Источник: Деловой Петербург
Бизнес всегда стремился оптимизировать расходы на персонал. При классическом оформлении трудовых отношений с сотрудником предприниматель за каждую штатную единицу перечисляет стандартные 30% взносов от оклада — это сумма страховых взносов в Социальный фонд.
Некоторое время назад многие использовали механизм привлечения индивидуальных предпринимателей как сотрудников за штатом, оптимизируя таким образом финансовую нагрузку. Экономия достигалась за счёт отсутствия необходимости платить страховые взносы. Постепенно, по мере увеличения страховых взносов ИП (с 40,8 тыс. рублей в 2020-м до 49,5 тыс. в 2024-м), акцент стал смещаться в сторону ГПХ (договоры гражданско-правового характера).
В 2023-м законодательство вновь ужесточилось, и при ГПХ появились страховые взносы. Однако в стране уже действовал новый налоговый режим — статус "самозанятый", если физическое лицо зарегистрировалось как плательщик налога на профессиональный доход. И в отношении них как внештатных сотрудников активизировался спрос.
"Заказчиков, если так назвать предпринимателя, привлекает снижение расходов при выплате вознаграждения физическим лицам. Но есть ряд существенных нюансов при заключении договора ГПХ с физическим лицом и самозанятым", — отметила налоговый консультант, аттестованный член Палаты налоговых консультантов России, руководитель консультационного отдела ООО "Что делать Аудит" Татьяна Бардак. В ходе делового завтрака она представила таблицу преимуществ и недостатков этих вариантов оформления правоотношений между заказчиком и исполнителем. Так, налоговые органы нужно уведомлять о заключении договора ГПХ по форме ЕФС-1, тогда как при работе с самозанятым такой обязанности нет. Для учёта расходов в обоих случая необходим акт выполненных работ или оказанных услуг, но при оплате самозанятому обязательно дополнительно нужен чек. Кроме того, нужно учитывать и запрет на заключение договоров с бывшими работниками.
"Отличия в отрицательную сторону — с физическим лицом можно заключить договор ГПХ на посреднические услуги, например, по поиску клиентов, а режим самозанятого такой характер услуг запрещает, — рассказала Татьяна Бардак. — Бывших работников можно привлекать на работу по договору ГПХ, но если у них оформлен статус самозанятого и не истёк двухлетний мораторий с момента расторжения трудовых отношений, то здесь будет запрет".
Оба варианта взаимоотношений не снижают риски признания таких договоров трудовыми. "Растёт количество обращений к нам за консультациями, формируется и судебная практика по самозанятым, поэтому нужно обращать внимание на содержание договора", — подчеркнула Татьяна Бардак. По её словам, нужно обязательно конкретизировать предмет договора, чтобы он не выглядел как выполнение трудовых функций рядовым сотрудников (из подобных признаков она отметила отсылки на график работ, соблюдение внутреннего распорядка, возложение материальной ответственности). Более полно следует раскрыть состав работ или услуг, пояснить характер вознаграждения и избегать введение ежемесячной платы без конкретизации объёма работ или услуг. С самозанятыми нужно обязательно включать пункт в договор об ответственности за информирование заказчика, если его статус будет утрачен. Без него при утрате статуса (по заявлению или достижению лимита), заказчик автоматически становится налоговым агентом и обязан начислять и удерживать НДФЛ, а также уплачивать страховые взносы с выплачиваемого вознаграждения. "Для контролирующих органов это маркер того, что компания подменяет договором трудовые взаимоотношения", — резюмировала Татьяна Бардак.
Каковы могут быть последствия для исполнителя, если договор всё же будет признан трудовым? "В случае неуплаты налоговым агентом (заказчиком) доначисленного НДФЛ, нельзя исключать риск, что могут быть доначислены налоги самому физическому лицу", — пояснила Татьяна Бардак.
То есть, отомстить фактическому работодателю, пожелав ему штрафов от налоговой, не получится? "Свою холодную месть работодателю вы сможете подать иначе, так как переквалификация отношений с самозанятым в трудовые открывает путь выхода к заказчику с иском о признании трудовых отношений, — перехватил слово федеральный судья России в отставке, партнёр и руководитель трудовой и антимонопольной практики юридической компании "Варшавский и партнёры" Михаил Герман. — Со всеми вытекающими: обязать заключить трудовой договор, внести запись в трудовую книжку, установить оклад и произвести все начисления и отчисления".
И такие инциденты в судебной практике уже появляются. Поэтому, вероятно, скоро потребуются изменения в законодательство, чтобы защитить бизнес от недобросовестных исполнителей.
Эксперт отметил, что в 2024 году перед предпринимателями возникла ещё одна существенная проблема. Это федеральный закон о занятости населения (№565-ФЗ от 12.12.2023 года). "Уважаемые коллеги, а вы от отчётности не устали? — спросил Михаил Герман. — Если да, то в 2024 году её добавится. С новым законом отчитываться теперь надо перед службой занятости, при этом делать это надо через единую цифровую платформу".
По сути, помимо Госуслуг и сайта ФНС, появился ещё один портал — "Работа в России". На нём придётся сдавать отчётность о свободных вакансиях, назначать время для проведения собеседований, писать мотивированные отзывы, почему не подошёл тот или иной кандидат, направленный из Службы занятости, публиковать уведомления о предстоящем сокращении и многое другое.
"Закон вводит новацию: безработный, стоящий на учёте службы занятости, получает официальную возможность подработки без потери статуса. Правда, сроком не более чем 5 дней в месяц и по договору ГПХ, при этом общий доход не может превышать один МРОТ, — уточнил Михаил Герман. — Потирать руки и радоваться, что можно привлечь безработного, рано. Мы долго думали, что означают эти 5 дней — срок приостановки выплаты пособия или максимальный срок договора ГПХ?". Пока не будет пояснений, эксперт порекомендовал воздерживаться от привлечения безработных по договорам ГПХ.
В законе появляются некие комиссии, которые будут следить за бизнес-структурами в том числе на предмет привлечения ими самозанятых, соблюдения всех ограничений, при этом комиссиям даются полномочия получать доступ к сведениям, в том числе содержащих налоговую тайну. Норма вступает уже 1 марта, но на текущий момент, опять же, никакой конкретики со стороны госорганов о данных комиссиях не опубликовано.
"Минувший 2023-й год в сфере трудовых споров ничего хорошего бизнесу не принёс, последний рубеж обороны пал, — попытался пошутить Михаил Герман по фактам судебной практики. — За алкогольное опьянение на работе увольнять нельзя, потому что нужно учитывать, пил ли сотрудник на рабочем месте ранее и с кем. Конфликт с директором становится уважительной причиной не явиться на работу на следующий день".
Из нового — если производится сокращение штатной численности и хочется, чтобы конкретный человек не задержался в коллективе и был уволен с помощью единого квалификационного справочника должностей, то такая лазейка теперь нивелирована. "Спешу вас расстроить. Постановление Минтруда обязывает создавать и проводить заседание аттестационных комиссий. Думаю, мало кто помнит, что это такое", — прокомментировал эксперт.
К чему это всё ведёт? "В ситуации, когда более половины судебных актов выносится в пользу работников, бизнес задумался о смене курса и максимального отхода от чётких трудовых отношений. Токсичных сотрудников и трудовой экстремизм никто не отменял, — сообщил Михаил Герман. — В итоге появляется использование "заёмного труда" согласно главе 53.1 ТК РФ на временных условиях. Законодатель, как всегда, забыл расписать, что это такое".
В современном западном мире это называется аутстаффинг. Сегодня правом "сдавать в наём" работников обладают кадровые агентства и иные юридические лица (в формулировке №565-ФЗ). Но и в данном примере возникают вопросы налогообложения. "И риски переквалификации в подрядные или трудовые взаимоотношения возрастают, — предупредил Михаил Герман. — Время формального подхода и лёгких решений прошло. Если мы хотим выжить в эпоху перемен и быть готовыми к многочисленным отчётам и претензиям, нужно чётко, юридически и экономически обоснованно выстраивать бизнес-процессы. Линейных решений больше нет, в перспективе на ближайшие лет пять".
Директор отдела налогового и юридического консультирования Kept Тимур Шахкеримов рассказал о практике бухгалтерского и налогового аутсорсинга. "Можно передать непрофильные бухгалтерские, налоговые функции специализированной компании, которая является экспертом в этой области, при этом передать можно как отдельные работы, так и полное выполнение бухгалтерских и налоговых функций внешним исполнителям", — поясняет эксперт. Из преимуществ аутсорсинга Тимур Шахкеримов выделил возможность привлечения качественных ресурсов в сжатые сроки, отсутствие необходимости расширения штата компании, непрерывность поддержки, независимость от внутренних кадровых ресурсов и оптимизацию затрат. К недостаткам — риски несоблюдения договора и отсутствие чёткой коммуникации между заказчиком и исполнителем в отношении объёмов и результатов работ.
Многие компании, предлагающие услуги аутсорсинга, помогают и с автоматизацией бухгалтерских/налоговых процессов, в том числе автоматизацией/упрощением рутинных операций, автоматизацией распознавания и ввода первичных документов в учётные системы, формированием электронного архива и др. "Результатом становится сокращение затрат на ведение учёта и организацию документооборота в компании", — пояснил Тимур Шахкеримов.