Автор: Наталья Нагорнова, главный редактор «Блога о налогах Турова Владимира»
Талантливый человек – талантлив во многом… Познания сотрудников фискальной службы в разных отраслях науки восхищают. Хотя, и особых познаний иметь не нужно: нестыковки, сообразительность и логика помогут восстановить справедливость. Иногда бывает достаточно знаний со «школьной скамьи», чтобы вывести компанию на чистую воду… в совокупности с профессиональной сноровкой. Встречаются случаи, от которых взрывается мозг, и разобраться, казалось бы, может только спец, далекий от налогов… В этой статье я привела подборку судебных решений, в которых налоговики блеснули эрудицией в разных областях науки и техники.
Химики-физики
Вы думаете, что налоговики не знают формулу расчета сгорания топлива, и чем альдегиды отличаются от кетонов? Зря вы так думаете, в рядах сотрудников фискальной службы есть личности с «физико-химическим» складом ума.
Например, в Постановлении АС Уральского округа №Ф09-2091/17 от 18.05.2017г. по делу №А60-21225/2016 налоговики выяснили, что компания не могла производить ферротитан в заявленном объеме, т.к. не установлен факт поставки основного компонента – губчатого титана. Также налоговики исследовали наличие необходимого оборудования и выяснили, что производство велось на единственной индукционной печи, а произвести заявленное количество, учитывая технические характеристики, максимальную скорость плавки, загрузку, невозможно. В рамках мероприятий налогового контроля сотрудники фискальной службы определили, что «с учетом времени остывания расплава, кристаллизации, последующего дробления, даже с учетом двухсменной работы цеха данное оборудование не может обеспечить выход продукции в объеме 247 тонн». Но компании удалось доказать реальность операций, подкрепив всей необходимой и грамотно оформленной документацией и показаниями свидетелей. Поэтому, познания налоговиков в тонкостях физико-химических процессов не помогли аргументировать отказ в вычете НДС.
Юлия Баранова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Данный прецедент лишний раз служит подтверждением того, что сотрудники фискальных служб становятся все более профессиональными и подкованными. Когда предприниматели говорят, что в рамках проверки будут проверять только «бумажки», они в корне заблуждаются. Нужно наладить не только грамотный документооборот, но и иметь возможность подтвердить свою деятельность фактически.
Фермеры
Поверхностные знания по разведению кур-коров-поросят и по выращиванию помидоров-огурцов-пшеницы помогают налоговикам разоблачить сельхоз-налогоплательщиков. А может быть чисто интуитивно чувствуют подвох и раскручивают…
Например, в Определение ВС РФ от 10.05.2017 г. № 307-КГ17-5135 по делу №А42-9380/2015 налоговики выяснили, что у компании «в составе основных средств – продуктивный скот: основные свиноматки и хряки». А компания покупала яйца и корм для цыплят, однако, «общество не имело собственных и арендованных помещений для хранения инкубационного яйца, а также специализированного оборудования, кроме того, отсутствовали соответствующие специалисты (технологи, ветеринарные врачи, инженер- механик по ремонту и обслуживанию холодильного оборудования)». Обмануть налоговиков не удалось: они разгадали головоломку с яйцами, цыплятами и поросятами.
В Постановлении АС Поволжского округа от 08.10.2015г. №Ф06-815/2015 компания заявила НДС к вычету по аренде сельхозтехники, транспорта и специального оборудования. И все бы ничего… Но на дворе октябрь, и налоговики прекрасно понимали, что ни о каком растениеводстве зимой и речи быть не может. Тут и садоводом-огородником быть не надо. Однако, компании удалось отстоять свои интересы: документальным подтверждением, реальностью операций (часть техники использовалась в зимний период для подготовки деятельности к сезону посева). Как отметил суд, «критерии целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата не могут применяться при оценке обоснованности расходов».
Массовики-затейники
Прикрыть расходы на корпоратив якобы официальным приемом чревато доначислениями. Налоговики знают толк в культурно-массовых мероприятиях. Деловые встречи, проходящие в конце декабря – в разгар новогодних корпоративов насторожат проверяющих. Например, в Постановлении АС Северо-Западного округа от 23.12.2016г. №Ф07-12163/2016 налоговиков смутило, что на официальных приемах и отчетных собраниях, которые проводились в майские праздники и последние декабрьские деньки включали аренду шатра, концертную программу, банкетно-фуршетное обслуживание и выяснили, что компания организовала «посиделки» исключительно для своих сотрудников, и никто из деловых партнеров «корпоративчики» не посещал.
Юлия Баранова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
В этой ситуации можно «похвалить» бухгалтера за изобретательность, однако подобные способы снижения налогооблагаемой базы являются давно устаревшими и налоговиков этим уже не удивишь. Подобные «изыски» вскрываются сотрудниками фискальных служб на раз-два.
Маркетологи-рекламщики
Зачем нужна реклама? Она бесполезная и дорогая… Товарищи маркетологи и рекламщики, подумайте, что скажут налоговики, когда вы будете планировать рекламный бюджет? И как оценят ваше творчество?
- Удивительно дорогая реклама. В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 02.09.2016г. №А32-27445/2015 налоговиков удивил баннер за $1,5 млн. Они начали проводить мониторинг аналогичных рекламных услуг и оценивать эффективность рекламной кампании. Но компания отстояла дорогущие рекламные расходы.
- Зачем исследовать «не свой» рынок? В Постановлении АС Поволжского округа от 25.12.2014г. № А72-1526/2014 сотрудники фискальной службы усомнились в исследованиях по изучению розницы, проведенных оптовиком. Для чего изучать не свою сферу деятельности? Общество отстояло необходимость таких маркетинговых трат.
Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Расходы на рекламу всегда вызывали у налоговиков подозрения. Чтобы у них было меньше поводов к доначислениям, лучше просить маркетологов писать объяснения или служебные записки. Они должны содержать информацию о планируемых рекламных мероприятиях и предполагаемом эффекте.
К подтверждению рекламных расходов нет особенных требований. Но, если налоговики все-таки заподозрят фиктивность оказанных услуг, стоит подготовить доказательства размещения рекламы. Например, это могут быть видеозаписи, фотографии, вырезки из газет и т.д.
Автомобилисты
Как и любой автолюбитель, налоговик, имеющий свой личный транспорт, разбирается в скорости, бензине и возможностях «железного коня». К тому же, двойной плюс, когда «автопознания» помогают раскрыть налоговое преступление. Например, в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 15.02.2017г. №Ф08-219/2017 по делу №А63-4622/2015 налоговики выяснили, что в дни поставки товара показания спидометров в 2 раза меньше и не соответствуют расстоянию между налогоплательщиком и контрагентом.
Мария Морозова, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Налоговикам иногда даже необязательно так глубоко копать, они могут просто приехать в компанию и посмотреть сколько и каких запчастей списывается, и на какую машину. Если обнаружится, что это старый жигуленок, доначислений не избежать.
Финансовые аналитики
Уж очень нравится налоговиками разбираться в эффективности, рентабельности и прочих экономических показателях. Например, в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 18.03.2016г. №Ф08-1159/2016 по делу №А53-3067/2015 налоговики рассчитали рентабельность, но не смогли довести дело до ума. Аналитика оказалась непонятной: причинно-следственной связи между деятельностью управляющего, снижением прибыли и ростом расходов компании не установлено. Да и в принципе, суд обрубил аналитические порывы налоговиков: «оценивать эффективность деятельности управляющего вправе только общее собрание участников или акционеров организации».
Так что, будьте внимательнее. Ведь налоговики – не только налоговых дел мастера.