ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Для того чтобы установить контакты с потенциальными клиентами, партнерами, организации участвуют в выставках. Расходы на участие в выставке могут быть самыми разнообразными. Причем, осуществив их, организация – налогоплательщик непременно столкнется с вопросами их классификации. Какие из них относятся к ненормируемым расходам, а какие нормируются?

Поэтому, немного уделим внимания некоторым видам рекламных расходов, в частности рекламным расходам, осуществленным организацией на участие в выставках, ярмарках, экспозициях. Причем, участвуя в таких мероприятиях, организация для поддержания интереса к выпускаемой продукции, продаваемым товарам, оказываемым услугам прибегает к использованию брошюр, буклетов, каталогов.

Пример 1.

Организация заказала дизайнерской фирме буклет с рекламой своих услуг. Можно ли учесть данные расходы на рекламу в полном объеме для целей налогообложения?

Под буклетом понимается произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами, в несколько страниц так, что текст может читаться без разрезки, раскрываясь, как ширма.

В соответствии с налоговым законодательством в полном объеме уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль только расходы, предусмотренные абзацами 2-4 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

А рассматриваемые нами расходы к вышеперечисленным расходам не относятся, так как перечень ненормируемых расходов является закрытым и буклеты там не указаны.

Следовательно, данные расходы для целей налогообложения могут быть отнесены на прочие виды рекламы, но только в размере 1 процента от выручки (абзац 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ).

Если бы организация заказала изготовление брошюр, то данные расходы можно было отнести в полном объеме на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, на расходы по рекламе, согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 264 НК РФ. Данный вид расходов - изготовление рекламных брошюр, относится к ненормируемым расходам.

Окончание примера.

Пример 2.

Организация оптовой торговли изготовила каталоги с реализуемыми ею товарами и через почтовую рассылку разослала потенциальным покупателям данного товара. Как квалифицировать произведенные затраты, связанные с изготовлением данного каталога?

Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ, затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации относятся к расходам организации на рекламу.

Однако в данном примере распространение каталогов произведено потенциальным клиентам, круг которых известен организации. То есть в данном случае у плательщика налога на прибыль не выполняется требование Закона №38-ФЗ о неопределенности круга лиц до которых доводится информация. Следовательно, затраты оптовой торговли на изготовление и почтовую рассылку каталогов не могут быть отнесены к расходам на рекламу.

Обратите внимание!

Если бы у организации выполнялось условие о признании данных расходов рекламой (соответствие Закону №38-ФЗ), то до 1 января 2006 года организация могла бы учесть данные расходы на рекламу в размере 1% от выручки, а в условиях после 1 января 2006 года учла бы их в полном объеме.

Окончание примера.

Обратите внимание!

Если к каталогам, которые содержат информацию о номенклатуре и цене товара, предназначенным для определенных потенциальных организаций – покупателей, прилагаются типовые договора поставки, в которых указана информация об условиях поставки данного товара, то данные затраты для целей налогообложения прибыли можно учитывать в полной сумме как прочие расходы, связанные с производством и реализацией при условии заключения договора с контрагентом.

Нередко на выставках организации раздают подарки.

Стоимость подарков, раздаваемых покупателям, также может быть включена в состав рекламных расходов. В налоговом учете эти расходы отнесены к нормируемым расходам.

Пример 3.

ООО «Сигма» приняло участие в выставке, в рамках которой проводился конкурс, с вручением призов победителям.

За участие в выставке ООО «Сигма» уплатило 10 620 рублей (в том числе НДС – 1 620 рублей). Общая стоимость приобретенных призов – 76 700 рублей (в том числе НДС – 11 700 рублей). Предположим, что стоимость каждого из призов более 1000 рублей. Выручка от реализации составляет 5 400 000 рублей (без НДС).

В целях бухгалтерского учета все произведенные расходы на рекламу учитываются в полном объеме. Для целей налогового учета полностью принимаются в составе расходов затраты на участие в выставке (пункт 4 статьи 264 НК РФ). Стоимость врученных призов учитывается в сумме, не превышающей 1% суммы выручки от реализации 5 400 000 рублей х 1% = 54 000 рублей. НДС по этим расходам принимается к вычету в сумме, соответствующей этому нормативу.

Рабочим планом счетов организации предусмотрено, что к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» открыты следующие субсчета:

68-1 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;

68-2 «Расчеты по НДС».

Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
60
51
76 700
Оплачены призы
10
60
65 000
Приняты к учету подарки, приобретенные для вручения в качестве призов
19
60
11 700
Учтен НДС
44
60
9 000
Отражены расходы на участие в выставке
19
60
1 620
Отражена сумма НДС по расходам на участие в выставке
68-2
19
1 620
Принят к вычету НДС по расходам на участие в выставке
60
51
10 620
Оплачено участие в выставке
44
10
65 000
Списана стоимость врученных призов
91-2
68
11 700
Начислен НДС на безвозмездную передачу призов (65 000 х 18%)
68 -2
19
9 720
Принят к вычету НДС в пределах нормируемых рекламных расходов (54 000 рублей х 18%)
90-2
44
74 000
Списаны расходы на продажу (9 000 + 65 000)
09
68-1
2 640
Отражен отложенный налоговый актив (65 000 – 54 000) х 24%
91-2
19
1 980
Списана сумма НДС, не подлежащего возмещению (11 700 – 9720)
09
68-1
745,20
Отражен отложенный налоговый актив (1 980 х 24%)

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися рекламных расходов организации и учета спонсорской помощи, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «рекламные расходы. Спонсорская помощь»