Автор: Тяпухин С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, уполномоченные органы осуществляют государственный (муниципальный) финансовый контроль деятельности бюджетных учреждений. На примере ведения деятельности муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования покажем, какие статьи расходов на выплату заработной платы могут быть признаны неэффективным использованием бюджетных средств (подробнее об этом см. Постановление АС ВВО от 24.07.2018 № Ф01-2634/2018 по делу № А43-26247/2017).

В отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования проведена внеплановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности за первое полугодие 2017 года. В ходе проверки выявили необоснованные выплаты по заработной плате на сумму более 700 тыс. руб. В частности, в числе нарушений значились:

  • несоблюдение (завышение) нормы часов педагогической нагрузки у некоторых педагогических работников;

  • неправомерное установление доплат за особые условия труда территориального характера работникам обособленных подразделений, расположенных в городской местности;

  • неправомерное установление доплаты за особые условия труда (условия труда, отклоняющиеся от нормальных);

  • неправомерное установление доплаты за работу секретаря (сверхштатное содержание должности);

  • неправомерное установление доплаты за работу контрактного управляющего (назначение управляющим лица, не имеющего высшего образования).

Остановимся на каждом нарушении отдельно.

Несоблюдение норм педагогической нагрузки

Согласно Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 единая норма часов для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, – 18 часов в неделю. СанПиН 2.4.4.3172-14 содержат требования к организации образовательного процесса, а также устанавливают кратность занятий в неделю и их продолжительность в организациях дополнительного образования.

Нормативно-правовым актом по наполняемости групп для учреждения дополнительного образования является утвержденное в нем положение о режиме занятий обучающихся. В проверяемом учреждении такое положение было утверждено. В соответствии с ним норма наполняемости групп составляла 12 – 15 человек (в последующие годы обучения возможно содержание групп в количестве не менее 10 человек).

В ходе проведенной проверки часов учебной нагрузки каждого педагога было выявлено завышение у некоторых педагогических работников часов учебной нагрузки по сравнению с нормо-часами, в том числе за счет занижения часов педагогической нагрузки у других педагогов.

Пример 1.

В секцию бокса было набрано 3 группы детей по 12 человек. Расписание занятий преподавателя по боксу было составлено так, что оно предполагало обучение 6 групп вместо фактически набранных 3 групп в связи с разделением групп на подгруппы с численностью обучающихся от 3 человек.

В рассматриваемом случае у педагога по боксу наблюдается завышение часов педагогической нагрузки (33 часа в неделю вместо положенных по норме 15 часов), что привело к необоснованным выплатам по заработной плате и начислениям по оплате труда.

Неправомерное установление доплат за особые условия труда территориального характера

Коллективным договором учреждения предусмотрена компенсационная выплата за работу с детьми в сельской местности. В частности, размер выплаты за работу в организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, составляет 25% должностного оклада (ставки заработной платы).

Из лицензии учреждения следует, что оно имеет 15 подразделений, расположенных в г. Володарск и Володарском районе Нижегородской области.

В ходе проверки было выявлено, что в нарушение положения о системе оплаты труда директор учреждения установил некоторым работникам подразделений компенсационную доплату за особые условия труда территориального характера. Кроме того, названная компенсация выплачивалась в отдельных случаях в завышенном размере.

Пример 2.

Согласно приказу всему педагогическому составу, работающему в Володарском районе Нижегородской области (в поселках Решетиха, Ильиногорск, Смолино и др.), установлены компенсационные доплаты за особые условия труда территориального характера в размере 25% должностного оклада (ставки заработной платы).

Согласно уставам городских поселений рабочих поселков Решетиха, Ильиногорск, Юганец, Смолино, Центральный, Фролищи и города Володарск (в которых функционировали головное учреждение и его обособленные подразделения) указанные муниципальные образования наделены статусом городских поселений в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области.

Таким образом, работники обособленных подразделений, расположенных в названных населенных пунктах, неправомерно получали в составе заработной платы ежемесячные компенсационные доплаты за особые условия труда территориального характера, поскольку названные обособленные подразделения находились в городской, а не сельской местности.

Пример 3.

В ходе проверки было установлено, что фактически отработанное в сельской местности время для управленческого аппарата составило:

– для директора учреждения – 8 часов в неделю;

– для заместителя директора по учебно-воспитательной работе – 8 часов в неделю;

– для методиста – 18 часов в неделю.

При этом доплата управленческому персоналу за особые условия труда территориального характера производилась за всю рабочую неделю без учета времени, фактически отработанного в Володарске.

Неправомерное установление доплаты за особые условия труда (условия труда, отклоняющиеся от нормальных)

В силу ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда (напоминаем, что сделать это нужно до 31.12.2018). К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей СОУТ, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения таких работ и имеющие сертификат эксперта на право их выполнения (ст. 351.3 ТК РФ, ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Пример 4.

Директор учреждения самостоятельно определил условия труда работника (завхоза) как вредные и приказом установил ему ежемесячную доплату в размере 12% должностного оклада.

Проверяющие установили, что в учреждении не проводилась специальная оценка условий труда. Соответственно, учреждение неправомерно совершило указанному лицу выплаты за особые условия труда (условия труда, отклоняющиеся от нормальных), что привело к необоснованным выплатам по заработной плате и начислениям по оплате труда.

Необоснованное содержание сверхштатных единиц

Под штатным расписанием (форма Т-3) понимается документ, содержащий перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

В соответствии с п. 10 Положения № 583 штатное расписание федерального учреждения утверждается руководителем этого учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения (аналогичная формулировка содержится в п. 19 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год).

Рекомендуется предусматривать в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте обязанность работодателя знакомить работников со штатным расписанием.

В ходе проверки было выявлено, что в течение всего проверяемого периода работнику неправомерно была установлена доплата за совмещение должностей, притом что совмещаемая должность не предусмотрена штатным расписанием.

Пример 5.

Методист учреждения в составе заработной платы получал доплату за работу секретаря в размере 15% минимального оклада по профессионально-квалификационной группе.

Действующее штатное расписание учреждения не предусматривало должность «секретарь». То есть в учреждении установлено сверхштатное содержание должности секретаря, что привело к необоснованным выплатам по заработной плате и начислениям по оплате труда.

Невыполнение требований о наличии образования

В статье 9 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установлено, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб. и у него отсутствует контрактная служба, он должен назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий) (п. 2 ст. 38 Закона о контрактной системе). При этом к контрактному управляющему предъявляются определенные требования: названное лицо должно иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (п. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе). Приказами Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н и 626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» соответственно.

Таким образом, для осуществления деятельности контрактного управляющего ведомственным приказом заказчика должны быть внесены изменения в должностной регламент, трудовой договор контрактного управляющего по решению руководителя заказчика (см. также письма Минфина РФ от 14.03.2018 № 24-01-08/15813, от 07.11.2017 № 24-01-09/73185).

К сведению: до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим могло быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе).

В ходе проверки было выявлено, что контрактные управляющие не имели требуемого образования.

Пример 6.

Согласно приказу руководителя учреждения обязанности контрактного управляющего возложены на методиста с доплатой в размере 30% минимального оклада по профессионально-квалификационной группе.

Доплата за работу контрактного управляющего осуществлялась работнику, не имеющему специального образования в сфере закупок. Кроме того, действующее штатное расписание учреждения не предусматривало должность «контрактный управляющий», то есть данная единица содержалась сверх штата.

* * *

Расходование бюджетных средств находится под контролем государства (муниципалитета). В рассматриваемом споре учреждению были выданы предписание об устранении нарушений законодательства и представление о выявленных нарушениях. Полагаем, руководителям (бухгалтерам) бюджетных учреждений будет интересно узнать, какие статьи расходов на выплату заработной платы могут быть признаны неэффективным использованием бюджетных средств.