ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Общие положения о страховании

Страховая деятельность в Российской Федерации регулируется нормами главы 48 «Страхование» ГК РФ, Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон №4015-1) и другими нормативными актами, принятыми в соответствии с указанным законом.

Страхование представляет собой защиту интересов физических и юридических лиц, заключающуюся в выплате указанным субъектам определенных договором страхования денежных сумм при наступлении страхового случая.

Страхование осуществляется на основании договора страхования, заключенного между страхователем и страховщиком и правил страхования. Существенные условия страхования (страховые случаи, размер страховой суммы, срок действия договора) указываются непосредственно в договоре.

В соответствии с положениями Закона №4015-1:

страхователями признаются юридические лица и дееспособные граждане, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

страховщиками являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и имеющие специальное разрешение (лицензию).

страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

страховая сумма - денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования и исходя, из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.

страховая выплата - денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.

Отметим, что ГК РФ предусматривает два вида договоров страхования:

·   договоры личного страхования;

·   договоры имущественного страхования.

Причем и личное и имущественное страхование может осуществляться в форме обязательного и добровольного страхования. Так как настоящая книга посвящена водному транспорту, мы подробно остановимся именно на имущественном страховании.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона №4015-1 объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:

«1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков)».

Помимо ГК РФ и Закона №4015-1 вопросы страхования регулируются и главой XY «Договор морского страхования» Кодекса торгового мореплавания. Поскольку Кодекс ВВТ не содержит положений о страховании, в следующем разделе книги мы кратко остановимся на вопросах страхования, предусмотренных Кодексом торгового мореплавания.

Морское страхование

Определение договора морского страхования приведено в статье 246 Кодекса торгового мореплавания. По договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования, то есть при наступлении страхового случая, возместить страхователю или иному лицу (выгодоприобретателю) понесенные убытки. Договор морского страхования должен быть заключен в письменной форме (статья 248 Кодекса торгового мореплавания).

Объектом морского страхования согласно статье 249 Кодекса торгового мореплавания может быть всякий имущественный комплекс, связанный с торговым мореплаванием:

·   судно, строящееся судно;

·   фрахт. Фрахтом является вознаграждение, выплачиваемое перевозчику за безопасную и сохранную перевозку и доставку грузов. Страхование фрахта представляет собой страхование доходов от фрахта, получаемых судовладельцем. В случае если доходы от фрахта не зависят от сохранности доставки товаров в порт назначения, стоимость фрахта декларируется как часть стоимости груза и считается застрахованной в рамках страхования груза. Если же доходы от фрахта зависят от сохранности доставки товаров в порт назначения, то перевозчик страхует фрахт как часть стоимость судна. (Определения взяты из открытых Интернет - источников).

·   плата за проезд пассажира;

·   плата за пользование судном;

·   ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования;

·   заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе за репатриацию;

·   ответственность судовладельца;

·   принятый на себя страховщиком риск (перестрахование).

Указание в договоре морского страхования объекта страхования является существенным условием договора. Помимо объекта страхования существенным условием договора морского страхования является информация о риске (статьи 250 Кодекса торгового мореплавания).

Заключение договора морского страхования подтверждается выдачей страхователю страхового полиса, страхового сертификата или другого страхового документа, а также вручением страхователю условий страхования (статья 251 Кодекса торгового мореплавания). Следует отметить, что договор страхования может быть заключен как в пользу страхователя, так и в пользу выгодоприобретателя. Если договор заключен без указания имени или наименования выгодоприобретателя, страховщик выдает страховой документ на имя предъявителя (статьи 253 Кодекса торгового мореплавания).

Договор морского страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии, которая уплачивается в срок, предусмотренный договором страхования.

При выплате страхового возмещения страховщик имеет право требовать представления документа, подтверждающего заключение договора страхования (страховой полис или иной страховой документа).

В случае отчуждения застрахованного груза договор морского страхования сохраняет силу и все права и обязанности страхователя, переходят на приобретателя груза (статья 257 Кодекса торгового мореплавания).

В отношении отчуждения застрахованного судна действуют иные положения. В случае отчуждения застрахованного судна договор морского страхования прекращается с момента отчуждения судна. Вместе с тем, если отчуждение судна произошло во время рейса, то по требованию страхователя до окончания рейса договор остается в силе и на приобретателя судна, переходят все права и обязанности страхователя (статья 258 Кодекса торгового мореплавания).

Обязанностью страхователя при заключении договора морского страхования является объявление страховой суммы, то есть суммы, на которую он страхует соответствующий интерес. При страховании судна, груза и иного имущества страховая сумма не может превышать их страховую стоимость - действительную стоимость в момент заключения договора страхования.

Если же страховая сумма, указанная в договоре, превышает страховую стоимость имущества, договор морского страхования считается недействительным, но лишь в части такого превышения. Если же объявленная страховая сумма меньше страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения уменьшается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости (статья 259 Кодекса торгового мореплавания).

Один и тот же объект морского страхования может быть застрахован у нескольких страховщиков, в результате чего сумма, на которую застраховано имущество, может превышать его страховую стоимость. В этом случае имеет место так называемое двойное страхование, при котором все страховщики отвечают только в размере страховой стоимости имущества, при этом каждый из них отвечает в размере, пропорциональном отношению страховой суммы согласно заключенному им договору страхования в общей страховой сумме по всем договорам морского страхования, заключенным в отношении этого объекта страхования (статья 260 Кодекса торгового мореплавания).

По особому соглашению могут быть застрахованы все или известного рода грузы, которые страхователь получает или отправляет в течение определенного срока. Такое соглашение именуется генеральным полисом. О каждой отправке груза, подпадающей под действие генерального полиса, страхователь обязан немедленно сообщить страховщику необходимые сведения (название судна, путь следования, страховую сумму). От этой обязанности страховщик не освобождается даже в том случае, если сведения об отправке груза он получит уже после его доставки в порт назначения в неповрежденном состоянии.

Если страхователь не сообщит страховщику или сообщит несвоевременно необходимые сведения об отдельных отправках груза по неосторожности, страховщик имеет право отказать в возмещении убытков в отношении таких отправок. При этом сам страховщик имеет право на получение всей суммы страховой премии, которую он может получить в случае своевременного и в полном объеме сообщения необходимых сведений (статья 263 Кодекса торгового мореплавания).

В отношении отдельных отправок грузов, подпадающих под действие генерального полиса, страховщик по требованию страхователя обязан выдавать страховые документы. Если содержание страхового документа отдельных отправок груза не соответствует генеральному полису, то предпочтение отдается страховому документу.

Кодексом торгового мореплавания предусмотрены случаи, когда страховщик освобождается от ответственности. Страховщик не несет ответственности за убытки:

-   причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя (статья 265 Кодекса торгового мореплавания);

-   причиненные вследствие отправки судна в немореходном состоянии (если только такое состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна); ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности; погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания (статья 266 Кодекса торгового мореплавания);

-   если докажет, что они причинены умышленно или по грубой неосторожности отправителя, получателя либо его представителя; либо вследствие естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки или других); либо вследствие ненадлежащей упаковки (статья 167 Кодекса торгового мореплавания).

Следует отметить, что страхование транспортных средств, в том числе и водных, осуществляется в добровольном порядке и прежде чем заключить договор страхования со страховой компанией необходимо ознакомиться с ее лицензией, поскольку страхование является лицензируемым видом деятельности. Особое внимание следует обратить на то, какой конкретный вид страхования вправе осуществлять страховщик.

По некоторым видам страхования страховщики издают типовые правила страхования, содержащие основные условия страхования, с которыми также следует ознакомиться перед заключением договора.

Отметим, что при заключении договора страхования следует обращаться к помощи квалифицированных юристов, поскольку правила страхования, разработанные страховщиками, могут иметь положения, противоречащие законодательству.

Виды рисков, по которым страхуются грузы

Страхование грузов является одним из самых древних и наиболее распространенных видов страхования и представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанность страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования.

В мировой практике страхование грузов получило широкое развитие и при заключении международных контрактов страхование груза стало необходимым условием. И хотя в Российской Федерации на сегодняшний день страхуется лишь 10 процентов перевозимых грузов, ситуация очень быстро меняется.

Риск гибели груза в зависимости от условий сделки переходит от продавца к покупателю:

·   при выдаче груза со склада продавца;

·   при доставке груза на склад перевозчика;

·   при погрузке на транспортное средство;

·   при разгрузке в месте назначения.

В большей степени риск потерь лежит на покупателе, значит он, в первую очередь, заинтересован в страховании груза, но договор страхования может быть заключен и продавцом по просьбе покупателя или с его согласия с включением страховых платежей в стоимость груза.

Договор страхования груза должен быть заключен в письменной форме. Заключается договор путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Сам по себе страховой полис не является договором, он является лишь подтверждением того, что договор заключен.

Условия, на которых заключается договор страхования груза, могут быть определены в стандартных правилах страхования груза, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком или объединением страховщиков. Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в договор (страховой полис) обязательны для страхователя, если в договоре прямо указано на применение таких правил, а сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) либо приложены к нему.

При заключении договора страхования груза существенными условиями являются:

-   определение имущества, являющегося объектом страхования;

-   определение характера события, на случай наступления, которого осуществляется страхование;

-   размер страховой суммы;

-   срок действия договора страхования.

По решению страховой организации договор может быть заключен с осмотром груза и составлением его описи. В зависимости от вида груза в описи указывают наименование и инвентарный номер груза, количество, цену, марку, год выпуска, общую стоимость.

Ответственность страховщика начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки до тех пор, пока груз не будет доставлен в конечный пункт назначения, указанный в договоре.

Взаимоотношения страховщика и страхователя при наступлении страхового случая определяются в следующем порядке. Страхователь обязан принять все возможные меры к спасанию груза, а также к обеспечению права страховой организации на регресс к виновной стороне. О наступлении страхового случая страхователь в течение суток должен сообщить страховщику, который, в свою очередь, не позднее трех дней после получения соответствующих документов должен приступить к составлению акта и определению размера понесенного страхователем ущерба.

В соответствии с заключенными договорами страхования грузов гарантии, предоставляемые страховыми компаниями в случае наступления страховых событий, делятся по составу включенных в договор рисков:

1.   Страхование грузов «С ответственностью за все риски». По условиям страхования подлежат возмещению убытки, расходы и взносы от общей аварии, а также убытки от повреждения и полной гибели всего или части застрахованного груза, происшедшие по любой причине, носящей случайный характер. Исключение составляют военные риски, воздействие радиации, умысел и грубая небрежность страхователя, особые свойства и качества груза и другие риски, связанные со спецификой груза и его транспортировкой.

2.   Страхование грузов «С ответственностью за частную аварию». По условиям страхования возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, возникшие в результате взрыва или пожара, крушения или столкновения транспортных средств, разрушения мостов, тоннелей, других транспортных коммуникаций, пропажи транспортного средства без вести, стихийных бедствий и тому подобных. Основным принципом данного условия страхования является то, что защите подлежит только то, что указано в договоре страхования, все остальное считается незастрахованным.

3.   Страхование грузов «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения». По объему ответственности условия этого вида страхования практически совпадают с условиями страхования «с ответственностью за частную аварию». Разница заключается в том, что по условиям страхования «с ответственностью за частную аварию» возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, а по условиям страхования «без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения» возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза.

По соглашению сторон груз может быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. При страховании может быть использован опыт страхования иного имущества, а также международная практика страхования грузов.

Применение международных торговых терминов «Инкотермс-2000»

Отношения в области имущественного страхования регулируются не только документами, которые были уже упомянуты нами, но и иными документами. При заключении внешнеэкономических контрактов рекомендуется использовать Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2000», разработанные Международной торговой палатой.

ИНКОТЕРМС – акт, содержащий базисные условия поставок товаров, впервые был подготовлен Международной торговой палатой в 1936 году. Поправки и дополнения были сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 годах. Последние поправки внесены в 2000 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли.

Правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС являются наиболее ярким примером обычаев международного торгового оборота.

Сфера действия ИНКОТЕРМС ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон, заключивших договор купли-продажи, в отношении поставки проданных товаров, при этом под товаром подразумеваются «материальные товары», исключая «нематериальные товары», такие как компьютерное программное обеспечение и прочее.

Международная торговая палата всегда подчеркивала, что ИНКОТЕРМС имеют дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах. Ошибаются те, кто считает, что ИНКОТЕРМС большее отношение имеет к договору перевозки, чем к договору купли- продажи, и что эти правила должны охватывать все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор.

ИНКОТЕРМС изначально предназначались для использования в тех случаях, когда товары продавались для поставки через национальные границы, то есть это международные торговые термины. Правила ИНКОТЕРМС на практике зачастую включаются в договоры для продажи товаров на внутренних рынках различных стран, но при этом условия статей, касающиеся экспорта и импорта, не применяются.

Каждая последующая редакция ИНКОТЕРМС отличается от предыдущей и сторонам, желающим включить ИНКОТЕРМС в свой договор купли-продажи, необходимо делать обязательную ссылку на то, какой из вариантов ИНКОТЕРМС будет ими применяться. Отсутствие такой ссылки может привести к разногласиям относительно того, какой вариант стороны были намерены включить в свой договор, то есть при заключении договора необходимо четко указывать, что в договоре купли-продажи стороны руководствуются, например, «ИНКОТЕРМС-90» или «ИНКОТЕРМС-2000».

ИНКОТЕРМС-2000 содержит 13 базисных условий поставок товара, и каждое базисное условие имеет полное и сокращенное наименование. Все базисные условия разделены на 4 группы в зависимости от того, как распределяются обязанности между продавцом и покупателем. Каждая последующая группа терминов предусматривает уменьшение обязанностей покупателя и увеличение обязанностей продавца.

Базисные условия группы «E» возлагают на продавца минимальные обязательства: продавец должен лишь предоставить товар в распоряжение покупателя в согласованном месте - обычно в собственном помещении продавца. Покупатель приобретает товар со склада продавца, осуществляет таможенную очистку товара, как на территории страны продавца, так и на территории своей страны. В обязанности покупателя входит также заключение договора на перевозку и страхование груза.

Базисные условия группы «F» предусматривают, чтобы продавец доставил товар для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя. В обязанности покупателя не входит таможенная очистка товара в стране продавца, исключение составляет термин FAS, обязанностью покупателя является лишь извещение продавца о том, кому должен быть передан товар для перевозки, заключение договоров перевозки и страхования и таможенная очистка товара на территории своей страны.

Базисные условия группы «C» возлагают на продавца обязанность заключить договор перевозки на обычных условиях за свой собственный счет, то есть данные условия говорят о договорах отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку товаров до пункта назначения, но при этом он не принимает на себя риск случайной гибели товаров во время их транспортировки. Покупатель обязан застраховать груз, исключение составляют термины CIF и CIP, а также произвести таможенную очистку товаров при их ввозе на территорию своей страны.

В соответствии с базисными условия группы «D» продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта. Продавец обязан нести все риски и расходы по доставке товаров до этого места, таким образом, эти условия означают договоры прибытия. На покупателя возлагаются обязанности по таможенной очистке товара при ввозе на территорию своей страны, за исключением условия поставки DEQ и DDP.

Рассмотрим краткую характеристику базисных условий поставок, входящих в вышеперечисленные группы, применимых к перевозке грузов любым видом транспорта, а также применимых к перевозке только морским и внутренним водным транспортом.

Термины инкотермс при перевозках любым видов транспорта

Группа «Е».

EXW.

EX Works (... named place).

Франко завод (...название места).

Термин «Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте, например на заводе, фабрике, складе и тому подобном. Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта.

Этот термин возлагает минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.

Группа «F».

FCA.

Free Carrier (...named place).

Франко перевозчик (...название места).

Термин «Франко перевозчик» означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку, если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет.

Этот термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.

Группа «С».

CPT.

Carriage Paid To (... named place of destination).

Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения).

Термин «Фрахт/перевозка оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику - лицу, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого из них.

По условиям термина СРТ на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

CIP.

Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination).

Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения).

Термин «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы до доставки таким образом товара. По условиям CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIP от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием, если же покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого перевозчика.

По условиям термина СIР на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Группа «Д».

DAF.

Delivered At Frontier (... named place).

Поставка до границы (... название места поставки).

Термин «Поставка до границы» означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но еще не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны. Под термином «граница» понимается любая граница, включая границу страны экспорта. Поэтому, весьма важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или место.

Если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по разгрузке товара с прибывшего транспортного средства и нес все риски и расходы за такую разгрузку, то это должна быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи.

Термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, когда товар поставляется до сухопутной границы.

Если поставка будет иметь место в порту назначения, на борту судна, либо на пристани, то следует применять термины DES или DEQ.

DDU.

Delivered Duty Unpaid (... named place of destination).

Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения).

Термин «Поставка без оплаты пошлины» означает, что продавец предоставит не прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара до этого места, за исключением (если это потребуется) любых сборов, собираемых для импорта в стране назначения (под словом «сборы» здесь подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов). Ответственность за такие сборы должен нести покупатель, также как и за другие расходы и риски, возникшие в связи с тем, что он не смог вовремя пройти таможенную очистку для импорта.

Если стороны желают, чтобы продавец взял на себя риски и расходы по таможенной очистке, также как и часть расходов по импорту товара, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи.

Ответственность, риски и расходы за выгрузку, перегрузку товара зависят от того, под чьим контролем находится выбранное место поставки.

Термин может применяться независимо от вида транспорта, но когда поставка осуществляется на борту судна или на пристани в порту назначения, то следует применять термины DES или DEQ.

DDP.

Delivered Duty Paid (... named place of destination).

Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения).

Термин «Поставка с оплатой пошлины» означает, что продавец предоставит прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая, где это потребуется, любые сборы для импорта в страну назначения. Под словом «сборы» подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов.

В то время как термин EXW возлагает на продавца минимальные обязанности, термин DDP предполагает максимальные обязанности продавца.

Термин не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии.

Если стороны согласились об исключении из обязательств продавца некоторых из расходов, подлежащих оплате при импорте (таких, как НДС), это должно быть четко определено в контракте купли-продажи.

Если стороны желают, чтобы покупатель взял на себя все риски и расходы по импорту товара, следует применять термин DDU. Данный термин может применяться независимо от вида транспорта, но, когда поставка осуществляется на борту судна или на пристани в порту назначения, следует применять термины DES или DEQ.

термины инкотермс при перевозках только морским и внутренним водным транспортом

Группа «F».

FAS.

Free alongside ship.

Свободно вдоль борта судна (...с указанием порта отгрузки).

Термин «Свободно вдоль борта судна» означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна в согласованном порту отгрузки. То есть с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски утраты или повреждения товара.

Продавец обязан выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара.

По желанию сторон договора на покупателя может быть возложена таможенная очистка товара для вывоза, в этом случае положение об этом следует добавить в договор купли-продажи.

FOB.

Free On Board (... named port of shipment).

Свободно на борту (... название порта отгрузки).

Термин «Свободно на борту» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки и что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин FCA.

Группа «С».

CFR.

Cost and Freight (... named port of destination).

Стоимость и фрахт (... название порта назначения).

Термин «Стоимость и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки.

Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.

По условиям термина CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CPT.

CIF.

Cost, Insurance and Freight (... named port of destination).

Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения).

Термин «Стоимость, страхование и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.

По условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки, следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием.

Если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CIP.

Группа «Д».

DES.

Delivered Ex Ship (... named port of destination).

Поставка с судна (... название порта назначения).

Термин «Поставка с судна» означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя на борту судна в названном порту назначения. Продавец должен нести все расходы и риски по доставке товара в названный порт назначения до момента его разгрузки. Если стороны желают, чтобы продавец взял на себя расходы и риски по выгрузке товара, должен применяться термин DEQ.

Данный термин может применяться только при перевозке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне.

DEQ.

Delivered Ex Quay (... named port of destination).

Поставка с пристани (... название порта назначения).

Термин «Поставка с пристани» означает, что продавец выполнил свои обязанности по поставке, когда товар, не прошедший таможенную очистку для импорта, предоставлен в распоряжение покупателя на пристани в названном порту назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой и выгрузкой товара на пристань. Термин DEQ возлагает на покупателя обязанность таможенной очистки для импорта товара, также как и уплату налогов, пошлин и других сборов при импорте.

Если стороны желают, чтобы продавец взял на себя все или часть расходов по импорту товара, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи.

Термин может применяться только при перевозке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар выгружается с судна на пристань в порту назначения. Если стороны желают включить в обязанности продавца риски и расходы, связанные с перемещением товара с пристани в другое место (склад, терминал и так далее) в порту, либо за пределами порта, должны быть использованы термины DDU и DDP.

Каждое базисное условие помимо краткой характеристики содержит 10 позиций, в которых определены обязанности продавца и обязанности покупателя. Для более подробного ознакомления с ними следует обратиться непосредственно к тексту Международных правил толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2000».

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете операций, связанных со страхованием

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 платежи по добровольному и обязательному страхованию относятся к расходам по обычным видам деятельности как прочие затраты.

Организации внутреннего водного транспорта согласно пункту 52 Инструкции №194 расходы по обязательным видам страхования включают в состав прочих расходов по обычным видам деятельности в пределах утвержденных страховых тарифов. Если же такие тарифы законодательством Российской Федерации или требованиями международных конвенций не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Пунктом 53 Инструкции №194 определено, что организации внутреннего водного транспорта включают в прочие расходы в размере фактических затрат взносы по добровольному страхованию:

-   транспортных средств (в том числе арендованных), затраты на содержание которых учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности;

-   грузов;

-   основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства;

-   МПЗ;

-   иного имущества, используемого при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

-   ответственности за причинение вреда, если такой вид страхования является условием осуществления деятельности организации в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

В соответствии с нормами статьи 957 ГК РФ уплата страхователем страховых взносов может осуществляться либо частями, либо сразу в полной сумме страховой премии.

Мы уже говорили, что традиционным сроком для заключения договора страхования является 1 год. Поэтому если оплата по договору страхования производится сразу в полной сумме, то в бухгалтерском учете организации-страхователя расходы подлежат обоснованному распределению (пункт 19 ПБУ 10/99).

В том случае, если организация перечисляет всю сумму страховой премии сразу, то информация о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам обобщается на счете 97 «Расходы будущих периодов», предусмотренном Планом счетов бухгалтерского учета. Затем, расходы, учтенные на счете 97 «Расходы будущих периодов», списываются организацией в дебет счетов учета затрат на производство равномерно, пропорционально объему продукции или в другом порядке, предусмотренном организацией (пункт 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н).

Для учета расчетов по имущественному и личному страхованию Планом счетов бухгалтерского учета предназначен счет 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию».

В бухгалтерском учете отражение операций, связанных со страхованием производится следующим образом:

Корреспонденция счетов
Содержание операций
Дебет
Кредит
76
50, 51
Отражена сумма перечисленного страхового платежа
97
76
Отражена в составе расходов будущих периодов сумма страхового платежа
20
97
Отнесена на расходы сумма страховых платежей за соответствующий отчетный период

При наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования, причиненные организации убытки полностью или частично компенсируются суммами страховых возмещений.

В бухгалтерском учете страхователя сумма страховых взносов, учтенная на счете 97 «Расходы будущих периодов», списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 9/99 суммы полученных страховых возмещений, а также стоимость материальных ценностей, полученных от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, признаются чрезвычайными доходами в составе прочих доходов организации. Возникновение чрезвычайных обстоятельств должно быть подтверждено документально.

Начисление и получение суммы страхового возмещения в бухгалтерском учете отражается следующими записями:

Корреспонденция счетов
Содержание операций
Дебет
Кредит
76
99
Отражена причитающаяся сумма страхового возмещения как чрезвычайные доходы в составе прочих
51
76
Получено страховое возмещение
99
01, 10, и другие
Списана стоимость имущества, пострадавшего в результате чрезвычайных обстоятельств

Некомпенсируемая величина убытка также признается прочими расходами организации.

В целях исчисления налога на прибыль расходы по обязательному и добровольному страхованию согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 253 НК РФ включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией.

Расходы на добровольное страхование имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 263 НК РФ включают в себя страховые взносы на добровольное страхование средств транспорта (в том числе арендованного), расходы, на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией. Пунктом 3 статьи 263 НК РФ установлено, что расходы по указанным в настоящей статье добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Такой порядок установлен пунктом 6 статьи 272 НК РФ.

Предположим, что застрахованное транспортное средство пострадало, восстановлению не подлежит и списывается организацией. Если в результате списания организацией получен убыток, то есть сумма страхового возмещения не покрыла всех расходов, осуществленных организацией, такие потери в налоговом учете на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ будут учтены в составе внереализационных расходов как потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

Если суммы причитающегося страхового возмещения превышают убытки, осуществленные организацией в результате страхового случая, то в целях налогообложения прибыли величина превышения подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ.

Пример 1.

Организация внутреннего водного транспорта 15 апреля 2006 года застраховала добровольно собственный автомобиль «ВАЗ–2107» от угона. Срок действия договора составляет 12 месяцев (с 17 апреля 2006 года по 16 апреля 2007 года включительно). Сумма страхового платежа по договору добровольного страхования составляет 15 000 рублей и перечислена 1 апреля 2006 года.

Поскольку в рассматриваемом примере оплата по договору добровольного страхования произведена разовым платежом, согласно пункту 19 ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете страхователя расходы должны быть обоснованно распределены.

Поскольку договор страхования действует в течение 12 месяцев, расходы можно распределять пропорционально количеству месяцев действия договора, ежемесячно организация будет включать в состав расходов 1 250 рублей (15 000 рублей / 12 месяцев). Такой порядок следует закрепить в приказе по учетной политике организации.

Но так как договор страхования начал действовать с 17 апреля, следовательно, в апреле договор действует в течение 14 дней и сумма расхода по добровольному страхованию составит 583,33 рублей (1 250 рублей / 30 дней х 14 дней).

Выше мы отметили, что согласно пункту 6 статьи 272 НК РФ расходы по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода (если страховой взнос уплачен разовым платежом), признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Следовательно, в апреле 2006 года организация сможет принять в целях налогообложения расходы на страхование в сумме 575,34 рублей (15 000 рублей х 14 дней / 365 дней), что на 7,99 рублей меньше, чем в бухгалтерском учете. Возникла вычитаемая временная разница, которую следует учитывать в соответствии с правилами ПБУ 18/02. Вычитаемые временные разницы приводят к тому, что в данном отчетном периоде налог, рассчитанный на бухгалтерскую прибыль, будет меньше налога на прибыль, рассчитанного в налоговом учете.

С возникновением вычитаемых временных разниц появляются отложенные налоговые активы, которые согласно пункту 14 ПБУ 18/02 есть не что иное, как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации на определенную дату. В нашем примере сумма отложенного налогового актива составит 1,92 рубль (7,99 х 24%).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых активов используется счет 09 «Отложенные налоговые активы». Признание отложенного налогового актива отражается записью по дебету счета 09 в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Рассчитаем суммы расходов на страхование, которые будут учитываться в целях исчисления налога на прибыль с мая 2006 года по март 2007 года:

Май 2006 года – 1 273,97 рубля (15 000 рублей х 31 день / 365 дней);

Июнь 2006 года – 1 232,88 рубля (15 000 рублей х 30 день / 365 дней);

Июль 2006 года – 1 273,97 рубля (15 000 рублей х 31 день / 365 дней);

Август 2006 года – 1 273,97 рубля (15 000 рублей х 31 день / 365 дней);

Сентябрь 2006 года – 1 232,88 рубля (15 000 рублей х 30 день / 365 дней);

Октябрь 2006 года – 1 273,97 рубля (15 000 рублей х 31 день / 365 дней);

Ноябрь 2006 года – 1 232,88 рубля (15 000 рублей х 30 день / 365 дней);

Декабрь 2006 года – 1 273,97 рубля (15 000 рублей х 31 день / 365 дней);

Январь 2007 года – 1 273,97 рубля (15 000 рублей х 31 день / 365 дней);

Февраль 2007 года – 1 150,68 рублей (15 000 рублей х 28 день / 365 дней);

Март 2007 года – 1 273,97 рубля (15 000 рублей х 31 день / 365 дней).

В мае расходы на страхование в бухгалтерском учете будут меньше расходов на страхование в налоговом учете на 23,98 рубля. Таким образом, в мае будут погашены вычитаемая временная разница (7,99 рублей) и отложенный налоговый актив (1,92 рубль), образовавшиеся в апреле. Уменьшение или погашение суммы отложенного налогового актива отражается записью по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» и кредиту счета 09 «Отложенные налоговые активы».

Оставшаяся разница 15,98 рубля (23,98 – 7,99) представляет собой налогооблагаемую временную разницу.

Налогооблагаемая временная разница приводит к тому, что в мае 2006 года налог, рассчитанный на бухгалтерскую прибыль, будет больше налога на прибыль, рассчитанного в налоговом учете.

С возникновением налогооблагаемой временной разницы появляется отложенное налоговое обязательство, которое согласно пункту 15 ПБУ 18/02 определяется как произведение налогооблагаемой временной разницы на установленную законодательством Российской Федерации ставку налога на прибыль на определенную дату. В мае сумма отложенного налогового обязательства составит 3,84 рубля (15,98 х 24%).

Отложенное налоговое обязательство (пункт 18 ПБУ 18/02) должно отражаться в бухгалтерском учете по кредиту счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов по налогам и сборам.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых обязательств используется счет 77 «Отложенные налоговые обязательства». Отложенные налоговые обязательства принимаются к бухгалтерскому учету в размере величины, определяемой как произведение налогооблагаемой временной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действовавшую на отчетную дату.

В июне расходы на страхование в бухгалтерском учете будут больше расходов на страхование в налоговом учете на 17,12 рубля. Следовательно, в июне будут погашены налогооблагаемая временная разница (15,98 рублей) и отложенное налоговое обязательство (3,84 рубля), образовавшиеся в мае. Возникнет вычитаемая временная разница - 1,14 рубль, и отложенный налоговый актив 0,27 (1,14 х 24%).

Дальнейших рассуждений и расчетов мы приводить не будем, поскольку читатели смогут сделать это самостоятельно. В таблице мы лишь покажем суммы, которые необходимо отразить в бухгалтерском учете организации в последующие месяцы.

Срок действия договора страхования истекает 16 апреля 2007 года, следовательно, в апреле 2007 года договор действует в течение 16 дней. Сумма расхода по добровольному страхованию в бухгалтерском учете организации составит 666,67 рублей (1 250 рублей / 30 дней х 16 дней).

Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
Бухгалтерские записи 1 апреля 2006 года
76-1
51
15 000
Перечислен страховой взнос
97
76-1
15 000
Учтен страховой взнос в составе расходов будущих периодов
Бухгалтерские записи 30 апреля 2006 года
26
97
583,33
Отражены расходы по добровольному страхованию
09
68
1,92
Признан отложенный налоговый актив
Май 2006 года
26
97
1 250
Отражены расходы по добровольному страхованию (15 000 рублей / 12 месяцев)
68
09
1,92
Погашен отложенный налоговый актив
68
77
3,84
Признано отложенное налоговое обязательство
Июнь 2006 года
26
97
1 250
Отражены расходы по добровольному страхованию
77
68
3,84
Погашено отложенное налоговое обязательство
09
68
0,27
Признан отложенный налоговый актив
Июль 2006 года
26
97
1 250
Отражены расходы по добровольному страхованию
68
09
0,27
Погашен отложенный налоговый актив
68
77
5,48
Признано отложенное налоговое обязательство
Август 2006 года
26
97
1 250
Отражены расходы по добровольному страхованию
68
77
5,75
Увеличено отложенное налоговое обязательство
Сентябрь 2006 года
26
97
1 250
Отражены расходы по добровольному страхованию
77
68
4,11
Уменьшено отложенное налоговое обязательство
Октябрь 2006 года
26
97
1 250
Отражены расходы по добровольному страхованию
68
77
5,75
Увеличено отложенное налоговое обязательство
Ноябрь 2006 года
26
97
1 250
Отражены расходы по добровольному страхованию
77
68
4,11
Уменьшено отложенное налоговое обязательство
Декабрь 2006 года
26
97
1 250
Отражены расходы по добровольному страхованию
68
77
5,75
Увеличено отложенное налоговое обязательство
Январь 2007 года
26
97
1 250
Отражены расходы по добровольному страхованию
68
77
5,75
Увеличено отложенное налоговое обязательство
Февраль 2007 года
26
97
1 250
Отражены расходы по добровольному страхованию
77
68
4,11
Погашено отложенное налоговое обязательство
09
68
3,58
Признан отложенный налоговый актив
Март 2007 года
26
97
1 250
Отражены расходы по добровольному страхованию
68
09
3,58
Погашен отложенный налоговый актив
68
77
2,17
Признано отложенное налоговое обязательство
Бухгалтерские записи 16 апреля 2007 года
26
97
666,67
Отражены расходы по добровольному страхованию
77
68
2,17
Погашено отложенное налоговое обязательство

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования деятельности на водном транспорте, порядок государственной регистрации судов, налогообложения основных средств, материально-производственных запасов, а также особенности регулирования труда работников водного транспорта, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Транспорт водный».