Автор: Н. Фимина

Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 10/2016

Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом органы (ученый совет, художественный совет и др.). Неверная организация деятельности органов учреждения может повлечь претензии специалистов контролирующих ведомств при проверках. В статье расскажем о нарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) органами автономного учреждения являются наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения, а также иные пре­дусмотренные федеральными законами и уставом органы (ученый совет, художественный совет и др.). Неверная организация деятельности органов учреждения может повлечь претензии специалистов контролирующих ведомств при проверках.

Наблюдательный совет автономного учреждения является выборным представительным и коллегиальным органом государственно-общественного управления учреждением, осуществляющим в соответствии с уставом решение отдельных вопросов, относящихся к его компетенции.

Основы правового регулирования деятельности наблюдательного совета автономного учреждения урегулированы ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Они состоят в следующем.

В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее 5 и не более 11 членов. Срок действия полномочий наблюдательного совета автономного учреждения определяется уставом автономного учреждения, но не может быть более пяти лет.

Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета автономного учреждения вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 6 ст. 10 Закона № 174-ФЗ).

Рассмотрим типичные нарушения, выявляемые при проведении проверочных мероприятий и связанные с организацией деятельности наблюдательного совета.

Нарушение периодичности проведения собраний

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 174-ФЗ заседания наблюдательного совета автономного учреждения проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Несоблюдение данного требования повлечет претензии проверяющих ведомств.

Так, по материалам проверки деятельности одного из учреждений в качестве нарушения контролеры зафиксировали то, что вопреки ч. 1 ст. 12 Закона № 174-ФЗ заседания наблюдательного совета не проводились в III квартале 2014 года и IV квартале 2015 года (см. материалы, опубликованные на официальном сайте МО Салехард www.salekhard.org, меню «Администрация города» – «Контрольно-ревизионная деятельность» – «Отчет о результатах проведения контрольного мероприятия «Комплексная проверка деятельности МАУ «Салехардский центр молодежи»). Таким образом, пропуск даже только одного квартала признается нарушением.

Документом, подтверждающим факт проведения заседания, является протокол заседания наблюдательного совета. Если протоколы представлены не будут, проверяющие сделают вывод, что свои функции наблюдательный совет автономного учреждения в соответствующий период не выполнял (см., например, материалы проверок, размещенные на официальном сайте Администрации Ширинского района Республики Хакасия www.shiranet.ru, меню «Контрольно-счетная палата» – «Контрольные мероприятия» – «Отчеты по проверкам» – «Отчет по результатам «Проверки использования средств бюджета муниципального образования Ширинский район, выделенных в виде субсидий автономным учреждениям»).

Нарушения при определении состава наблюдательного совета

В состав наблюдательного совета автономного учреждения должны входить представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители работников автономного учреждения.

Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

Как прямо сказано в п. 4 ст. 10 Закона № 174-ФЗ, руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса.

При этом необходимо обратить внимание на следующее существенное обстоятельство. В период отпуска, временной нетрудоспособности руководителя автономного учреждения или его отсутствия по другим причинам выполняет обязанности руководителя его заместитель или же исполнение обязанностей руководителя может возлагаться на иное лицо.

Если сотрудник, замещающий руководителя, входит в состав наблюдательного совета и участвует в очередном заседании, могут возникать проблемы.

В качестве примера можно привести материалы проверок контрольно-счетной палаты Чувашской Республики. В акте проверяющие указали, что в нарушение законодательства главный бухгалтер автономного учреждения 20 декабря приняла участие в заседании наблюдательного совета автономного учреждения, в то время как приказом автономного учреждения от 14 декабря в период с 17 по 23 декабря на нее было возложено выполнение обязанностей директора автономного учреждения (см. информацию, размещенную на официальном портале органов власти Чувашской Республики gov.cap.ru, меню «Деятельность» – «Контрольные мероприятия» – «2013 год»).

Напомним, что в соответствии с ч. 8 ст. 10 Закона № 174-ФЗ решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, установленном уставом автономного учреждения.

Поэтому в рассмотренном выше случае главному бухгалтеру не следовало принимать участие в заседании наблюдательного совета. Кроме того, если предполагается, что руководитель будет отсутствовать длительное время, необходимо применить процедуру досрочного прекращения полномочий члена наблюдательного совета.

Обычно для таких случаев в положение о наблюдательном совете добавляется следующая норма: «Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета».

Отсутствие в документации отметок об утверждении наблюдательным советом

Вопросы компетенции наблюдательного совета урегулированы нормами ст. 11 Закона № 174-ФЗ. В соответствии с ч. 1 данной статьи наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает:

1) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;

2) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

4) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

5) предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

7) по представлению руководителя автономного учреждения – проекты отчетов о деятельности автономного учреждения
и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

8) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

9) предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;

10) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

11) предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;

12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения, не могут быть переданы на рассмотрение другим органам автономного учреждения (ч. 9 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). Поэтому в случае проверки деятельности учреждения важно, чтобы у учреждения имелось свидетельство того, что соответствующие документы действительно были утверждены (одобрены, согласованы) наблюдательным советом.

Например, по материалам проверки деятельности одного из учреждений в качестве нарушения контролерами было признано то, что во всех планах финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения не были проставлены номера и даты протоколов заседания наблюдательного совета (см. материалы, опубликованные на официальном сайте МО Салехард www.salekhard.org, меню «Социально-экономическое развитие» – «Культура и молодежная политика» – «Культура» – «Акт проверки МАУК «Культурно-досуговый центр «Наследие»).

Отсутствие положения о наблюдательном совете

Закон № 174-ФЗ не содержит требования об обязательном оформлении положения о наблюдательном совете автономного учреждения. Однако на практике в подавляющем большинстве случаев такой документ оформляется. Более того, имеются материалы проверок, согласно которым отсутствие в учреждении положения о наблюдательном совете было признано нарушением (см. информацию, размещенную на официальном сайте Администрации Томского района www.tradm.ru, меню «Счетная палата» – «Отчеты о проведенных контрольных мероприятиях» – «2014» – «Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального автономного учреждения «Центр физической культуры и спорта Томского района»).