Источник: Журнал "Актуальная бухгалтерия"

Многообразие видов рекламы позволяет компаниям сообщать о своих товарах и услугах большому количеству потенциальных покупателей, но в то же время каждый вид современной рекламы имеет свои особенности. При расчете налога на прибыль рекламные расходы учитываются по-разному, поэтому важно правильно определять вид рекламы и ее назначение. О сложных случаях учета рекламных расходов и о способах распространения рекламной информации мы поговорили с Людмилой Владимировной Полежаровой, кандидатом экономических наук, заместителем начальника отдела налогообложения прибыли Минфина России.

Людмила Владимировна, давайте начнем с популярного вида современной рекламы - рекламы в Интернете. Большинство компаний имеет собственные сайты или дает рекламные сообщения в Сети, но не всегда ясно, как учитывать расходы на размещение такой рекламы. В каком объеме эти расходы учитываются при расчете налога на прибыль?

Рекламные расходы в Интернете учитываются в полном объеме при налогообложении прибыли

К расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети1.

Реклама доводится до потребителя посредством опубликования информации в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-теле­коммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет)2. Таким образом, расходы по размещению рекламной продукции в информационно-те­лекоммуникационных сетях общего пользования (в т. ч. в Интернете), содержа­щей рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу и учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме.

Много вопросов вызывает реклама в подземных переходах. Форма рекламы такая же, как у наружной: щиты, вывески, стенды. Но расположены они под землей. Как в таком случае классифицируется реклама? Можно ли ее в полном объеме включить в состав расходов по налогу на прибыль?

Реклама в подземных переходах не является наружной. Расходы на такой вид рекламы нормируются

К расходам компании на рекламу в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов3.

Исходя из смысла этих положений Федерального закона "О рекламе" наружная реклама, размещенная на рекламной конструкции, представляет собой рекламу, размещенную на технических средствах стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых вне зданий, строений, сооружений либо на внешних стенах таковых.

По мнению Федеральной антимонопольной службы, реклама, размещенная, например, во внутренних помещениях метрополитена, не может быть отнесена к наружной. В этой связи затраты на размещение рекламных щитов в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метро относятся к расходам на рекламу, принимаемым для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения4. Полагаю, что это справедливо и в отношении рекламы, размещаемой в виде стендов, щитов и вывесок в подземных переходах.

Еще один интересный подход к распространению информации - компания печатает свою рекламу на квитанциях на оплату коммунальных услуг. Как и в каком объеме учесть расходы на распространение такой рекламы при расчете налога на прибыль?

Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией5.

К расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой фирме.

Данные расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли являются ненормируемыми. То есть учитываются в целях налогообложения прибыли в размере фактических затрат.

Значит, квитанции на оплату коммунальных услуг можно отнести к рекламной печатной продукции в виде листовок, брошюр?

Квитанции на оплату коммунальных услуг можно отнести к рекламной печатной продукции. Затраты, связанные с печатью рекламной информации на таких квитанциях, учитываются как расходы на изготовление брошюр и каталогов.

Да. Ведь в распространении печатной продукции  - календарей, листовок, флаерсов, лифлетов, буклетов и т. п. - нет принципиальной разницы, поскольку все эти виды печатной продукции в основном отличаются только по объему.

Так, лифлеты, флаерсы, квитанции на оплату коммунальных услуг, которые представляют собой листы различного формата, имеющие от одного до трех сгибов, - это разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию. Отличие только в размерах этой печатной продукции.

Несмотря на то что упоминание таких видов печатной продукции, о которых мы говорим, включая листовки и квитанции на оплату коммунальных услуг, в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса отсутствует, указанный вид полиграфических материалов может использоваться в рекламных целях и содержать информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации. Следовательно, расходы на изготовление такой печатной продукции в целях налогообложения прибыли могли бы учитываться аналогично расходам на изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Однако здесь есть еще один нюанс, связанный с таким признаком рекламы, выделяемым Федеральным законом "О рекламе", как адресование рекламы неопределенному кругу лиц. Минфин России в аспекте рекламы на квитанциях на оплату коммунальных услуг вопрос о рекламных расходах не рассматривал. Однако, полагаю, что можно обратиться к разъяснению Федеральной антимонопольной службы6, в котором указано, что в статье 3 Федерального закона "О рекламе" под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц.

Также, по моему мнению, необходимо учесть, что квитанции на оплату коммунальных услуг рассылает в конечном итоге не рекламодатель (который, очевидно, не имеет клиентской базы, сформированной исключительно из плательщиков коммунальных услуг), а ДЭЗы, ЕИРЦы, ТСЖ, кооперативы, управляющие организации - лица, которые формируют счета на оплату коммунальных услуг.

Многие компании принимают участие в выставках, где рады прорекламировать свою продукцию или услуги. Скажите, Людмила Владимировна, если компания изготовила сувениры, нанесла на них рекламную информацию и распространяет сувениры на выставке, можно ли учесть затраты на изготовление и распространение в составе рекламных расходов по налогу на прибыль?

Список затрат, которые можно учесть как расходы на выставочные мероприятия, не определен. Компания должна самостоятельно решать, как учитывать рекламные расходы, связанные с участием в выставках

Федеральный закон "О рекламе" устанавливает конкретные требования к рекламе именно как к информации, к ее содержанию, местам и способам распространения, но не регулирует порядок передачи такой информации между хозяйствующими субъектами или иными лицами при ее изготовлении или подготовке к распространению для неопределенного круга лиц. Нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и пр.) осуществляется в рекламных целях7.

Расходы налогоплательщика на участие в выставках в целях налогообложения прибыли не нормируются, относятся на расходы в объеме фактических затрат.

Вместе с тем в главе 25 Налогового кодекса не расшифровывается, какие конкретно затраты следует признавать расходами на участие в выставках, ярмарках, экспозициях.

Арбитражная практика свидетельствует о том, что к расходам на участие в выставках могут быть отнесены любые расходы на рекламу во время выставки при условии их обоснованности и документального подтверждения8.

По мнению Управления федеральной налоговой службы по городу Москве, к расходам на участие в выставках (ярмарках, экспозициях) следует относить только затраты по оплате вступительных взносов, разрешений для участия в подобных мероприятиях, а также услуг организаций - устроителей экспозиций9.

Министерство финансов в данном аспекте вопрос о рекламных расходах не рассматривало.

Таким образом, в описанной ситуации организация должна самостоятельно принять решение о возможности отнесения расходов на изготовление сувениров с рекламой организации к ненормируемым расходам. 

Беседу провела
Екатерина Степина,
эксперт по финансовому законодательству


1п. 4 ст. 246 НК РФ
2ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ
3п. 4 ст. 246 НК РФ
4п. 1 ст. 252 НК РФ
5подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ
6решение и предписание ФАС России от 03.06.2010 № 397-ФАС52-Р-18-07/03-10
7письма ФАС России от 23.01.2006 № АК/582, от 30.10.2006 № АК/18658
8пост. ФАС МО от 16.03.2009 № КА-А40/1402-09, ФАС СЗО от 02.02.2006 по делу № А26-5845/2005-216 и ФАС ВВО от 13.01.2005 № А43-1729/2004-32-152
9письма УФНС России по г. Москве от 19.11.2004 № 26-12/74944 и УМНС России по г. Москве от 17.05.2004 № 26-12/33213