Автор: Сизонова О., главный редактор журнала

Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение" № 2/2020

Учредитель планирует сменить тип бюджетного учреждения на казенное. Как изменится правовое положение учреждения?

Правовое положение казенного учреждения во многом отличается от правового положения бюджетного учреждения. Для наглядности в таблице сравним правовое положение бюджетного и казенного учреждений.

Критерии сравнения

Бюджетное учреждение (БУ)

Казенное учреждение (КУ)

Нормативный документ, регламентирующий правовое положение учреждений

Федеральный закон № 7-ФЗ* (особенности его правового положения определены ст. 9.2 указанного закона)

Бюджетный кодекс (особенности его правового положения определены ст. 161 БК РФ)

Основная деятельность

Выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (является основанием для формирования государственного (муниципального) задания) (п. 1 – 3 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ)

Оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (ст. 6 БК РФ)

Финансовое обеспечение основной деятельности

Субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ)

Бюджетная смета (ст. 6, п. 2 ст. 161 БК РФ)

Приносящая доход деятельность

Осуществляется, если преду­смотрена в учредительных документах. Доходы и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 298 ГК РФ)

Осуществляется, если преду­смотрена в учредительных документах. Доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Имущественные права

Имущество закрепляется за БУ на праве оперативного управления (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

БУ не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, БУ вправе распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ)

Имущество закрепляется за КУ на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).

КУ не вправе распоряжаться всем имуществом без согласия собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Заключение договоров, (контрактов), исполнение обязательств

От своего имени. Собственник имущества БУ не несет ответственности по обязательствам БУ (за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам, в отношении которых собственник имущества БУ несет субсидиарную ответственность при недостаточности имущества учреждения) (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ)

От имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (п. 5 ст. 161 БК РФ). Собственник имущества КУ несет субсидиарную ответственность по обязательствам КУ (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Кассовое обслуживание

Через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства (финансовых органах) (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ)

Через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства (финансовых органах) (п. 4 ст. 161 БК РФ)

Закупки

В рамках Федерального закона № 44-ФЗ**. При этом в отдельных случаях бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки с соблюдением требований Федерального закона № 223-ФЗ***

В рамках Федерального закона № 44-ФЗ

Бухгалтерский учет и отчетность

План счетов для бюджетных учреждений

Бюджетный план счетов

 *          Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

 **        Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 ***      Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В силу ст. 161 БК РФ казенное учреждение по своему правовому статусу, в отличие от бюджетного, является получателем бюджетных средств. Так, если БУ предоставляются субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, средства которых расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, то КУ финансируется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по бюджетной смете. Если БУ осуществляет приносящую доход деятельность и доходы от нее поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, то при ведении такой деятельности КУ доходы поступают в бюджет. Однако в упомянутом случае у учредителя есть право довести эти средства учреждению в виде дополнительного финансирования[1].

Какие мероприятия необходимо провести при изменении БУ на КУ?

Согласно п. 2 ст. 17.1 Федерального закона № 7-ФЗ порядок принятия решения об изменении типа бюджетного учреждения установлен:

  • для федеральных учреждений – в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 539;

  • для учреждений субъектов РФ – в постановлениях высших исполнительных органов госвласти субъекта РФ;

  • для муниципальных учреждений – в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.

Распоряжение об изменение типа учреждения готовит соответствующий орган власти – учредитель. В нем указываются:

  • наименования существующего и создаваемого учреждений с указанием их типов;

  • наименование органа-учредителя;

  • информация об изменении (сохранении) основных целей деятельности учреждения;

  • информация об изменении (сохранении) штатной численности;

  • перечень мероприятий при изменение типа учреждения с указанием сроков их проведения.

В данном перечне, в частности, предусматриваются следующие мероприятия:

1) подготовка и утверждение изменений в уставе учреждения, направление изменений на государственную регистрацию, переоформление лицензий;

2) внесение изменений в реестр участников бюджетного процесса;

3) размещение информации на официальном сайте;

4) замена печатей и штампов, бланков;

5) уведомление руководителя и работников об изменение типа учреждения, подготовка дополнительных соглашений к трудовым договорам с руководителем и работниками учреждения;

6) проведение инвентаризации всех активов и обязательств учреждения;

7) формирование заключительной отчетности БУ;

8) организация ведения бухгалтерского учета (перевод остатков с плана счетов БУ на план счетов КУ);

9) закрытие лицевых счетов БУ, открытие лицевых счетов КУ;

10) уведомление контрагентов (кредиторов, дебиторов, налоговой службы и иных органов) об смена типа учреждения и подготовка дополнительных соглашений к договорам (контрактам).

При изменении типа БУ на КУ могут ли остаться неисполненные обязательства перед кредиторами в рамках деятельности по выполнению муниципального задания (в том числе просроченная кредиторская задолженность)?

При изменении типа учреждения все незавершенные расчеты с кредиторами (остатки по соответствующим аналитическим счетам) подлежат переводу с плана счетов бюджетного учреждения на план счетов казенного учреждения.

Что касается просроченной кредиторской задолженности, учреждению до изменения типа следует выяснить причины ее образования и принять меры по ее погашению. А в случае, если кредиторская задолженность не будет востребована кредиторами (не будет подтверждена кредитором), она подлежит списанию с балансовых счетов и принятию на забалансовый счет 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». Если выяснится, что в отношении данной задолженности срок исковой давности истек, а также в случае ликвидации юридического лица (смерти физического лица) кредиторская задолженность списывается с учета безвозвратно на основании решения инвентаризационной комиссии (комиссии по поступлению и выбытию активов) в порядке, установленном в учетной политике учреждения.

При изменении типа КУ на БУ подлежит ли переносу дебиторская задолженность по расчетам по доходам (в том числе просроченная)?

При изменении типа учреждения все незавершенные расчеты по доходам (остатки по соответствующим аналитическим счетам) подлежат переводу с плана счетов бюджетного учреждения на план счетов казенного учреждения.

В отношении просроченной дебиторской задолженности учреждению следует до изменения типа выяснить причины ее образования и принять меры по ее возврату, а в случае ее признания сомнительной – списать с балансового учета на забалансовый учет.

Дебиторская задолженность признается сомнительной, когда она не погашена в срок и по ней в обозримом будущем поступление денежных средств или их эквивалентов в погашение (исполнение) данной задолженности не ожидается. Под обозримым будущим понимается период не менее трех лет (Письмо Минфина РФ от 17.04.2019 № 02-07-10/27662).

При признании дебиторской задолженности сомнительной она подлежит списанию со счетов балансового учета и переносу на забалансовый счет 04 «Сомнительная задолженность».

Если просроченная дебиторская задолженность, числящаяся на балансовых счетах, признана безнадежной к взысканию, она подлежит списанию без принятия ее на забалансовый счет 04.

Сомнительная задолженность может быть списана с балансового (забалансового) учета на основании решения инвентаризационной комиссии (комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов) о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ.

Какие корреспонденции счетов используются при переводе остатков в связи с изменением БУ на КУ?

При смена типа учреждения с бюджетного на казенное следует руководствоваться инструкциями № 162н[2], 174н[3]. При этом необходимо учитывать:

  • Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, доведенные Письмом Минфина РФ от 25.04.2011 № 02-06-07/1546;

  • Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, доведенные Письмом Минфина РФ от 22.12.2011 № 02-06-07/5236.

В силу указанных рекомендаций перевод остатков по счетам при изменении типа учреждения осуществляется на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением:

  • счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» – если переход осуществляется в течение финансового года;

  • счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» – с начала финансового года.

Например, операции по переводу остатков по счетам при изменении типа учреждения с БУ на КУ в течение финансового года оформляются следующими бухгалтерскими записями (за исключением операций с денежными средствами и по расчетам с учредителем):

Содержание операции

Дебет

Кредит

В учете БУ – передающей стороны (п. 146, 147 Инструкции № 174н)

Переданы нефинансовые активы, в том числе:

 

 

– основные средства

0 304 06 832

0 101 хх 410

– нематериальные активы

0 102 хх 420

– непроизведенные активы

0 103 хх 430

– материальные запасы

0 105 хх 44х

– вложения в нефинансовые активы

0 106 хх ххх

– нефинансовые активы в пути

0 107 хх ххх

– себестоимость готовой продукции (в части незавершенного производства продукции)

0 109 60 ххх

Переданы суммы начисленной амортизации на объекты нефинансовых активов, в том числе:

 

 

– основные средства

0 104 хх 411

0 304 06 732

– нематериальные активы

0 104 39 421

Переданы суммы убытка от обесценения нефинансовых активов, в том числе:

 

 

– основных средств

0 114 хх 412

0 304 06 732

– нематериальных активов

0 114 39 422

– непроизведенных активов

0 114 6х 432

Переданы финансовые активы (за исключением денежных средств)

0 304 06 832

0 201 35 610

0 204 хх ххх

0 205 хх 66х

0 206 хх 66х

0 208 хх 66х

0 209 хх 66х

0 210 11 66х

0 210 12 66х

0 210 13 66х

Передана дебиторская задолженность:

 

 

– при расчетах по доходам, с подотчетными лицами, по ущербу имуществу и иным доходам (кредитовое сальдо)

0 205 хх 56х

0 208 хх 56х

0 209 хх 56х

0 304 06 732

– при переплате обязательных платежей в бюджет (дебетовое сальдо)

0 304 06 832

0 303 хх 73х

Передана кредиторская задолженность (в сумме возникших обязательств)

0 302 хх 83х

0 303 хх 83х

0 304 02 83х

0 304 03 83х

0 304 06 732

Передан финансовый результат учреждения в части:

 

 

– доходов текущего финансового года

0 401 10 ххх

0 304 06 732

– доходов будущих периодов

0 401 40 ххх

– резервов предстоящих расходов

0 401 60 ххх

– расходов текущего финансового года

0 304 06 832

0 401 20 ххх

– расходов будущих периодов

0 401 50 ххх

В учете КУ – принимающей стороны (п. 111.1 Инструкции № 162н)

Приняты к учету нефинансовые активы, в том числе:

 

 

– основные средства

1 101 хх 310

1 304 06 732

– нематериальные активы

1 102 хх 320

– непроизведенные активы

1 103 хх 330

– материальные запасы

1 105 3х 34х

– вложения в нефинансовые активы

1 106 хх ххх

– нефинансовые активы в пути

1 107 хх ххх

– себестоимость готовой продукции (в части незавершенного производства продукции)

1 109 60 ххх

Принята к учету сумма начисленной амортизации на объекты нефинансовых активов, в том числе:

 

 

– основные средства

1 304 06 832

1 104 хх 411

– нематериальные активы

 

1 104 39 421

Принята сумма убытка от обесценения нефинансовых активов, в том числе:

 

 

– основных средств

1 304 06 832

1 114 хх 412

– нематериальных активов

1 114 39 422

– непроизведенных активов

1 114 6х 432

Приняты к учету финансовые активы (за исключением денежных средств)

1 201 35 510

1 204 хх ххх

1 205 хх 56х

1 206 хх 56х

1 208 хх 56х

1 209 хх 56х

1 210 11 56х

1 210 12 56х

1 210 13 56х

1 304 06 732

Приняты к учету расчеты по обязательствам

1 304 06 832

1 302 хх 73х

1 303 хх 73х

1 304 хх ххх

Приняты к учету показатели финансового результата в части:

 

 

– доходов текущего финансового года

1 304 06 832

1 401 10 ххх

– доходов будущих периодов

1 401 40 ххх

– резервов предстоящих расходов

1 401 6х ххх

– расходов текущего финансового года

1 401 20 ххх

1 304 06 732

– расходов будущих периодов

1 401 50 ххх

 При переходе с плана счетов бюджетного учреждения на план счетов казенного учреждения необходимо учитывать следующее.

Исходящие остатки на счетах БУ по КВФО 2, 4 при изменении типа у КУ отражаются как входящие по КВФО 1.

Исходящие остатки на счетах БУ по КВФО 3 при изменении типа у КУ отражаются как входящие остатки по КВФО 3.

Исходящие остатки БУ по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» не передаются КУ. Порядок отражения операций по завершению таких расчетов у БУ необходимо согласовать с учредителем.

Денежные средства на лицевых счетах БУ (в том числе от приносящей доход деятельности, остатки субсидий) перечисляются в бюджет в порядке, установленном учредителем.

В части входящих остатков по счетам расчетов по доходам (поступлениям), подлежащим зачислению в бюджет (входящие дебетовые остатки у КУ по счетам 1 205 00 000, 1 209 00 000, 1 303 00 000), надлежит сформировать дополнительную бухгалтерскую запись по начислению задолженности учреждения перед бюджетом по кредиту счета 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам счета 0 500 00 000, отраженные в учете БУ, не переносятся в учет КУ. При этом показатели (остатки) неисполненных обязательств текущего финансового года БУ подлежат перерегистрации у КУ.

Данные, отраженные у БУ на забалансовых счетах, переносятся на соответствующие забалансовые счета КУ.

[1] Часть 22 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

[2]Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.