Центр
структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH

Драматизм вокруг системы автоматического обмена информацией по единому стандарт ОЭСР1 растет по мере приближения сроков ее запуска. Напомним, что автоматический обмен для ряда стран начнет действовать с сентября 2017 г., а для остальных стран, включая Россию, - с сентября 2018 г.

И если иностранные счета физических лиц попадают в обмен во всех случаях, то информация о банковских счетах иностранных организаций, контролируемых российскими бенефициарами, будет раскрыта только в строго определенных случаях.

Давайте разберемся, зарубежные счета каких иностранных компаний затронет автоматический обмен информацией.

В едином Стандарте ОЭСР контролируемые иностранные компании разделяются на два типа: пассивные и активные нефинансовые иностранные компании2. Такая классификация проведена неслучайно.
Дело в том, что информация о зарубежных счетах активных иностранных компаний предоставляется только тем странам, чьими налоговыми резидентами являются сами компании, а не их бенефициарные владельцы.

Для понимания приведем простой пример. Кипрская компания, занимающаяся торговой деятельностью и, тем самым, безоговорочно относящаяся к «активным», имеет счет в швейцарском банке. Бенефициарным владельцем кипрской компании является российское физическое лицо на основании соглашения о трасте (доверии), подписанного с акционером этой компании-киприотом. В таком случае информация об открытом в Швейцарском банке счете кипрской компании предоставляется в порядке автоматического обмена только налоговым органам Кипра. Российские налоговые органы сведения об этом счете не получат, несмотря на то, что российское лицо - бенефициарный владелец кипрской компании.

В свою очередь информацию о счете «пассивной» контролируемой иностранной компании в порядке автоматического обмена получают две юрисдикции, налоговым резидентом которой является:

  • сама иностранная компания3;

  • бенефициарный владелец иностранной компании.4

В нашем примере, если бы кипрская компания относилась к «пассивным», то информация о ее счете в Швейцарском банке была бы передана как кипрским, так и российским налоговым органам. При этом объем передаваемой информации будет разный:

  • кипрские налоговые органы получат только сведения о номере счета, обслуживающем банке, остатках денежных средств на счете в швейцарском банке;

  • российским налоговым органам предоставят как сведения о номере счета, обслуживающем банке, остатках денежных средств на счете, так и информацию о российском бенефициарном владельце (ФИО, адрес в стране резидентства, ИНН, дата и место рождения)5

В едином стандарте ОЭСР определение «пассивных» компаний дается от обратного, через выведение понятия «активных компаний». То есть пассивной компанией является та, которая не относится к активным.

Отмечаем, что критерии определения активных иностранных компаний, которые закреплены в п. 3 ст. 25.13-1 НК РФ и используются в правилах налогообложения КИК в России, довольно сильно отличаются от применяемых в автоматическом обмене информации. 

Таким образом, устанавливать, относится ли КИК к активным иностранным компаниям и тем самым подпадет ли она под автоматический обмен информацией нужно не по положениям ст. 25.13-1 НК РФ, а по правилам п. 9 подразд. D разд. VII ч. II Стандарта ОЭСР об автоматическом обмене.

Важно! Отнесение иностранной компании к активной или пассивной по правилам автоматического обмена совершенно не зависит от места ее нахождения, регистрации в высоко- или низконалоговой юрисдикции. Она может быть зарегистрирована даже в стране, относящейся к офшорным государствам. 

Во всех случаях контролируемая иностранная компания может быть признана активной, а сведения о ее счете не попасть под автоматический обмен, при соблюдении ею ряда условий.

Итак, Стандарт ОЭСР относит к активным компаниям те, которые соответствуют одному из следующих критериев:

1) Более 50% валового дохода относится к доходу от активной (торговой, предпринимательской) деятельности и более 50 % активов компании предназначено для ведения этой деятельности (пп. а п. 9 подразд. D разд. VII ч. II Стандарта ОЭСР).

То есть, контролируемая иностранная компания может быть признана активной, если максимальная доля получаемого ей пассивного дохода составляет 50% от совокупного дохода и стоимость активов, которые приносят такой пассивный доход, тоже не больше 50% стоимости всех активов иностранной компании.

При этом перечень пассивных доходов устанавливается по законодательству страны, предоставляющей информацию в порядке автоматического обмена6. Так, в России открытый перечень пассивных доходов предусмотрен в п.1 ст. 309 НК РФ для целей удержания с них налога у источника в России. Скорее всего, данный перечень будет использоваться и для целей определения у иностранной организации, счет которой открыт в Российском банке, статуса активной/ пассивной компании.

В п.126 раздела VIII Cтандарта ОЭСР приводится примерный список пассивных доходов, включающий в себя:

  • наиболее распространенные доходы в виде дивидендов; процентов, роялти; рентные (иначе говоря, арендные) платежи;

  • превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами, приносящими пассивные доходы (купли-продажи, мены через брокеров/дилеров, фьючерсные, форвардные, опционные и иные сделки). В данном случае под финансовыми активами понимаются ценные бумаги: доли (акции) в компаниях (трастах с широким кругом участников), векселя, облигации, долговые расписки, договоры «своп», договоры страхования.

  • суммы по договорам накопительного страхования жизни.

Под описанный критерий определения активных компаний подпадают, в частности, контролируемые иностранные компании, которые7:

  • занимаются продажей товаров (работ, услуг), в том числе через интернет-магазин, и получают доходы от физических и юридических лиц в виде оплаты;

  • являются участниками договоров простого товарищества, распределенная прибыль от ведения совместной деятельности также относится активным доходам от предпринимательской деятельности.

  • оказывает услуги, выполняет работы, в том числе силами наемных работников или субподрядчиков.

Еще раз подчеркиваем, что эти компании будут признаны активными, если у них не будет пассивных доходов совсем либо их размер будет меньше/равен 50% совокупного дохода от указанной выше деятельности.
Сведения о счетах таких активных КИК и их российских бенефициарных владельцах не должны быть предоставлены российским налоговикам в рамках автоматического обмена.

2) Деятельность компании связана с:

  • владением (полностью или частично) акциями, выпущенными связанными с ней (дочерними) «активными» иностранными компаниями, которые занимаются торговлей или другой коммерческой деятельностью;

  • предоставлением услуг финансирования и других услуг таким связанным активным организациям.

Иными словами, если контролируемая иностранная (офшорная) компания получает дивиденды и/или проценты по договорам финансирования (=пассивный доход) от иностранной дочерней компании, ведущей активную деятельность (см. Пункт №1), сведения о ее счетах также не подпадают под автоматический обмен информацией.

На практике может быть следующая ситуация. Офшорная компания является 100% участником кипрской компании (иной иностранной компании, зарегистрированной в стране, имеющей соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией). Бенефициарным владельцем обоих компаний является российский налоговый резидент. Кипрская компания занимается гостиничным бизнесом или интернет-торговлей, получает прибыль от этой деятельности и распределяет ее своему единственному акционеру - офшорной компании. В таком случае кипрская компания получает доход исключительно от активной предпринимательской деятельности, а офшор - пассивный доход в виде дивидендов, но не от транзитной организации - «пустышки», а от активной компании.

При таких обстоятельствах сведения о счетах ни офшорной, ни кипрской (иной иностранной) компаний не раскрываются России при автоматическом обмене информацией.

3) Акции КИК или взаимозависимой с ней компании торгуются на рынке ценных бумаг;

Это означает, что сведения о счетах публичных контролируемых иностранных компаний также не подпадают под автоматический обмен.

4) Нефинансовая иностранная компания, которая находится в процессе ликвидации своих активов либо реорганизации с намерением продолжить/ возобновить свою хозяйственную деятельность. На основании этого можно предположить, что в рамках автоматического обмена информацией не будут предоставлены сведения о счетах компаний, в отношении которых запущена процедура ликвидации, но она не была закончена до запуска автоматического обмена. Однако на сегодня убедительных разъяснений на этот счет нет.

Безусловно, гарантий, что при соблюдении указанных выше условий, информация о счетах таких контролируемых иностранных компаний, не будет предоставлена российским налоговым органам, нет.
Ведь решение о квалификации компании как активной или пассивной принимает банк, обслуживающий счет иностранной компании, как правило, в соответствии с внутренними правилами своей страны по итогам проведения процедуры проверки доступной ему информации (в частности, опубликованной гос. органами) и специального анкетирования (самосертификации) владельца счета или контролирующего лица такого владельца (Due Diligence procedures)8.

Таким образом, российским бенефициарам необходимо внимательно отнестись к заполнению анкет, направленных банками, обслуживающими счета их контролируемых иностранных компаний.
Если Банк не может определить статус иностранной компании как активной, он должен полагать, что иностранная компания является пассивной иностранной компанией9.

Стоит добавить, что обслуживающий банк может также устанавливать статус КИК-владельца счета по правилам той страны, где она является резидентом10. То есть, если счет кипрской компании, контролируемой российским лицом, открыт в Швейцарии, Швейцарский банк вправе применить как правила Швейцарии, так и принятые положения Кипра.

Также необходимо иметь ввиду два важных аспекта:

1) независимо от того, принадлежит зарубежный счет активной или пассивной КИК, контролирующим лицом которой является российский резидент, сведения о нем не подпадут под автоматический обмен, если остаток на нем на конец года (31 декабря) составляет не более 250 000 долларов США11.

2) Процедура проверки (due diligence), осуществляемая обслуживающим Банком, в отношении «пассивной» компании и ее контролирующего лица менее строгая, если баланс составляет 1 млн. и менее долларов США. Если остаток на счете более 1 млн. долларов в обязательном порядке проводится самосертификация контролирующих лиц, специальная анкета должна быть подписана бенефициарным владельцем12.

В заключение отметим, что необходимость исполнения российскими бенефициарами обязанности по предоставлению в российский налоговый орган уведомления о наличии принадлежащим им контролируемой иностранной компании (п. 2 ст. 25.14. НК РФ) не зависит от того, подпадают их счета под автоматический обмен или нет. Однако шансы российских налоговиков самостоятельно выявить «активные» КИК, принадлежащие российским резидентам, которые не попали под автоматический обмен информацией и в отношении них не были поданы уведомления, невелики.


1. Стандарт ОЭСР автоматического обмена информацией по финансовым счетам;

2. п. 8, п. 9 подраздела D раздела VIII, стр. 39, Стандарт ОЭСР автоматического обмена информацией по финансовым счетам;

3. п. 147, схема № 15, стр. 59, Стандарт автоматического обмена финансовой информацией по налоговым вопросам, Практическое руководство (The CRS Implementation Handbook);

4. п. 153, схема 16, ст. 62, п. 102, стр. 46, схема № 18, ст. 68, Стандарт автоматического обмена финансовой информацией по налоговым вопросам, Практическое руководство (The CRS Implementation Handbook); п.1 гл. D Раздел VIII «Термины» Стандарт ОЭСР автоматического обмена информацией по финансовым счетам;

5. пп. а п. 2, раздела 2 стр. 14, Стандарт ОЭСР автоматического обмена информацией по финансовым счетам;

6. п. 3, раздел 1 CRS-related FAQs;

7. п. 103, стр. 46, Стандарт автоматического обмена финансовой информацией по налоговым вопросам, Практическое руководство (The CRS Implementation Handbook);  пп. a и пп. d п. 9 гл. D «Подотчетный  счет», Раздел VIII «Термины» Стандарт ОЭСР автоматического обмена информацией по финансовым счетам;

8. п. 172, стр. 68-69, Стандарт автоматического обмена финансовой информацией по налоговым вопросам, Практическое руководство (The CRS Implementation Handbook),  пп. пп. a, с п. 2 раздел D, стр. 25-26 Стандарт ОЭСР автоматического обмена информацией по финансовым счетам;

9. п. 175, стр. 69, , Стандарт автоматического обмена финансовой информацией по налоговым вопросам, Практическое руководство (The CRS Implementation Handbook);

10. п. 15 раздел 1 CRS-related FAQs;

11. п. 28 раздел 2, стр. 11 «Summary of the Common Reporting Standart» («CRS»),пп. 1 п. E, раздела 5, стр. 26, Стандарт ОЭСР автоматического обмена информацией по финансовым счетам;

12. п. 157-159, стр. 63-64, Стандарт автоматического обмена финансовой информацией по налоговым вопросам, Практическое руководство (The CRS Implementation Handbook);