Автор: К. Лунякин, заместитель генерального директора ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало»

Опубликован: Журнал «ЭЖ Вопрос-Ответ»

Рекламные расходы нашей компании составили 3 % от выручки. Для целей налога на прибыль мы признали в затратах только 1 %, однако для целей НДС приняли к вычету налог по всем рекламным расходам.

Мне сказали, что я не имела права возмещать налог по расходам на рекламу, которые не учитывались для налога на прибыль (то есть 2 %) согласно п. 7 ст. 171 НК РФ. Но запрет возмещать налог относится только к представительским и командировочным расходам… Так имею ли я право заявить НДС к вычету по всем рекламным расходам?

Ответ:

Налогоплательщики имеют возможность учесть расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль (пп.28 п.1 ст. 264 НК РФ). При этом можно учесть указанные в абзацах втором-четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу без ограничений. Остальные расходы на рекламу являются нормируемыми - подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации товаров, работ, услуг (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Глава 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» содержит определенные ограничения в части размера принимаемых налоговых вычетов для некоторых видов расходов. Так, к вычету принимаются суммы НДС с части командировочных и представительских расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль (п.7 ст.171 НК РФ).

Необходимо отметить, что в указанном пункте не оговаривается размер НДС, принимаемого к вычету с рекламных расходов. То есть сумму НДС по рекламным расходам организация имеет право принять к вычету в полном объеме, если она выполнила все условия, необходимые для правомерного принятия сумм НДС по рекламным расходам к вычету:

- расходы на рекламу связаны с деятельностью, облагаемой НДС;

- услуги (товары, работы) по рекламе оприходованы;

- имеется счет-фактура.

При этом, как уже указывалось выше, некоторые виды рекламных расходов являются нормируемыми для целей исчисления налога на прибыль. А пункт 7 ст.171 НК РФ содержит фразу «в случае, если в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам».

И несмотря на то, что этот пункт посвящен вычетам НДС со стоимости командировочных и представительских расходов, специалисты Минфина России считают, что положения о нормировании вычетов по НДС относятся ко всем нормируемым в целях налогообложения прибыли расходам, в том числе к расходам на рекламу. Например, в письме Минфина России от 11.11.2004 № 03-04-11/201 указывается, что суммы НДС, относящиеся к расходам на рекламу, подлежат вычету в размере, соответствующем нормативу, применяемому для целей налога на прибыль организаций. Следует учитывать, что выручка для целей исчисления данного норматива определяется нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 318 НК РФ). При этом, по мнению Минфина, суммы НДС, относящиеся к сверхнормативным расходам, к вычету не принимаются и в составе расходов при исчислении налога на прибыль не учитываются.

Таким образом, если организация примет решение о применении в полном объеме вычетов по НДС, относящихся к сверхнормативным (расходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль) рекламным расходам, организации, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде.

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 21.07.2004 N Ф04-5004/2004(А81-3059-31) указывает, что суммы НДС по расходам на рекламу подлежат вычету в размере, соответствующем нормативам, по которым такие расходы учитываются при исчислении налога на прибыль. В то же время в Постановлении ФАС Московского округа от 03.11.2005 по делу N КА-А40/10907-05 указано, что действие пункта 7 ст.171 НК РФ распространяется на вычеты, связанные с расходами на командировки, а не рекламу.