Автор: Денисова М. О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В ходе камеральной проверки организация ЖКХ получила требование о представлении документов и договоров, которые относятся к ее контрагентам и их хозяйственным отношениям с другими организациями. В частности, запрашивается договор контрагента с компанией, которую он привлек для исполнения обязательств в рамках договора, заключенного с организацией. Должны ли быть представлены затребованные документы (тогда организации придется запросить их у контрагента) или можно отказаться от их представления ввиду того, что организация ими не располагает? Могут ли возникнуть неприятности в случае такого отказа?

Когда требование о представлении документов законно?

Итак, организация ЖКХ получила требование о представлении документов в рамках проведения камеральной проверки конкретной налоговой декларации (вероятно, по налогу на прибыль или НДС). Можно предположить, что данные документы необходимы налоговому органу для проверки обоснованности заявленных расходов (налоговых вычетов) в конкретном налоговом периоде. Иными словами, налоговый орган проверяет обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды (в виде уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на конкретные расходы, уменьшения суммы начисленного НДС на конкретные налоговые вычеты).

С одной стороны, в силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы.

С другой стороны, в соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено Налоговым кодексом.

Согласно ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, если:

  • в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, либо несоответствие сведений, поданных налогоплательщиком, сведениям, приведенным в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3);

  • налогоплательщик применил налоговые льготы (истребуются документы, подтверждающие право на такие льготы) (п. 6);

  • в налоговой декларации заявлено право на возмещение налога (запрашиваются документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов) (п. 8);

  • выявлены противоречия в сведениях об операциях, содержащихся в декларации по НДС, либо несоответствие таких сведений, приведенных в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации, поданной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом), или журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган таким лицом, если данные противоречия, несоответствие свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо завышении суммы налога, заявленной к возмещению (запрашиваются счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям) (п. 8.1).

Таким образом, в требовании налогового органа должно быть отмечено, по какому из перечисленных выше оснований должны быть представлены документы, иначе невозможно оценить правомерность действий налоговиков.

Можно ли отказаться от представления документов?

Что касается возможности отказаться от представления запрашиваемых документов, необходимо отметить следующее.

Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в названные сроки документов с указанием причин и сроков, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Такое уведомление составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@. В форме предусмотрены две причины непредставления документов в срок, одна из которых – их отсутствие (утрачены, не поступали (не составлялись)).

Таким образом, у налогоплательщика есть возможность отказаться от представления документов по причине их отсутствия, но сделать это нужно на следующий день после получения соответствующего требования.

Каковы негативные последствия отказа от представления документов?

За непредставление в срок запрашиваемых в рамках налоговой проверки документов (ненаправление уведомления о невозможности представления таких документов) организации грозит штраф по ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ) в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Однако, по нашему мнению, это не все негативные последствия, которые могут иметь место в данном случае. Если запрос документов продиктован наличием противоречий в сведениях о сделке, зафиксированных в налоговых декларациях организации и ее контрагента (лица, привлеченного контрагентом для исполнения обязательств по договору), например, организация заявила по сделке вычет НДС, который исполнителями не начислялся и не уплачивался в бюджет, проверка данного факта со стороны налогового органа не прекратится после получения уведомления об отсутствии у налогоплательщика запрашиваемых документов. У налогового органа достаточно инструментов для выяснения подробностей хозяйственной деятельности юридического лица в данной части. Это запрос документов о движении денежных средств и у банков, и у контрагентов (их партнеров) как в рамках проведения налоговых проверок, так и вне таковых (см. ст. 93.1 НК РФ).

* * *

В том случае, когда запрос документов основан на положениях ст. 88 НК РФ, его следует считать обоснованным. Отказаться от представления документов по причине их отсутствия можно, но сделать это нужно достаточно быстро – сразу после получения требования (на следующий день). Если налоговый орган располагает сведениями о том, что проверяемый налогоплательщик отразил свои обязательства перед бюджетом иначе, чем его контрагент (партнер контрагента), отказ от представления документов не удовлетворит интерес налоговиков к спорной сделке. Таким образом, при возможности получения организацией запрашиваемых документов рекомендуем представить их налоговому органу для подтверждения реальности совершенной операции и обоснованного получения налогоплательщиком налоговой выгоды.