Автор: Александр Иванов
reg-audit.ru

Учитывая объективные налоговые и коммерческие риски, каждого нового контрагента рекомендуется проверять. Сотрудничество с фирмой, имеющей признаки однодневки или заподозренной в нарушении антиотмывочного законодательства, может дорого обойтись. Согласно НК РФ (ст. 54.1), за сотрудничество с недобросовестным контрагентом предусмотрены налоговые санкции. Необоснованная налоговая база будет оценена в 20% от неуплаченной суммы налогов. А если сотрудники ИФНС докажут умысел, штраф увеличится вдвое. Кроме того, на сумму недоимки, согласно ст. 75 НК, будет начислена пеня.

Минимизировать риски можно только одним способом – путем проведения тщательного налогового скрининга. О пяти его направлениях речь и пойдет дальше.

1. Проверка данных в ЕГРИП/ЕГРЮЛ

Собираясь заключить сделку с контрагентом, следует начать с проверки его юридического статуса. Выяснить, реально ли существует компания или ИП, несложно. Достаточно запросить выписку из соответствующего госреестра. На сайте ФНС информация находится в свободном доступе. Чтобы получить ее, необходимо знать ИНН контрагента. Особое внимание рекомендуется обращать на дополнительные сведения. В этой строке делаются отметки о недостоверности информации в реестре.

Многие, проверяя контрагентов, ограничиваются запросом выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ. Рациональным такой подход назвать сложно. Регистрационных данных недостаточно для анализа деятельности потенциального контрагента. Стоит поискать на сайте ФНС и другую информацию, например, о среднесписочной численности, дисквалифицированных лицах, задолженности по налогам.

2. Проверка бухотчетности

Регистрационные и другие базовые данные о контрагенте в норме, но его статус и деятельность вызывают сомнения? Стоит проверить бухгалтерскую отчетность. На это придется потратить время и кадровые ресурсы. Но если сделка крупная, а риски велики, нерационально пренебрегать доступными средствами налогового скрининга.

В бухгалтерской отчетности контрагента, найти которую можно на официальном ресурсе Федеральной службы статистики, особое внимание следует обратить на показатели чистой прибыли, данные баланса и размер выручки.

3. Арбитраж

Представление о том, что с контрагентом, задействованным в арбитражных делах, связываться не стоит, ошибочно. Судебные прецеденты говорят об активности компании. Удачно завершенные дела – лучшие «отзывы» о ее деятельности. Характеризовать контрагента они могут как негативно, так и позитивно.

При анализе арбитража обратить внимание следует на его объемы. Чем больше проигранных дел и фактов несоблюдения обязательств по контрактам, тем выше риски при сотрудничестве с компанией.

При анализе арбитража вполне можно обойтись без юриста. В картотеке дел достаточно просто найти нужную информацию по ИНН юрлица или ФИО предпринимателя.

4. Исполнительное производство

Разобравшись с арбитражем, стоит проверить контрагента в ФССП. На сайте ведомства в открытом доступе находятся данные об исполнительных производствах. Если в отношении компании одно или несколько таковых открыты, стоит задуматься о том, будет ли безопасным и выгодным предстоящее сотрудничество.

5. Госконтракты

Юридически чистого по первым четырем пунктам контрагента можно проверить на участие в госконтрактах. Выигранные тендеры – жирный плюс в адрес компании. Искать информацию следует на сайте ЕИС.

Следует отметить, что отсутствие госконтрактов – не повод отказываться от сотрудничества с контрагентом. Не каждая компания участвует в тендерах.