Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 9, сентябрь 2009 г.

Осипян В. Ю., аудитор

Чтобы продемонстрировать свою продукцию, а заодно и ознакомиться с ассортиментом конкурентов, аграрная фирма принимает участие в выставке. Бухгалтерский и налоговый учет расходов, связанных с данным мероприятием, имеет свои особенности. Расскажем о них, не забывая и о разъяснениях финансистов.

Затраты на участие в выставке – рекламные расходы

Для целей налогового учета затраты на участие в выставке считаются расходами на рекламу. Основание – подпункт 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Причем данный вид рекламных расходов по общему правилу не нормируется (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). То есть при определении облагаемой базы по налогу на прибыль они в полном объеме включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

А вот в законодательстве о бухгалтерском учете нет конкретного перечня рекламных мероприятий. Однако, по мнению автора, для целей бухучета данный вид затрат также можно отнести к категории расходов на рекламу. Отражать их следует на счете 44 «Расходы на продажу».

Далее рассмотрим нюансы учета отдельных видов затрат, связанных с участием в выставке.

Аренда площадей, оформление стенда и образцы продукции

В большинстве случаев распределение выставочных площадей между участниками выставки делается заранее. При этом организаторы мероприятия, как правило, требуют предварительной оплаты стоимости аренды. То есть для того, чтобы забронировать место в выставочном зале, агрофирма должна перечислить организатору выставки аванс (предоплату).

На практике многие бухгалтеры отражают предоплату за участие в выставочных мероприятиях с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов». С точки зрения автора, это неправильно. Перечисленные деньги бухгалтеру необходимо учитывать именно как аванс, а не как расходы будущих периодов. Ведь сама выставка еще не началась, следовательно, сельскохозяйственному предприятию еще не были оказаны услуги, а значит, оно еще не понесло расходов.

ПРИМЕР

Агрофирма ЗАО «Поле» решила принять участие в областной выставке «Сельское хозяйство – 2009», которая проходит с 1 по 10 сентября 2009 года. Поэтому уже в августе 2009 года ЗАО «Поле» перечислило организатору выставки 100-процентную предоплату в сумме 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.) за аренду выставочных площадей.

Акт с организатором сельскохозяйственной выставки был подписан 10 сентября 2009 года.

Кроме того, сельхозорганизация наняла специалистов, которые установили и оформили выставочный стенд. Эти работы были закончены 1 сентября, и тогда же стороны подписали акт приемки выполненных работ на сумму 53 100 руб. (в том числе НДС – 8100 руб.). В бухгалтерском учете сельхозпредприятия были сделаны следующие проводки.

В августе 2009 года:

ДБЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
КРЕДИТ 51

– 35 400 руб. – перечислен аванс организатору выставки за аренду площадей;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных»

– 5400 руб. – принят к вычету НДС с перечисленного аванса (на основании «авансового» счета-фактуры, выставленного организатором выставки).

С этого года сумму «авансового» НДС можно принимать к вычету, если соблюдаются условия, перечисленные в пункте 9 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

В сентябре 2009 года:

ДЕБЕТ 44 субсчет «Рекламные расходы»
КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по оказанным услугам»
– 30 000 руб. (35 400 – 5400) – отражены расходы по аренде выставочных площадей;

ДЕБЕТ 19
КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по оказанным услугам»

– 5400 руб. – учтен НДС по арендной плате;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Рекламные расходы»
КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по оказанным услугам»
– 45 000 руб. (53 100 – 8100) – отражены расходы по установке и оформлению стенда;

ДЕБЕТ 19
КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по оказанным услугам»

– 8100 руб. – учтен НДС по затратам на установку и оформление стенда;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты по оказанным услугам»
КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

– 35 400 руб. – зачтена ранее перечисленная предоплата;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19

– 13 500 руб. (5400 + 8100) – принят к вычету НДС по аренде, а также по расходам на установку и оформление стенда;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 5400 руб. – восстановлена сумма НДС, ранее принятая к вычету по перечисленной предоплате;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты по оказанным услугам»
КРЕДИТ 51

– 53 100 руб. – перечислена оплата за установку и оформление стенда.

В налоговом учете ЗАО «Поле» включило в состав прочих расходов 75 000 руб. (30 000 + 45 000).

При оформлении выставочного стенда обычно используют образцы продукции, которую производит сельхозпредприятие. Скорее всего после выставки данные образцы станут уже непригодны для продажи (если речь идет о продуктах питания, то они могут попросту испортиться).

В налоговом учете стоимость таких образцов бухгалтер вправе включить в состав расходов в полном объеме, поскольку пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ разрешает не нормировать расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

В бухгалтерском учете стоимость такой продукции бухгалтер также может списать на рекламные затраты, сделав запись:

ДЕБЕТ 44 субсчет «Рекламные расходы»
КРЕДИТ 43

– списана стоимость выставочных образцов сельхозпродукции.

Порядок учета расходов на аренду различного выставочного оборудования аналогичен описанному выше.

Раздаточные материалы и дегустация сельхозпродукции

Агрофирма может бесплатно раздавать на выставке сувениры и изделия с собственным логотипом (календари, ручки, блокноты, брошюры, каталоги, буклеты, листовки и т. п.). Кроме того, организация-экспонент может предоставлять посетителям собственную продукцию для дегустации.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Обратимся к пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Из буквального содержания данной нормы можно сделать вывод, что из всех перечисленных видов затрат на изготовление раздаточных материалов в число ненормируемых рекламных расходов входят только затраты на выпуск брошюр и каталогов (они прямо поименованы в этом пункте).

Все остальные расходы на изготовление сувенирной продукции нормируются. То есть включить их в состав налоговых затрат можно лишь в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Аналогичный вывод следует из письма Минфина России от 9 июля 2009 г. № 03-03-06/1/452.

Расходы на дегустацию в перечне ненормируемых рекламных затрат, приведенном в пункте 4 статьи 264 Налогового ко-
декса РФ, также не названы. Следовательно, эти суммы также относятся на налоговые расходы в пределах норматива. Такие разъяснения приведены, в частности, в письме Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/113.

Однако в данном случае вся рекламная продукция изготовлена исключительно для ее распространения на выставке. Дегустация товаров проходит тоже в рамках выставки. Следовательно, по мнению автора, рассматриваемые затраты (на изготовление сувениров и стоимость дегустируемой сельхозпродукции) можно классифицировать как расходы на участие в выставке. И признать их в налоговом учете в полном объеме.

Но в этом случае агрофирме следует быть готовой к спорам с налоговыми органами.

Чтобы иметь на руках дополнительные козыри, на раздаточных материалах рекомендуется нанести не только логотип агрофирмы, но и символику выставки. А также подтвердить документально, что вся сувенирная продукция распространена во время этого мероприятия в полном объеме. Нелишним будет и оформить приказ руководителя о проведении дегустации в программе участия в выставке.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

По мнению финансистов, бесплатная раздача рекламной продукции признается безвозмездной передачей. Следовательно, с рыночной стоимости переданных сувениров необходимо начислить НДС (п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ). Такой вывод следует, в частности, из писем Минфина России от 21 октября 2008 г. № 03-07-11/338, от 22 сентября 2006 г. № 03 -04-11/178. Аналогичный подход финансисты применяют, если речь идет о передаче товаров для дегустации (см., например, письмо Минфина России от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205).

Обратите внимание: передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., налогом не облагается (подп. 25 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Значит, при передаче сувениров (продукции для дегустации), стоимость единицы которых не превышает указанного лимита, налог начислять не нужно. Однако в этом случае агрофирма лишается и права на вычет «входного» налога по таким ценностям, поскольку имеет место не облагаемая НДС операция. Если «входной» налог был зачтен ранее, то его придется восстановить.

Расходы на оплату труда и командировочные

Отдельного внимания заслуживают расходы на оплату труда специалистов, работающих на выставке.

НА ВЫСТАВКЕ РАБОТАЕТ ШТАТНЫЙ ПЕРСОНАЛ АГРОФИРМЫ

Если выставка проходит в той же местности, где находится агрофирма, работникам просто начисляют зарплату. Если мероприятие проводят в другой местности, то людей направляют в командировку. За время нахождения штатного специалиста в командировке за ним сохраняется средний заработок. Кроме того, организация обязана возместить работнику командировочные расходы на проезд, по найму жилого помещения и суточные (ст. 168 Трудового кодекса РФ).

При этом зарплату и средний заработок, сохраняемый на время командировки, следует отражать в регистрах налогового учета в составе расходов на оплату труда. Основание – статья 255 Налогового кодекса РФ.

А вот стоимость проезда, жилья и суточных, по мнению автора, можно учесть одним из двух способов:

– в качестве ненормируемых рекламных расходов (затрат на участие в выставке);

– в составе собственно командировочных затрат (подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Обратимся к пункту 4 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Здесь сказано: если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Таким образом, агрофирма в данной ситуации вправе самостоятельно выбрать, по какой статье ей учесть расходы на командировки работников на выставку.

НА ВЫСТАВКЕ РАБОТАЮТ ПОДРЯДЧИКИ

Автор считает, что в данной ситуации агрофирма опять же вправе выбрать, по какой статье в налоговом учете ей отражать стоимость услуг исполнителей.

Так, расходы на оплату труда привлеченных работников можно учесть в составе ненормируемых затрат на рекламу (участие в выставке).

А можно использовать один из следующих вариантов:

– отнести к расходам на оплату труда согласно пункту 21 статьи 255 Налогового кодекса РФ, если договоры заключены с физическими лицами – не предпринимателями;

– учесть в составе прочих расходов на основании подпункта 41 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, если договоры заключены с индивидуальными предпринимателями.

НУЖЕН ЛИ КАССОВЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ?

В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ указано, что контрольно-кассовую технику можно не применять при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли. Исключение составляют находящиеся в этих местах магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа и другие аналогично обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара торговые места. А также открытые прилавки внутри крытых помещений при торговле непродовольственными товарами.

Таким образом, без применения кассовых аппаратов можно торговать продовольственными товарами на выставках и ярмарках, если торговое место (открытый прилавок) не обеспечивает показ и сохранность товара. Из этого критерия исходят и суды (например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 7 мая 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1439 и от 28 марта 2008 г. № Ф03-А73/08-2/793; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2008 г. № А19-17119/07-56-Ф02-3024/08).

А вот при торговле непродовольственными товарами на открытых прилавках следует применять ККТ (см. письмо УМНС России
по г. Москве от 15 апреля 2004 г. № 29-12/25736 «О применении ККТ при продаже продукции на выставке»).