Александр Иванов
www.reg-audit.ru
Выездная налоговая проверка – головная боль для руководителя любой организации. Практика показывает, что без претензий к налогоплательщику проверки практически не заканчиваются. Соответственно, для каждого руководителя актуален вопрос минимизации рисков.
Пережить проверку с наименьшими потерями поможет несколько простых правил. Все они основаны на практическом опыте, носят рекомендательный характер. Безусловно, соблюдение правил не гарантирует отсутствия налоговых претензий. Такие гарантии дать попросту невозможно по причине специфики актуального налогового законодательства.
Превентивные меры
Первые правила касаются действий до налоговой выездной проверки. Чем раньше будут воплощены в жизнь рекомендации экспертов, тем лучше.
Первое правило: проверки должны быть подконтрольными налогоплательщику. Соответственно, актуальным является вопрос назначения ответственного специалиста. Это может быть сотрудник предприятия или опытный аутсорсер. В первом случае рекомендуется выбирать кандидатуру из состава топ-менеджеров. Это обусловлено объективной необходимостью. Уполномоченное лицо должно иметь доступ к документации разных отделов и вес для постановки задач исполнителям.
Второе правило предусматривает обязательное проведение всеобщего превентивного инструктажа сотрудников. Каждый должен четко понимать, что и с какой целью ему предстоит делать в случае работы выездной проверки на его участке. Особое внимание рекомендуется уделить инструктажу административных единиц, бухгалтерии и специалистов юридического отдела.
Доверяй, но проверяй
В соответствии с законом, налогоплательщик должен быть в установленном порядке уведомлен о готовящейся выездной проверке. Устные уведомления – пустой звук. Об этом важно помнить каждому руководителю.
Получили письмо-уведомление из ИФНС? Эксперты рекомендуют проверить факт назначения проверки. Подписанное руководством ИФНС решение отсутствует? Действия проверяющих можно считать незаконными. Не допускайте безосновательных проверок на предприятии.
Не помешает также установить личности налоговых инспекторов. Достаточно просто позвонить в налоговую. Проверять личности важно и с целью недопущения мошенничества. Налогоплательщик должен четко знать, кому он передает документы для ознакомления. Сотрудники налоговой, не уполномоченные проводить выездную проверку, не имеют права требовать какие-либо документы.
Необходимо также изучить цели и предмет проверки. Это позволит оптимизировать документооборот, минимизировать риск скорого проведения повторной проверки. Также понимание цели и предмета проверки поможет избежать предоставления инспекторам документов, не относящихся к делу.
Контроль и еще раз контроль
Оптимальной может считаться выездная проверка, при которой инспекторы работают в отдельном помещении и доступа в другие службы не имеют. Соответственно, исключены разговоры с сотрудниками предприятия без протокола. Руководитель может контролировать деятельность проверяющих.
Налоговики могут общаться под протокол с разными специалистами компании. Как избежать утечки информации? Поможет грамотный инструктаж. Сотрудники предприятия должны уяснить главное: любые комментарии и разъяснения по документам даются только с разрешения ответственных специалистов.
Не предоставляйте налоговикам доступ к электронным базам. Все сведения они должны по закону получать в виде заверенных распечаток. Не предоставляйте инспекторам документы, которые не были запрошены. Больше информации – больше претензий.