Автор: Партнер ООО "Корн-Аудит"
Е. В. Шестакова,
Кандидат юридических наук
Докторант РАНХиГС
2018 год является уникальным с точки зрения изменений в проведении проверок. Проверки действительно должны проходить по-новому. Были установлены четкие правила риск-ориентированного подхода, приняты чек-листы по различным вопросам трудового права, которые можно успешно использовать во внутреннем контроле.
Внедрение риск-ориентированного подхода
Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 30.03.2017) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Хозяйствующие субъекты разделены надзорным органом на пять категорий риска, в зависимости от которых определяется периодичность проведения плановых проверок: для категории высокого риска - один раз в 2 года; для категории значительного риска - один раз в 3 года; для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет; для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет; для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся. Чтобы узнать класс опасности, необходимо запросить информацию в ГИТ.
Таблица
Виды риска
Категории риска | Классы (категории) опасности | Особенности осуществления мероприятий по контролю |
Чрезвычайно высокий риск | 1 класс | плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора) |
Высокий риск | 2 класс | |
Значительный риск | 3 класс | |
Средний риск | 4 класс | плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора) |
Умеренный риск | 5 класс | |
Низкий риск | 6 класс | плановые проверки не проводятся |
Кроме общеотраслевых показателей используются и индивидуальные коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от результата деятельности конкретной организации. Такие коэффициенты определяются в зависимости от наличия:
-
случаев травматизма;
-
фактов задолженности по заработной плате за предшествующий год;
-
фактов назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за три года, предшествующих текущему.
В качестве рекомендаций необходимо снизить количество риск-ориентированных факторов.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
-
а) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
-
б) поступление в федеральную инспекцию труда:
- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации;
-
в) наличие приказа (распоряжения) руководителя.
Введение чек-листов в проверках
С 2018 года введены проверочные листы при проведении проверок трудовой инспекции. Минюст зарегистрировал Приказ Роструда от 10.11.2017 N 655 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
Приведем пример чек-листа.
№ | Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований | Реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования | Ответы на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов (заполняется инспектором в ходе проверки) | ||
Да | Нет | Не относится | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Работодатель имеет медицинское заключение об отсутствии у лиц, принятых на работы с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземные работы), медицинских противопоказаний к указанным работам | Ст. 213, ч. 1 ст. 330.2, ч. 1 ст. 330.3 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) |
|
|
|
2 | Работодателем утвержден локальный нормативный акт, устанавливающий: | П. 5-7 Правил проверки соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям (утв. |
|
|
|
3 | Работодатель имеет письменное мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) при утверждении локального нормативного акта, устанавливающего: | П. 5-7 Правил проверки соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям (утв. |
|
|
|
4 | В состав комиссии по проведению проверки соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, | П. 6 Правил проверки соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям (утв. |
|
|
|
5 | Работодатель провел проверку знаний и умений лиц, принимаемых на подземные работы, не позднее 7 календарных дней со дня подачи лицом заявления о приеме на подземные работы | П. 8 Правил проверки соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям (утв. |
|
|
|
6 | Работодатель имеет подтверждение об извещении лица, принимаемого на подземные работы, о времени и месте проведения проверки его знаний и умений в срок не позднее 2 календарных дней со дня подачи им заявления о приеме на подземные работы | П. 9 Правил проверки соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям (утв. |
|
|
|
7 | На подземные работы приняты только лица, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов, что подтверждено результатами проверки знаний и умений таких лиц, проведенной комиссией, созданной работодателем | Ст. 330.2 ТК РФ |
|
|
|
8 | Работодатель имеет медицинские заключения о прохождении работниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), периодических (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодных) и (по показаниям) внеочередных медицинских осмотров, подтверждающие пригодность этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний | Ст. 213 ТК РФ |
|
|
|
9 | Работодатель организовал проведение предсменных и послесменных медицинских осмотров лиц, занятых на подземных работах, путем приема на работу медицинского работника (работников), имеющего высшее и (или) среднее профессиональное образование, или заключения договора с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, послесменным) | Ч. 3 ст. 330.3 ТК РФ, п. 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (приложение |
|
|
|
10 | Работодатель имеет Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров, которые ведутся на бумажном носителе, страницы которого прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы и с заверением внесенных в них сведения усиленной квалифицированной электронной подписью | П. 15 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (приложение |
|
|
|
11 | Работодатель вносит в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров результаты проведенных предсменных и послесменных медицинских осмотров с указанием данных: | П. 14 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (приложение |
|
|
|
12 | Работодатель имеет документальное подтверждение проведения внеочередной проверки знаний работника, занятого на подземных работах, требований безопасности при проведении подземных работ либо правил применения средств индивидуальной защиты в течение трех рабочих дней после дня отстранения его от подземных работ (недопущения к подземным работам) и до момента допуска к подземным работам в случаях, когда отстранение (недопущение) к работе произошли по причине: | Ч. 3 ст. 330.4 ТК РФ |
|
|
|
13 | Работодатель имеет документальное подтверждение отстранения (недопущения) работника (работников) к подземным работам при наличии медицинских противопоказаний к указанным работам | Абз. 1 и 2 ст. 330.5 ТК РФ |
|
|
|
14 | Работодатель имеет документальное подтверждение выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, | Ч. 1 ст. 221 ТК РФ |
|
|
|
15 | Работодатель имеет документальное подтверждение отстранения (недопущения) работника (работников) к подземным работам в случае необеспечения его (их) в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия | Абз. 1 и 3 ст. 330.5 ТК РФ |
|
|
|
16 | Отсутствуют случаи применения труда женщин на работах, производствах и должностях с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию | Ст. 253 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 |
|
|
|
17 | Отсутствуют случаи применения труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ, а также на подземных работах | Ст. 265 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" |
|
|
|
18 |
| Ч. 5 ст. 282, ст. 283 ТК РФ |
|
|
|
19 | Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, установлена продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю или (на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору) не более чем 40 часов в неделю с выплатой каждому работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективным договором | Ч. 1 и 3 ст. 92 ТК РФ |
|
|
|
20 | Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, установлена продолжительность ежедневной работы (смены) не более 8 часов при 36-часовой рабочей неделе и не более 6 часов при 30-часовой рабочей неделе и менее или (в соответствие с отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору) не более 12 часов | Ч. 2 и 3 ст. 94 ТК РФ |
|
|
|
21 | Учетный период, установленный при применении суммированного учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не превышает три месяца или (в случае если по причинам сезонного и (или) технологического характера установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца) не превышает продолжительности , установленной отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, но не более чем один год | Ч. 1 и 2 ст. 104 ТК РФ |
|
|
|
22 | Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью, установленной трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, но не менее 7 календарных дней | Ч. 1-3 ст. 117 ТК РФ |
|
|
|
23 | Замена работодателем ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда денежной компенсацией производится при соблюдении следующих условий: | Ч. 4 ст. 117 ТК РФ |
|
|
|
24 | Отсутствуют случаи непредоставления ежегодного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда | Ч. 4 ст. 1254 ТК РФ |
|
|
|
25 | Отсутствуют случаи отзыва из отпуска работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда | Ч. 3 ст. 125 ТК РФ |
|
|
|
26 | Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплата труда производится в повышенном размере, установленном локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии) в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ, либо коллективным договором, трудовым договором, но не ниже чем на 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда | Ст. 146 и 147 ТК РФ |
|
|
|
27 | Работодатель имеет документальное подтверждение выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатно по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов или (при наличии письменных заявлений работников и если это предусмотрено коллективным договором и (или) и трудовыми договорами) производит выплату денежной компенсации в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов | Ч. 1 ст. 222 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н |
|
|
|
28 | Работодатель имеет документальное подтверждение предоставления работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда, бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактического питания | Ч. 2 ст. 222 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 46н "Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания" |
|
|
|
29 | Работодатель имеет документальное подтверждение проведения обучения лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения указанных лиц по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в период работы | Ч. 3 ст. 225 ТК РФ |
|
|
|
Соответственно, Ваша задача проводить мероприятия внутреннего контроля как можно чаще. Задача состоит в том, чтобы исключить тех пунктов, которые не соответствуют законодательству.
Внимание проверкам охраны труда
Специальная оценка условий труда была введена в действие еще в 2014 году Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О специальной оценке условий труда".
Однако многие работодатели до сих пор не провели специальную оценку условий труда. В этой связи очень важно помнить, что в 2018 году заканчивают действие результаты аттестации рабочих мест.
Кроме того, до 31 декабря 2018 года компании обязаны закончить спецоценку на всех рабочих местах.
Завершить поэтапную спецоценку следует до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Поэтапная спецоценка заключается в том, что компания проводит СОУТ не сразу всех рабочих мест, а вначале одних, затем других. Очередность проверки рабочих мест определяет руководитель.
Важно также уделить внимание важным вопросам и обязательным требованиям.
N | Вопросы, отражающие содержание обязательных требований | Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования |
1 | 2 | 3 |
1 | Трудовой договор с работниками содержит информацию об условиях труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда (включая информацию об оптимальных и допустимых условиях труда) | Абзац восьмой части 2 статьи 57 Трудового Кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878, 2013, N 52, ст. 6986) |
2 | Трудовой договор с работниками содержит информацию о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в случае установления вредных и (или) опасных условий труда по результатам специальной оценки условий труда | Абзац шестой части 2 статьи 57 Трудового Кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878, 2013, N 52, ст. 6986) |
3 | Работники информируются о полагающихся им средствах индивидуальной защиты | Пункт 9 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 N 290н (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2009, регистрационный N 14742), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.01.2015 N 2н (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2015, регистрационный N 35962) |
При оценке обязательных требований законодательства важно основываться как на положениях Трудового кодекса, так и на Межотраслевых правилах, разъяснениях Роструда.
Приведем пример.
В абз. 5 ч. 4 ст. 360 ТК РФ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Из данной нормы прямо не следует, что основанием может быть заявление бывшего работника. Вместе с тем положения ТК РФ не определяют такого понятия, как «бывший работник», и, соответственно, не разделяют права действующих и бывших работников на защиту своих трудовых прав.
Проведение государственной инспекцией труда внеплановой проверки на основании заявления бывшего работника является правомерным. Данный вывод подтверждается судебной практикой. Например, Московский городской суд в Определении от 31.01.2013 № 4г/6-1028 указал, что основаниями для проведения проверки являлись обращения уволенных работников предприятия, и признал такую проверку законной
Основанием для проведения внеплановой проверки является обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (ч. 7 ст. 360 ТК РФ).
Согласно ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в т.ч. размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) являются одними из обязательных условий, которые должны быть включены в трудовой договор.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда).
Использование механизмов подготовки к проверке
Поскольку риск-ориентированный подход подразумевает, что компания знает время проверки, и может самостоятельно к ней подготовиться, то соответственно, необходимо разработать свой собственный алгоритм подготовки к проверкам.
Предлагаем следующий алгоритм подготовки к проверке, а также обжалования решений проверяющих:
1. Подготовка необходимых документов
-
трудовые договоры в письменной форме и их наличие;
-
правила внутреннего трудового распорядка;
-
локальные нормативные акты и штатное расписание;
-
трудовые книжки и правильность внесения записей;
-
наличие подписей сотрудников на приказах о приеме на работу, назначении на другую должность и т.д.;
-
книгу учета трудовых книжек и вкладыши;
-
работу в выходные дни и сверхурочно (соответствующие приказы, согласия работников, согласования с профсоюзом);
-
работу льготных категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних и т.д.);
-
соблюдение правил охраны труда;
-
наличие положения о персональных данных сотрудников;
-
работу с иностранными гражданами.
2. Проверка нарушения инспекторами порядка проверки
По ходу проведения проверки Инспекция имеет право направить работодателю запрос с просьбой предоставить документы. Они предоставляются в форме копий, удостоверенных печатью (при ее наличии) и подписью предпринимателя (его представителя) или уполномоченного должностного лица организации.
Закон запрещает инспекторам:
-
запрашивать информацию, документы, получать образцы, пробы, если они не относятся к тому, что проверяет трудовая инспекция;
-
изымать оригиналы документов.
3. Изучение акта и сопроводительных документов
-
протоколы отбора образцов производимой продукции, проб, полученных при обследовании объектов производственной и окружающей среды;
-
заключения или протоколы проведенных испытаний, исследований и экспертиз;
-
предписания с требованием об устранении нарушений;
-
объяснения работников;
-
иные документы, которые связаны с результатами проверки, либо их копии.
Важно, что проверяющие часто тоже допускают ошибки. Приведем основные виды таких ошибок:
Таблица
Распространенные виды ошибок проверяющих
Нарушение | Решение суда | Обоснование |
Трудовая инспекция не вправе штрафовать работодателя за уменьшение доплат за вредные условия труда | Постановление Верховного Суда РФ от 21.03.2016 № 55-АД16-1 | трудовая инспекция превысила свои полномочия. Труд инспекция обязана выявлять правонарушения (ст. 356-357 ТК РФ), а рассмотрение индивидуальных трудовых споров – дело суда и комиссий по трудовым спорам (ст. 382 ТК РФ). Поскольку претензии работников были связаны с размером положенных им выплат, а не с нарушением требований охраны труда в организации, то это именно индивидуальный трудовой спор |
Нарушение | Решение суда | Обоснование |
Отсутствие оснований для проверки трудовой инспекцией | Постановление Верховного Суда РФ от 14.12.2016 № 45-АД16-15 | выводы о допущенном обществом нарушении, выразившемся в непредставлении в ходе проверки карт специальной оценки условий труда, исключены, поскольку сведений о наличии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных действующим законодательством, не установлено |
Несоблюдение срока исковой давности при привлечении работодателя к ответственности | Постановление Верховного Суда РФ от 22.09.2014 № 18-АД14-39 | срок давности привлечения общества к административной ответственности истек |
Нарушение | Решение суда | Обоснование |
Отсутствие состава нарушения | Постановление Верховного Суда РФ от 02.05.2017 № 45-АД17-7 | Из материалов дела не следует, что кто-либо из работников выразил отказ от изменения определенных сторонами условий трудовых договоров. Изменение наименования должности в штатном расписании с изменением должностных обязанностей, исходя из определения трудовой функции, закрепленного в ст. 57 ТК РФ, свидетельствует об изменении трудовой функции. Однако с учетом положений ТК РФ и фактических обстоятельств настоящего дела об административном правонарушении с таким суждением согласиться нельзя |
Таким образом, несмотря на изменение в подходе к проведению проверки, сами проверяющие тоже допускают ошибки.
Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы составляют следующие документы:
-
предписание об устранении нарушений. Согласно ч. 3 ст. 16 Закона № 294-ФЗ предписание предъявляется работодателю одновременно с актом проверки;
-
протокол об административном правонарушении. Он составляется по общему правилу ст. 28.2 КоАП РФ - немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное расследование.
С момента составления протокола дело об административном расследовании считается возбужденным (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении рассматривается должностным лицом ГИТ в течение 15 дней с момента составления протокола. Если протокол был направлен в суд, суд рассматривает дело в двухмесячный срок (ст. 29.6 КоАП РФ).
-
постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Выносится по результатам рассмотрения дела, то есть в течение 15 дней с даты составления протокола.
Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. В исключительных случаях издание постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно.
В качестве рекомендаций необходимо в обязательном порядке обжаловать решение проверяющих в досудебном и судебном порядке.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на введение нового подхода к проверкам, принятие чек-листов по всем вопросам трудовых проверок, сам ход проверок, сроки, а также порядок обжалования не изменились. Это означает, что компании должны использовать как старые, так и новые подходы к проверкам.