Автор: Зарипова М., эксперт журнала

Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера" № 12/2018

Комментарий к письму ФНС РФ от 15.10.2018 № ас-4-16/20081@.

В соответствии с п. 3 ст. 265 БК РФ контрольной функцией Федерального казначейства является внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений. Данный орган исполнительной власти при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю (п. 6 Порядка № 1092[1]):

  • за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

  • за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ РФ, в том числе об исполнении государственных заданий;

  • за соблюдением требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона № 44-ФЗ[2], и обоснованности закупок;

  • за соблюдением правил нормирования в сфере закупок согласно ст. 19 Закона № 44-ФЗ;

  • за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график закупок;

  • за применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

  • за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

  • за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

  • за соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

При этом объектами контроля Федерального казначейства являются не только федеральные государственные учреждения, но и государственные бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета (пп. «в» п. 7 Порядка № 1092).

В связи с этим нарушения, выявленные федеральным казначейством и рассмотренные в Письме ФНС РФ от 15.10.2018 № АС-4-16/20081@, представляют интерес и для бюджетных учреждений. Особое внимание стоит обратить на разд. 6 письма, в котором приведен федеральным казначейством обзор нарушений, касающиеся ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В перечень нарушений, выявленных федеральным казначейством, вошли:

  • непроведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности (п. 6.2 письма);

  • несвоевременная регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах (акте о приеме выполненных работ (форма КС-2), справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)), регистрах бухгалтерского учета (п. 6.3);

  • непринятие к учету сумм неустойки, выставленной подрядчику, в результате чего искажены (занижены) данные бухгалтерского баланса (п. 6.5);

  • возмещение командировочных расходов на проезд на основании документов, приложенных к авансовым отчетам, содержащих не соответствующие приказу о командировании даты. В отдельных случаях указанные расходы превышают стоимость проезда (п. 6.7);

  • нарушения, касающиеся внесения изменений в учетную политику организации в конце отчетного года. Тем самым не обеспечивается сопоставимость бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода (п. 6.9).

В соответствии с п. 2 Инструкции № 157н[3] бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет согласно требованиям БК РФ, Закона № 402-ФЗ[4], настоящей инструкции и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих данный учет.

С 2018 года положения Инструкции № 157н применяются одновременно с применением положений ФСБУ «Концептуальные основы»[5].

Как следует из п. 18 ФСБУ «Концептуальные основы», при ведении бухгалтерского учета субъект учета должен обеспечить формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, осуществляющим полномочия по внутреннему и внешнему финансовому контролю.

Исходя из п. 17, 68 данного документа достоверность информации предполагает отсутствие в ней существенных ошибок и искажений, а также ее полноту и нейтральность.

Отсутствие ошибок означает, что формирование данных бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществлены в соответствии с названным стандартом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также с учетной политикой, сформированной субъектом учета.

Однако ошибки при ведении бухгалтерского учета встречаются довольно часто. При этом их можно разделить на две группы: существенные и незначительные. Напомним, что существенной является информация, искажение которой влияет на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 17 ФСБУ «Концептуальные основы»).

В Письме от 07.09.2017 № 02-06-10/57741 Минфин привел примеры несущественных ошибок. Так, ошибки в аналитическом учете объектов имущества (машин, оборудования, прочих основных средств), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формируют отклонения в части величины активов субъекта учета и не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности. Соответственно, такое искажение аналитических показателей не влияет на достоверность отчетности.

Если ошибка является существенной и бухгалтерская отчетность искажена, к нарушителям применяются положения КоАП РФ, которым установлена административная ответственность. В отношении бюджетных учреждений применяется ст. 15.11 КоАП РФ. Из нее следует, что за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета должностное лицо учреждения могут привлечь к ответственности в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.

При повторном выявлении таких нарушений штраф составит от 10 000 до 20 000 руб. либо нарушитель может быть дисквалифицирован на срок от одного года до двух лет (ч. 1, 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Федеральное казначейство - обзор нарушений. Для справки:

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;

  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

* * *

В завершение отметим, что со следующего года исправлять ошибки в бухгалтерском учете и отчетности нужно будет по правилам, установленным ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»[6]. Для их применения ошибку требуется классифицировать как ошибку текущего года либо ошибку предшествующего года. Если ошибка относится к предшествующему году, следует применить ретроспективный пересчет бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, установленных п. 19, 33 стандарта).


[1] Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092.

[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[4] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[5] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[6] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н.