Автор: Соловьева А.А., эксперт журнала

Журнал "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера" № 12/2021

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов включаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Дополнительно в п. 4 названной статьи указано, что к расходам на рекламу относятся:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;

  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ предусматриваются как ненормируемые, так и нормируемые расходы на рекламу. Перечень рекламных расходов является открытым. Однако в любом случае расходы, связанные с рекламными мероприятиями, должны непосредственно затрагивать или деятельность самого налогоплательщика, или товары (работы, услуги), которые он производит и (или) реализует (Письмо Минфина России от 01.10.2021 № 03-03-07/79764).

Расходы могут быть подтверждены любыми документами (договорами, актами, фотоматериалами и др.). Применительно к рекламе в эфирных СМИ можно руководствоваться Письмом Минфина России от 22.06.2012 № 03-03-06/2/71, в котором разъяснено: при размещении рекламы в эфирных средствах массовой информации посредством привлечения услуг рекламного агентства документами, подтверждающими для целей налогообложения прибыли организаций факт оказания услуги по размещению рекламного материала, служат эфирные справки или иные документы, содержащие необходимые реквизиты (дату, время размещения рекламы, наименование теле-, радиоканала, вид рекламного материала и пр.), выданные непосредственно теле- или радиокомпанией.

Итак, признание расходов в целях налогообложения прибыли возможно, если доказана их связь с деятельностью организации или реализуемыми товарами (работами, услугами) и имеются надлежащим образом оформленные документы, которые подтверждают виды расходов, их размер и т. п. Однако существует еще одно обязательное условие: расходы должны быть реальными. В противном случае налогоплательщику не помогут любые даже идеально оформленные документы, из которых усматривается непосредственная связь расходов с деятельностью, направленной на получение доходов.

Вместе с тем некоторые организации уверены, что проверить реальность рекламных расходов, особенно на трансляцию аудио-роликов, очень сложно, поэтому достаточно подготовить пакет необходимых подтверждающих документов. Практика свидетельствует, что такое мнение ошибочно.

Например, из материалов дела № А40-48153/2020 следует, что инспекция обвинила ООО в получении необоснованной налоговой выгоды, выраженной в неправомерном включении в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, затрат по сделкам со спорными контрагентами, а также использовании вычетов по НДС.

В проверяемом периоде между организацией и спорными контрагентами были заключены договоры на оказание рекламных услуг.

Инспекция проверила исполнителей и сделала вывод, что они не являются реальными участниками экономической деятельности и не могли оказывать какие-либо услуги налогоплательщику.

Так, согласно ответам территориальных налоговых органов по проведенным в отношении спорных контрагентов и их контрагентов (контрагенты 2-го, 3-го звена) встречным проверкам установлена невозможность выполнения компаниями обязательств по оказанию услуг ввиду отсутствия у них активов, имущества, помещений и транспортных средств, работников.

Организации-исполнители не находятся по адресу регистрации и не имеют иного адреса фактического места нахождения.

Физические лица, числящиеся руководителями данных организаций, являются номинальными и согласно допросам, проведенным в порядке ст. 90 НК РФ, к деятельности указанных организаций отношения не имеют.

Налоги контрагенты уплачивали в минимальных размерах, не сопоставимых ни с суммами полученной от налогоплательщика выручки, ни с размером доходов, отраженным в выписках банков по расчетным счетам.

Спорные контрагенты не осуществляли платежи, свидетельствующие о наличии реального ведения организациями финансово-хозяйственной деятельности (выплата заработной платы, оплата аренды офисов, транспортные расходы, коммунальные и эксплуатационные расходы, покупка канцелярских товаров и др.).

Полученные от налогоплательщика денежные средства перечислялись в этот или на следующий день в адрес организаций, обладающих признаками фиктивности, с последующим их снятием.

В подтверждение понесенных затрат и заявленных вычетов по НДС общество представило следующие документы:

  • договоры с дополнительными соглашениями;

  • акты подтверждения передачи аудиороликов;

  • счета-фактуры;

  • акты об оказании услуг;

  • графики размещения рекламных материалов;

  • эфирные справки на размещение рекламных роликов в эфирах радиоканалов.

Проверяющие допросили сотрудников поименованных в документах радиостанций. Допрошенные лица:

  • указали на неверное название радиоканала в документах;

  • сообщили, что рекламные материалы налогоплательщика не размещались в эфире радиостанции;

  • не подтвердили свою подпись на имеющихся у ООО эфирных справках;

  • указали, что график выходов рекламы не соответствует сетке вещания радиоканала.

Почерковедческая экспертиза подтвердила, что подписи в документах выполнены не сотрудниками радиостанций, а иными неустановленными лицами.

С учетом всех обстоятельств суды трех инстанций решили, что налоговый орган правомерно исключил затраты на рекламу из состава расходов и отказал в применении вычетов по НДС (Постановление АС МО от 28.06.2021 № Ф05-13438/2021).

Налогоплательщик подал жалобу в Верховный суд. Однако в передаче дела на пересмотр было отказано в связи с отсутствием доказательств реальности оказания рекламных услуг спорными контрагентами (Определение от 20.10.2021 № 305-ЭС21-18632).

Данный налоговый спор подтверждает: налогоплательщикам не следует уповать на трудности проверки факта оказания рекламных услуг, в частности, при размещении в СМИ аудиоматериалов. Наличие полного пакета подтверждающих документов не гарантирует отсутствие налоговых претензий, важно доказать реальность осуществления деятельности исполнителем и оказания услуг налогоплательщику.