Сергей Карпов, адвокат по налоговым и экономическим преступлениям
Юридический альянс VARENIKOVГРУПП

В настоящее время Госдума рассматривает законопроект, направленный на борьбу с «серыми» схемами налоговой оптимизации, и с использованием в этом процессе фирм-однодневок. Депутаты пытаются выставить барьер  на пути действий, позволяющих не исполнять налоговые обязанности полностью или частично, и дающих право на возмещение (возврат, зачет) налогов.

Этот законопроект, на фоне деоффшоризации экономики, расширения возможностей налоговиков, возвращения следователям права на возбуждение налоговых дел, без сомнений будет принят.

Так что же такое нелегальная налоговая оптимизация?

В этой статье мы приведем несколько примеров «агрессивных» схем, благодаря которым некоторые предприниматели добивались планируемых экономических показателей, но в итоге становились фигурантами уголовных дел. Итак:

Посредническая схема.

Суть рассматриваемой схемы заключалась в том, что при помощи посредников, действующих на основании договоров комиссии, поручения или агентских договоров, налогоплательщикам удавалось сокращать налогооблагаемую прибыль, снижать доходы, увеличивать цены на товары (работы, услуги).

Так используя мнимого посредника-комитента, коммерческие фирмы маскировали собственную реализацию под комиссионную торговлю. В результате налогом облагалась только сумма комиссионного вознаграждения.

Иногда в цепочку посредников вовлекалось сразу несколько подконтрольных фирм для создания фиктивных расходов без фактического движения товара. Например, импортер обуви мог практически по себестоимости «реализовать» продукцию фирме-однодневке, не платящей налоги и не сдающей отчетность, которая в свою очередь, с значительной наценкой «продавала» товар еще одной зависимой фирме, но уже платящей налоги. Эта фирма, опять же после наценки «отгружала» обувь для компании, которая фактически и являлась сбытовым звеном. Таким образом достигалось уменьшение налоговой нагрузки как на импортера, так и на сбытовое звено.

Нередко при помощи посредника в лице фирмы-однодневки, предприниматели искусственно создавали затратную часть. Так производитель кондитерских изделий добавлял в продукцию несуществующий ингредиент — агар-агар, который ему никто никогда не поставлял, и который наличествовал только в первичных документах фиктивного продавца. С помощью раздувания издержек уменьшался налог на прибыль и корректировался НДС.

Еще одним примером может служить покупка известной пивоваренной компанией оборотной тары у подконтрольной организации по изначально завышенным ценам.

Вексельная схема.

Характерный случай - это когда мнимый комиссионер возвращал выручку за реализованный товар комитенту не деньгами, а векселями третьих лиц, в то время как выручка оседала в зависимой фирме-однодневке, которая естественно платить налоги с этой сделки не собиралась.

«Игрушечная» схема.

Название скорее всего произошло по ассоциации с детским НДС. Этот способ налоговой минимизации стал чуть ли не притчей во языцех, как в бизнес кругах, так и в налоговом ведомстве. Хитрость схемы заключалась в том, что предприниматели закупали сырье, к примеру ткань, с учетом НДС 18%. Отдавали ее на фиктивную давальческую переработку, после чего ткань продавалась уже как детский трикотаж со ставкой  НДС в 10%. В итоге создавались фиктивные расходы и возникало право на возврат из бюджета налога на добавленную стоимость.

Трансфертная схема.

Классический способ оптимизации корпоративных доходов при помощи трансфертного ценообразования. Как правило, подобная схема использовалась материнскими компаниями в сделках с аффилированными структурами. Так, российская головная компания, осуществляющая сборку высокотехнологичного оборудования, могла закупать у своих «дочек» из низконалоговых юрисдикций, микросхемы по цене в 4-5 раз дороже, чем у независимых поставщиков. Таким методом предприниматели оптимизировали прибыль своих холдингов, а полученную прибыль инвестировали в свои зарубежные подразделения.

Доверительная схема.

Весь фокус кроется в том, что купленная российскими компаниями дорогостоящая недвижимость (зачастую торговые и офисные центры), оформлялась в низконалоговых юрисдикциях на фирмы, которые в дальнейшем передавали её в аренду опять же российским компаниям. Арендные платежи по этой схеме, естественно уходили из-под налога на прибыль прямиком в оффшор, а потом опять возвращались в Россию под видом займов или инвестиций.


Фиктивный экспорт.

Суть схемы сводилась к тому, что российские организации «покупали» у фирм-однодневок несуществующий товар и поставляли его в адрес взаимозависимых зарубежных партнеров, попутно возмещая за счет мнимого экспорта из бюджета НДС.

Заведомо неисполнимый договор.

Для уменьшения налогооблагаемой прибыли, предприниматели включали в хозяйственные договора с «дружественными» им контрагентами неустойку за задержку поставки товара или за просрочку платежей. В этом случае проштрафившаяся организация добровольно выплачивала начисленные пени, отражая их в бухгалтерском учете, как внереализационные расходы.

Фиктивный заем.

Организация, применяющая ОСНО делала заем под проценты у аффилированной компании, находящейся на «упрощенке». Проценты по займу уменьшали налогооблагаемую прибыль у заемщика.

Фиктивные убытки.

Некоторые предприниматели приобретали фирмы с искусственно сформированными убытками. Следующим шагом было присоединение «пустышки» к прибыльной компании с целю уменьшения налоговой нагрузки на прибыль.

Следует заметить, все вышеперечисленные способы  получения налоговой выгоды находятся на особом контроле у государства. Налоговая инспекция относится к подобным операциям весьма настороженно. Конечно наличие в схемах фирм-однодневок или взаимозависимых лиц еще ничего не значит. Для привлечения к ответственности налоговикам необходимо доказать скоординированность действий участников схемы и их согласованное намерение уклониться от уплаты налогов. Но если им это удастся, доначисление налогов организации гарантировано, и не исключено, что на её руководителя заведут уголовное дело.

Рекомендации налогоплательщикам, с помощью которых можно избежать нарушение закона:

1. Любая модель хозяйствования, обеспечивающая послабление налоговой нагрузки, должна подвергаться предварительной и всесторонней оценке на наличие налоговых рисков. Только формальное соответствие закону — это аргумент против такой модели.

2. У заключаемых сделок не должно быть притворного характера и должна присутствовать убедительно сформированная деловая цель.

3. Используемая ценовая политика должна быть грамотно обоснована и не должна противоречить статье 40 Налогового кодекса РФ.

4. Цены в сделках с иностранными посредниками должны быть мотивированны и должны соответствовать рыночному уровню.

5. Все, что делается в рамках группы компаний, не должно выглядеть мнимо или искусственно. Любая сделка должна четко укладываться в общую логику бизнес-процесса холдинга.

6. Необходимо уделять должное внимание оформлению документов, подтверждающих экономическую обоснованность и реальность издержек.

7. При налоговом планировании следует избегать взаимозависимости участников сделок.

8. Следует закреплять доказательства должной осмотрительности при выборе новых контрагентов.

9. Лучше избегать сотрудничества с ненадежными партнерами и «серыми» оптимизаторами.

10. При внедрении какой-либо схемы оптимизации налогов,  будет нелишним получить от налоговой инспекции письменные разъяснения относительно её целесообразности и законности.