Журнал "Расчет"  

Уже давно не секрет, что заказать нелегальную копию практически любой печати не составляет никакого труда. Но, как показало одно происшествие, и в этом деле есть подводные камни.

Ночную тишину моей комнаты пронзил звонок мобильника. Взволнованный женский голос из трубки разбудил меня в мгновение ока:

– Да знаю я, что три часа ночи! У меня машина сгорела, но это ерунда – она застрахована. Ты пойми, там у меня печать фирмы была!

Через пару минут я наконец понял, что произошло: в трубку кричала Вера Холмогорова, моя бывшая однокурсница, которая ныне работает главбухом одной мебельной фирмы. В эту злополучную ночь местная сумасшедшая, решив отомстить за ночные трели сигнализаций, почему-то сожгла именно Верину машину. Но, как и говорила Вера, больше всего ее шокировал тот факт, что сгорели все печати ее фирмы.

В машине печати оказались не случайно: Вера возвращалась из Пенсионного фонда, где, как известно, печати могут пригодиться в любой момент. А, пожалуй, единственной ошибкой главбуха было то, что она не забрала заветные вещи с собой.

«Печатные» бдения

К четырем часам ночи Вера приехала ко мне на такси. Мы расположились на кухне и принялись за кофе.

– Ничего страшного, завтра поедем да сделаем по оттиску новые печати, – пытался я подбодрить подругу.

– Да ты не понимаешь! У меня договор на поставку материалов из Италии подписанный лежит, – Вера открыла папку и положила передо мной файл с бумагами. Они-то свою печать уже поставили, а мы только собирались.

– Ну и что, сделаем дубликат, и поставишь завтра ты эту печать!

– Да нет же, я завтра... – Вера посмотрела на часы, – точнее, уже сегодня, в десять утра, должна положить на стол директору нашу копию договора со всеми печатями. И в это же утро надо итальянцам отвезти их экземпляр. Ты же знаешь моего директора. Ой, что будет, если я это не сделаю!

Я действительно знал директора (к сожалению, мне по работе приходилось с ним контактировать) и хорошо понимал, что простым увольнением главбуха этот человек может не ограничиться.

Итак, задача на ближайшие шесть часов была совершенно ясна. Необходимо было во что бы то ни стало изобразить правдоподобную печать на имеющемся договоре. Способов проставления печати в кустарных условиях было немного, а точнее, один – обратиться к моему старому знакомому по дому – известному в своих кругах компьютерному гению. Предварительный разговор по телефону был достаточно короткий. Сережа, а именно так зовут моего приятеля, быстро вник в ситуацию и, несмотря на, мягко говоря, неурочное время, согласился помочь.

– А образцы оттисков есть? – еще с порога уточнил Сережа.

– Да есть, конечно, – ответила Вера, протягивая папку.

– Отлично, тогда схема действий такая. Сначала отсканируем образец. Доведем его до ума в графическом редакторе и напечатаем на цветном принтере прямо на договор.

– Сереж, ты уверен, что такая печать не будет отличаться от обычной? – в свою очередь поинтересовался я.

– Абсолютно уверен, будь спокоен, – ответил Сережа, забирая папку с образцами из рук Веры. – Вы лучше идите кофейку попейте, а заодно и мне плесните.

Повинуясь пожеланию нашего будущего спасителя, мы отправились на кухню готовить очередную партию кофе. Пока Вера занималась напитком богов, я распахнул валявшийся неподалеку ноутбук и погрузился в интернет, чтобы поискать другие варианты изготовления печатей по оттиску. Найти их оказалось совсем не сложно: поисковая служба быстро выдала список. Я раньше думал, что раз подделка печатей незаконна, связываться с этим делом никто не станет. Судя по обилию предложений, я был не прав.

Через десять минут на кухню пришел Сережа.

– В принципе у меня все готово. Осталось подогнать изображение печати так, чтобы оно пришлось на нужное место. А сейчас давайте кофейку попьем, – нарочито позевывая, предложил он.

Мы с Верой облегченно вздохнули.

– Вообще-то, ребят, я от вас в шоке, – продолжил Сережа – Вот у нас на фирме, да и не только у нас, а у всех компьютерщиков, образцы печатей есть в компьютере. Остается только нашлепать их на цветном принтере на нужный документ. Сделать это может любой школьник. Отсканировал оттиск на высоком разрешении, немного его доработал, и все – можно ставить куда угодно. В принципе так же можно поступить и с подписями, но это несколько сложнее. Человек-то не машина и вряд ли сможет два раза совершенно одинаково расписаться.

Допив кофе, мы отправились к принтеру и с удивлением отметили, что мой друг был прав: подделанный оттиск печати от оригинала не отличался.

Цена не имеет значения...

...когда поджимают сроки. Именно это произошло в нашем случае, ведь без печати работа бухгалтерии сильно буксовала. Немного передохнув от ночных стрессов, мы с Верой отправились в ее контору.

Ровно в десять часов и пять минут сияющая от счастья Вера выпорхнула из кабинета директора.

– Все отлично, он даже похвалил меня за пунктуальность, – хвасталась главбух. – Правда, заметил, что выгляжу я не очень выспавшейся. Поэтому пришлось рассказать про машину. Ее мне, кстати, от фирмы купили, но ничего – страховка все возместит. Тем не менее расслабляться нам нельзя. Надо как можно быстрее сделать новую печать. И сказать курьеру, чтобы тот отвез итальянцам их копию.

Я достал список занимающихся изготовлением печатей фирм, который распечатал во время нашего визита к Сереге. Мы поделили поровну 12 адресов и приступили к обзвону.

После получаса разговоров мы располагали следующей информацией: 80 процентов фирм были готовы в любой момент сделать печать по оттиску, но в официальном порядке. Это значит, что мы должны были принести выписку из реестра регистрационной палаты.

Сверх этого некоторые еще требовали устав, желая тем самым лишний раз подтвердить соответствие фирмы и печати. Но для нас это было неприемлемо: слишком много времени и ненужного шума.

Примерно 10 процентов вообще не пожелали общаться на тему изготовления печатей по оттиску, подчеркнув при этом, что у них все законно. А вот оставшиеся 10 процентов, то есть где-то две фирмы, согласились нам помочь. Только вот цену своей услуги назвать точно они не смогли.

– Понимаете, все зависит от степеней защиты и качества оттиска. То есть, пока мы не увидим его, ничего точно сказать не могу, – пояснил консультант, представившийся Владимиром.

– А что, в куске резины на куске дерева могут быть какие-то степени защиты? – решил уточнить я.

– Могут, в количестве от нуля до трех. Вы поймите, нам в любом случае нужен оттиск. Только тогда можно будет говорить о цене, – спокойно ответил Владимир.

– Раз надо привезти, значит, привезем. Тем более что в других фирмах называли ориентировочную цену от 900 до 1600 рублей. Я не думаю, что в этой конторе нам это обойдется дороже, – сказала Вера после того, как я передал ей содержание разговора с Владимиром.

Устаревшее средство идентификации

По дороге на «печатную» фирму меня мучили сомнения. Неужели все так просто: взял документ с оттиском любой печати, приехал и сделал? Это показалось мне крайне странным. «Почему тогда все так не делают?» – размышлял я. Получалось, что с помощью таких умельцев для криминала открывалось огромное поле для различных афер.

Звонок телефона прервал ход моих мыслей, а знакомый голос вернул к реальности:

– Привет, это Сергей. Слушай, я так помню, вы собирались в какой-то конторе копию печати делать? Так вот, ты давай там поосторожней. И вообще, если хочешь, я тебе адресок своих ребят дам, они тем же занимаются, но проверенно и с гарантией.

Я, естественно, согласился. Да и Вера, которая дремала на заднем сидении, судя по всему, не возражала. Я развернул машину, и мы поехали к новому месту.

Мы приехали в маленькую контору на окраине Москвы. Располагалась она в подвале пятиэтажного дома, а на ее существование намекала лишь небольшая вывеска «Печати и Штампы».

На пороге нас встретил молодой человек, представившийся Петром.

– Про вас мне Сережа по телефону говорил? – поинтересовался он.

Я утвердительно кивнул, и мы с Верой вошли внутрь.

– Это хорошо, что вы по объявлениям не поехали, – заговорил наш новый знакомый. – Большая часть тех контор сотрудничает с милицией или занимается «самостоятельным» шантажом своих клиентов. Все зависит от сфер влияния. Например, одно дело изготовить печать фирмы, а другое – печать Министерства обороны.

– У нас задача проще, – сказала Вера, протянув документы с оттисками.

Петр принялся разглядывать изображения, а мы – изучать офис. Им оказались две комнаты – приемная, где находились мы, и заполненная какой-то техникой мастерская.

– Ну что ж, проблем не будет – защиты нет, – оторвавшись от документов, сказал Петр – Мы вам сделаем точно такую же печать в течение часа. И стоить это будет полторы тысячи рублей. Согласны?

Главбух поспешила согласиться, а я напросился на роль наблюдателя, соврав при этом, что когда-то сам хотел открывать подобную лавочку.

– Да лучше не надо, дело-то наше простое, но не сильно благодарное, – начал рассказывать Петр еще по дороге в мастерскую. – К тому же недалек тот час, когда печати как таковые уйдут в прошлое. Даже новые технологии изготовления и степени защиты не гарантируют, что печать фирмы не подделают. Поэтому будущее, безусловно, за электронными подписями.

– А какие степени защиты есть у печати? – поинтересовался я, наблюдая, как Петр сканирует самый лучший оттиск.

– Сейчас самая распространенная защита – это скрытый рисунок. Разглядеть его просто так – невозможно. Но как только на оттиск накладываешь специальный ключ, проявляется скрытый рисунок или надпись. Ключом может быть прозрачная пленка с тончайшими узорами или кусочек непрозрачного материала с дырочками на нужных местах. Только вот вся проблема в том, что наши умельцы уже сделали компьютерную программу, которая может находить скрытые рисунки на отсканированном оттиске.

– Так, а теперь смотрите внимательно на то, как «закаляется сталь», – Петр нажал клавишу «энтер», и из принтера появился кусок специальной матовой пленки с негативом оттиска. Потом Петр взял пленку и вырезал из нее прообраз будущей печати, который в свою очередь поместил в некую коробочку. Затем коробочку наполнили вязкой жидкостью и поместили в загадочный аппарат.

– Это экспонирующая камера, – сказал Петр. – Ультрафиолет просветит нашу заготовку, и часть раствора затвердеет, образовав точную копию вашей печати. А все, что осталось, мы смоем водой. Конечно, этот метод далеко не самый современный. Сейчас используется лазерное гравирование, оборудование для которого стоит дорого – от 15 до 20 тысяч долларов. Лазер режет плотную резину будущей печати, за счет чего линии могут быть очень тонкими. В общем, качество такой печати значительно лучше. Кстати, ментовские и другие государственные печати изготавливают именно лазерным способом.

Это не значит, что их нельзя дублировать, – усмехнулся Петр. – Если надо будет, обращайся: я найду нужных людей.

Уголовно-административные тонкости

Через час довольная Вера изучала новую печать. Она радостно «шлепала» автоматической печатью по белому листу и сравнивала новые оттиски с исходным. Разницы не было.

– Ой, Петь, – как к старому знакомому обратилась Вера к своему спасителю, – ты мне сможешь еще одну печать сделать по оттиску? А то наши старые партнеры куда-то пропали, оставив непропечатанные накладные на хорошую сумму, – не на шутку разошлась она.

– Да хоть десять разных, ты мне только оттиски хорошие дай.

– Слушай, Петь, неужели у тебя ни разу проблем с законом не возникало? – все-таки решил уточнить я.

– В общем, нет, потому что у нас интересные законы. За копирование печатей фирм предусмотрена лишь административная ответственность, то есть банальный штраф. А вот за подделку госпечатей можно и сесть года на четыре.

Поэтому лично я этим не занимаюсь. Могу лишь подсказать варианты, если будет надо. Тем более, как я тебе уже говорил, многие конторы сотрудничают с милицией, сдавая им некоторых клиентов. Менты действуют уже наверняка. Врываются: так, мол, и так, нам все известно – использование поддельной печати. Проблемы нужны?

Мы еще немного поболтали и разошлись. Верка поехала оформлять страховку на свою злополучную машину, а я направился в сторону дома – отсыпаться.

Артем ДРОЗДОВ
Материал предоставлен журналом «Расчёт», №10 2004 г.