблицу), либо подобные исключения не указаны вовсе, целесообразно обратиться за разъяснениями к учредителю. Ведь сейчас уточнения плана ФХД зачастую обусловлены срочной потребностью в закупке (скажем, медицинских масок, антисептиков и пр.), а закупить товар можно только после корректировки плана ФХД и плана-графика (ч. 7, п. 2 ч. 8 ст. 16 Закона о контрактной системе[3]).

Таким образом, при необходимости проведения незапланированных закупок последовательность действий очевидна: сначала уточняется план ФХД, потом план-график и лишь затем приобретается нужный товар. В других же ситуациях можно действовать в обратной последовательности: сначала возникает факт хозяйственной жизни (например, уменьшение доходов от платных услуг, отказ от ряда запланированных расходов), а потом данный факт отражается в плане ФХД. Некоторые органы-учредители (в частности, минсоцполитики Свердловской области – см. таблицу) предусмотрели это в своих порядках.

Обоснование изменений.

Как и первоначальные показатели, формируемые при утверждении плана ФХД, его изменения теперь тоже нужно обосновывать – новые расчеты должны формироваться только в отношении тех показателей, которые подлежат исправлению (п. 14 Требований № 186н). Правда, Минфин установил несколько исключений. Если показатель изначально не был учтен в плане, уточнять последний можно без предварительной корректировки расчетов. В силу п. 15 Требований № 186н под такое исключение попадают:

1) поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, от возмещения ущерба, недостач, выявленных в текущем году, вследствие решения суда или на основании исполнительных документов;

2) выплаты по возврату в бюджет субсидий прошлых лет, возмещению ущерба, уплате штрафов (в том числе административных), а также по решению суда, на основании исполнительных документов.

То есть когда бюджетное учреждение, например, проиграло дело в суде и с него взыскиваются денежные средства, отразить эти выплаты в плане можно без составления таблиц-обоснований. А вот изменение остальных поступлений и выплат (то же сокращение доходов) обосновывать придется.

Покажем, как это сделать, на примере расчета поступлений от оказания услуг (выполнения работ) сверх установленного задания, когда внебюджетные доходы учреждения снизились из-за карантинных мер и ограничения деятельности. Для сравнения приведем две таблицы – с первоначальными и уточненными показателями (данные условны). Обе таблицы составлены только на текущий (2020) год.

Расчет первоначальных показателей.

Наименование услуги (работы)

Плата (тариф) за единицу услуги (работы), руб.

Планируемый объем оказания услуг (выполнения работ)

Общий объем планируемых поступлений, руб.

Услуги бассейна, посещений

300,00

3 000

900 000,00

Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, шт.

200 000,00

3

600 000,00

Итого

х

х

1 500 000,00

Расчет измененных показателей.

Наименование услуги (работы)

Плата (тариф) за единицу услуги (работы), руб.

Планируемый объем оказания услуг (выполнения работ)

Общий объем планируемых поступлений, руб.

Услуги бассейна, посещений

300,00

2 400

720 000,00

Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, шт.

200 000,00

1

200 000,00

Итого

х

х

920 000,00

Уточненные показатели отражаются в соответствующей строке плана ФХД (в нашем случае – «Доходы от оказания платных услуг (работ)»). Обычно учреждение составляет новый план, учитывающий все внесенные изменения, а иногда органы-учредители требуют подать вместе с расчетами и обновленным планом пояснительную записку, в которой раскрываются причины вносимых поправок.

В качестве второго примера возьмем обоснование выплат, связанных со служебными командировками. Предположим, что из-за карантинных мер бюджетное учреждение уменьшило число запланированных командировок сотрудников с 20 до 14 (в том числе отменило одну зарубежную поездку). Вот как могут выглядеть первоначальная и уточненная таблицы-обоснования на 2020 год (данные условны).

Расчет первоначальных показателей.

Наименование показателя

Средний размер выплаты на сотрудника, руб.

Количество получателей выплаты, чел.

Количество дней

Сумма, руб.

Компенсации работникам расходов по проезду к месту командировки и обратно (авиабилеты)

15 000,00

5

75 000,00

Компенсации работникам расходов по проезду к месту командировки и обратно (железнодорожные билеты)

8 000,00

15

120 000,00

Компенсации работникам расходов по найму жилого помещения в период командирования (на территории России)

2 000,00

19

4

152 000,00

Компенсации работникам расходов по найму жилого помещения в период командирования (на территории иностранного государства)

5 000,00

1

5

25 000,00

Выплата суточных при служебных командировках по России

700,00

19

4

53 200,00

Выплата суточных при зарубежных командировках

2 500,00

1

5

12 500,00

Компенсации работникам расходов на оформление визы

6 000,00

1

6 000,00

Итого

х

х

х

443 700,00

Расчет измененных показателей.

Наименование показателя

Средний размер выплаты на сотрудника, руб.

Количество получателей выплаты, чел.

Количество дней

Сумма, руб.

Компенсации работникам расходов по проезду к месту командировки и обратно (авиабилеты)

15 000,00

3

45 000,00

Компенсации работникам расходов по проезду к месту командировки и обратно (железнодорожные билеты)

8 000,00

11

88 000,00

Компенсации работникам расходов по найму жилого помещения в период командирования (на территории России)

2 000,00

14

4

112 000,00

Компенсации работникам расходов по найму жилого помещения в период командирования (на территории иностранного государства)

Выплата суточных при служебных командировках по России

700,00

14

4

39 200,00

Выплата суточных при зарубежных командировках

Компенсации работникам расходов на оформление визы

Итого

х

х

х

284 200,00

Новую сумму нужно вписать в строку плана ФХД «Прочие выплаты персоналу, в том числе компенсационного характера».

Утверждение изменений.

Поскольку при внесении изменений составляется новый план (его новая редакция), основные правила утверждения будут такими же, как и для первоначальной версии документа. Согласно абз. 2 п. 46 Требований № 186н план финансово хозяйственной деятельности учреждения утверждается его уполномоченным лицом, если решением органа-учредителя не установлен иной порядок утверждения.

Многие учредители пользуются этой возможностью и разрабатывают иные или дополнительные правила. В частности, департамент здравоохранения Костромской области (реквизиты акта приведены во второй таблице статьи) установил, что первоначальный план финансово хозяйственной деятельности учреждения утверждается директором департамента или его заместителем, имеющим право подписи финансовых документов, а план с учетом изменений – уже руководителем учреждения. А комитет по управлению государственным имуществом Ленинградской области в Приказе от 19.12.2019 № 38 предусмотрел, что подведомственные учреждения должны в течение пяти рабочих дней после утверждения измененного плана направить его в комитет для согласования.

Обязал подведомственные учреждения соблюдать процедуру согласования и департамент образования Орловской области – правда, это надо делать перед утверждением плана. В Приказе от 19.07.2019 № 1176 орган власти прописал, что план, доработанный учреждением, сначала проверяется на соответствие расчетным показателям, установленным нормативам, доведенным объемам финансирования, на предмет полноты и правильности заполнения форм. Затем план согласовывается внутри департамента и утверждается его руководителем, а далее передается в учреждение.

Многоэтапную процедуру утверждения скорректированного плана ФХД также разработал минздрав Московской области (см. Распоряжение от 12.12.2019 № 112-Р), но его подведомственные учреждения должны формировать план в электронном виде и совершать все действия в программном продукте. Планы с учетом изменений тоже подписывает представитель министерства.

После утверждения новой версии планового документа ее надо разместить на официальном сайте bus.gov.ru – на это отведено пять рабочих дней. Данная норма, восходящая к положениям п. 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта[4], тоже присутствует в порядках органов-учредителей.

Заключение.

Уточнение показателей плана ФХД стало важным этапом работы, повышающим степень достоверности данного документа. Теперь эта процедура прописана более четко, чем раньше, – и в Требованиях № 186н, и в порядках, применяемых «на местах».

Решение о внесении изменений в план принимает руководитель учреждения, а основания и периодичность внесения поправок, порядок работы устанавливает орган-учредитель. Главным же новшеством, повлиявшим на сам процесс корректировки учреждением планового документа, стала необходимость составлять таблицы-обоснования в отношении всех изменяемых показателей, которые присутствовали в предыдущей версии плана.


[1] Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

[2] Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н.

[3] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[4] Утвержден Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н.