Автор: Евгений Сивков

Источник: pppnr.ru

Нам в школе как-то странно преподают историю. Например, что мы знаем о Древнем Египте? Там строили пирамиды, верили в богов с головами животных, торжественно хоронили мумии кошек и крокодилов, плавали по Нилу на каких-то странных баржах, правили тамошним народом фараоны, и на всех фресках люди изображались почему-то исключительно в профиль. Да, ещё там писали при помощи иероглифов. И так – три тысячи лет подряд. А вот как тогда была устроена налоговая система? Каким образом фараоны на протяжении тысячелетий держали в покорности народ, проводили завоевательные походы, строили храмы и пирамиды? Откуда они брали на это деньги? И почему эта система в один прекрасный момент перестала работать? Попробуем разобраться. Может быть, обнаружим полезную для себя информацию.

Контроль и учёт

Оказывается, насчёт контроля и учёта первым сказал вовсе не великий Ленин. Это правило придумали в глубокой древности налоговики в Египте. До нас дошло множество записей на листах папируса, на которых проводился учёт земельных участков. На некоторых из них ставились три цифры: площадь участка, норма исчисления налога с единицы площади и общая сумма сбора. Если земля не возделывалась – на папирусе писали две цифры. Таким образом, учитывался фискальный резерв. Для разных форм собственности на землю применялись и разные виды учётных записей. Дело в том, что большая часть земли в Египте находилась в собственности государства (фараона), но до трети земли принадлежала храмам. Большая часть этих земель возделывалась крестьянами-арендаторами. Основным предметом контроля было определение владельца и площадей участков. Для этого была налажена система межевания земель. Раз в два года специальные чиновники проводили межевание, уточнённые данные затем вносились в учётные записи.

Контролёры – не под контролем

Интересно, что большую часть своей истории налоговая система Египта опиралась на принципы сбора дани. Размер дани в отличие от более прогрессивных налоговых систем опирался на субъективные критерии, налогооблагаемая база определялась «на глазок». Примерно так же, как это делают современные рэкетиры, абсолютно произвольно устанавливая плату за крышевание бизнеса. Чиновники в Древнем Египте фактически были такими рэкетирами, бандитами на службе государства. Правда, они несли персональную ответственность за выполнение налоговых планов. Но размер дани они устанавливали по собственному усмотрению. Кстати, сами они (как и судьи) от уплаты налогов были освобождены.

Как проводился сбор налогов с урожая. Чиновник делал соответствующие учётные записи, а затем следил за тем, чтобы налог (он взимался в натуральной форме, то есть зерном) был уплачён в полном объёме. И не важно, какой в этом году был урожай. Ставка налога от этого не менялась. С такой-то площади – столько-то мер зерна, и точка. Сбор урожая проводился под неусыпным наблюдением сборщика налогов. Затем весь собранный урожай перевозился в государственные или храмовые хранилища, там зерно взвешивали, государственную долю оставляли в хранилище, а налогоплательщик получал обратно долю урожая, превышавшую налоговую норму. Если эта доля, конечно, оставалась. Все стадии сбора налогов фиксировались документально.

Ещё одной важной отраслью экономики Египта издавна было скотоводство. Разведение коров и овец издавна практиковалось в долине Нила. Налоговые чиновники Египта поставили под контроль и этот вид деятельности. Каждые два года в стране проводилась всеобщая перепись скота. По её итогам составлялись учётные документы, а животных клеймили. В Древнем Египте взимался и налог с имущества. Для этих целей проводилась опись буквально всего, что налоговые инспекторы обнаруживали в крестьянских хижинах. Чиновник мог, к примеру, строго наказать семью, если обнаруживал, что хозяйка для приготовления обеда использовала неучтённое растительное масло.

Переписывалось не только имущество, учёту подлежали не только зерно и скот. В Египте регулярно проводились переписи населения. Отдельно учитывалось население трудоспособное. Для организации общественных работ требовалось точно знать, какова численность рабочей силы может быть предоставлена той или иной территорией (территориальные единицы Древнего Египта назывались номами).

Упадок и разрушение

История Древнего Египта знала взлёты и падения. В XVIII веке до н.э. в стране вспыхнуло восстание, вызванное безжалостными действиями налоговых чиновников. Возмущённые крестьяне врывались в государственные учреждения и сжигали учётные записи. В XVI веке до н.э. страну завоевали кочевники-гиксосы, после чего государство на протяжении 150 лет пребывало в хозяйственном и политическом оцепенении. Фараон-реформатор Эхнатон в XV веке до н.э. попытался ввести  монотеизм. Он закрыл храмы многочисленных звероголовых богов и заставил поклоняться египтян солнцу. После его смерти жрецы восстановили поклонение Амону, Осирису и прочим Исидам. А заодно они восстановили отменённые Эхнатоном налоговые льготы. Именно таким льготам посвящена надпись на знаменитом Розеттском камне, который был использован для расшифровки египетских иероглифов.

Для того чтобы пополнить казну (из-за налоговых льгот для храмов государство недополучало около 1/3 доходов) вXIV – XIII веках до н.э. великие фараоны-полководцы Тутмос III и Рамсес XII провели блестящие завоевательные походы. Были покорены Иудея, Финикия, Сирия, часть Аравии, Ливии и Эфиопии. Но не тут-то было: неэффективная система сбора налогов и чудовищная коррупция налоговиков и судей Древнего Египта привели к тому, что фараоны не смогли удержать завоёванное. Вначале египтянам дали отпор хетты, а затем ассирийцы и вавилоняне совершали завоевательные походы уже непосредственно в дельту Нила. Наконец, Египет был завоёван персами. Напрасно фараоны пытались изменить ситуацию. Все попытки обуздать жадность жрецов успеха не приносили. Фараоны, пытавшиеся отменить налоговые льготы храмам, внезапно умирали при самых загадочных обстоятельствах. Чиновников, которые были уличены в получении взяток, фараоны высылали на Аравийский полуостров (такая египетская Колыма), предварительно отрезав им носы. Количество безносого населения в Аравии не убывало десятилетиями – египетские чиновники готовы были рискнуть самой выдающейся частью тела, но не переставали брать взяток.

В конечном итоге в IV веке до н.э. Египет попал под власть эллинистической династии Птолемеев, родоначальник которой был полководцем в войске Александра Македонского.

Новые времена – старые нравы

Администрация Птолемеев установила в Египте жёсткий экономический режим. Он опирался на труд рабов и свободных арендаторов. Государство облагало население многочисленными налогами и владело различными монополиями. Налогов в эллинистическом Египте было великое множество. Налог с урожая зерна в размере 1/16 его стоимости взимался теперь как в натуральной, так и в денежной форме. Урожай  винограда облагался налогом по ставке 33 %. Акциз с вина, ввозимого в страну, взимался в том же размере. Налог с продаж составлял 10 % от стоимости товара. Оптовые сделки (в том числе по импорту-экспорту) облагались налогом в 2 %. Пятипроцентным налогом облагалась аренда помещения. А ещё чиновники Птолемеев додумались до взимания транспортного налога. Поскольку главным видом транспорта в Египте был речной – специальные чиновники во всех гаванях контролировали пассажирские перевозки и взимали налоги с каждого пассажира. При этом учитывался вид деятельности всех пассажиров речного судна с учётом доходности того или иного ремесла. Так, проститутки платили в 20 раз больше, чем, например, матросы.

А ещё Птолемеи взимали со своих подданных специальный сбор за пропуск в пустыню. Наверное, попытка человека удалиться за пределы плодородной долины Нила в бесплодную пустыню казалась чиновникам настолько подозрительной, что они на всякий случай решили брать за реализацию столь странных желаний деньги. Перечислить все сборы и налоги, существующие в эллинистическом Египте, практически невозможно. Изобретательность чиновников была воистину безгранична: сборы на содержание общественных бань, на строительство военного флота, на содержание врачей и чиновников – за всё это должен был платить налогоплательщик. Система сбора налогов также претерпела некоторые изменения. Теперь этим ведали не фискальные чиновники, а откупщики. Это были, как правило, богатые частные лица. И государство буквально заставляло их брать на себя функции по сбору налогов. За невыполнение плана откупщик отвечал всем своим имуществом и даже свободой. Такие сборщики старались изо всех сил. Кроме того, в эллинистическую эпоху в Египте была внедрена система доносительства на неуплату налогов. Фискалы следили за своими соседями не бескорыстно. Они получали от государства долю от полученных при их помощи недоимок. Кстати, в современных США эта египетская система работают весьма эффективно. Американским налоговым стукачам государство платит 25 % от суммы взысканных налогов.

Плюс государственные монополии: на добычу различных полезных ископаемых, на ввоз и вывоз отдельных товаров, на финансовую и кредитную деятельность (банковская сфера). Абсолютный, всеобщий, тотальный контроль.

Хлеб всему голова

Но, несмотря на всё разнообразие налогов династии Птолемеев, главным продуктом экономики Египта, как и раньше, оставался хлеб. Производство зерна (пшеницы и ячменя) по-прежнему давало государству основную часть доходов. Система учёта сельхозугодий заботливо сохранялась чиновниками Птолемеев и продолжала совершенствоваться. В учётных записях того времени земли классифицируются по таким параметрам, как их качество, характер орошения, видам возделываемых сельскохозяйственных культур, по виду имущественных прав на участок. Собранный урожай, как и прежде, свозили в государственные хранилища. Но в эпоху Птолемеев была введена одна интересная новинка. Теперь урожай оценивался по твёрдой цене, размер которой устанавливало государство. Так что продразвёрстку тоже придумали задолго до большевиков. Наверное, Ленин и Троцкий хорошо изучили в гимназии историю Древнего Египта.

Тотальный конец

Завершая разговор о Древнем Египте, мы не случайно упомянули имена большевистских лидеров. Египет фактически был первым в мире тоталитарным государством. Полный государственный контроль над частной жизнью граждан, вмешательство государство во все без исключения экономические отношения, жесточайшая ответственность за неисполнение государственного задания – Ленин ничего нового не придумал, всё это уже было когда-то в стране фараонов.

А ещё египетское прошлое и российское настоящее объединяет тотальная, всеобщая и свирепая коррупция.

Египетская государственность, насчитывающая не одну тысячу лет, потерпела крушение как раз из-за этого социального зла. Взяточничество чиновников привело к тому, что в казне не стало хватать денег на исполнение важнейших государственных функций, а измученное произволом чиновников население не встало на защиту воровского государства, когда заморские завоеватели аннексировали Египет.

В 31 году до н.э. император Октавиан Август превратил Египет в провинцию Рима. Население не возражало.

Кстати, у России сегодня тоже имеются заморские противники. И с коррупцией у нас имеются серьёзные проблемы.

История имела своё продолжение. Римляне тоже не смогли справиться с коррупцией, им тоже не удалось организовать эффективную систему налогообложения. Что в итоге? В VII веке уже нашей эры Египет был завоёван мусульманами. Захватчики повели себя очень умно. Они ввели налоговые льготы для тех жителей Египта, которые отказались от христианства и приняли ислам. В результате буквально за несколько десятков лет подавляющее большинство населения Египта перешло в новую веру.

В эпоху агрессивной экспансии исламского экстремизма такой исторический пример тоже нельзя считать бесполезным.

Евгений Сивков